Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 17:44, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение муниципальной собственности в системе управления имущества муниципального образования.
Задачи исследования:
1) изучить теоретические аспекты управления муниципальной собственностью;
2) провести анализ управления муниципальной собственностью в муниципальном образовании Радужный;
3) выявить пути совершенствования управления муниципальной собственностью муниципального образования.
Введение
1. Теоретические аспекты управления муниципальной собственностью
1.1. Понятие, принципы и механизм управления собственностью муниципального образования
1.2. Правовые основы управления муниципальной собственностью
2. Анализ управления муниципальной собственностью в муниципальном образовании Радужный
2.1. Реестр муниципальной собственности
2.2. Управление муниципальным имуществом через учреждения и муниципальные предприятия, хозяйственные и акционерные общества
2.3. Неналоговые доходов в бюджет города от использования муниципального имущества
2.4. Приобретение муниципальной собственности и расходы по ее содержанию
3. Пути совершенствования управления муниципальной собственностью муниципального образования
3.1. Стратегическое партнерство муниципального образования
3.2. Страхование муниципальной собственности
3.3. Отчуждение имущества на другие уровни публичной власти в связи с разграничением полномочий
Заключение
Список использованной литературы
Для достижения целей развития муниципального образования в отношении муниципальной собственности местные органы власти должны выполнять как регулирующую, так и хозяйственную функцию. Задача регулирующей функции - сформировать местную нормативную базу для управления муниципальной собственностью. Хозяйственная функция, по мнению В.С. Варламова и В.И. Некрасова, состоит в вовлечении муниципальной собственности в хозяйственный оборот путем[32]:
- использования муниципальной собственности в качестве инвестиционного ресурса и стимула для привлечения средств инвестора в экономику муниципального образования;
- повышение эффективности использования муниципальной собственности;
- повышение ликвидности муниципальной собственности на вторичном рынке;
- обеспечение программно-информационной поддержки всех элементов систем управления муниципальной собственностью на основе современных технологий.
Основные составляющие и особенности функционирования механизма стратегического партнерства и муниципального взаимодействия в системе управления муниципальной собственностью отражены в таблице 11.
Таблица 11. Особенности функционирования механизма стратегического партнерства и муниципального взаимодействия в системе управления муниципальной собственностью
Составляющие управления муниципальной собственностью | Стратегическое партнерство | Экономический патернализм |
Муниципальная собственность как инвестиционный ресурс | Синергетический социально-экономический эффект | Совокупный социальный эффект |
Доходность использования муниципальной собственности | Взаимоприемлемый уровень эффективности | Повышение качества жизни |
Повышение ликвидности муниципальной собственности на вторичном рынке | Повышение капитализации собственности | Развитая социальная инфраструктура |
Обеспечение поддержки систем управления муниципальной собственностью | Экономические интересы | Социальные интересы |
Специфика и сложность стратегического партнерства по эффективному использованию муниципальной собственности в сельских муниципальных образованиях, обусловлено:
- необходимостью оценки, учета и прогноза развития имущественных отношений на территории МО;
- необходимостью учета структуры имущественного комплекса в МО;
- необходимостью сохранение природно-ресурсного потенциала территории для перспективного его использования;
- необходимостью расчета, достижения пропорций и соответствий между темпами, масштабами использования имущественного комплекса, динамики его основных показателей.
Одной из важнейших задач эффективного функционирования и использования всей совокупности объектов муниципальной собственности является обеспечение ее сохранности. Обычно никто не в состоянии предугадать вероятность причинения ущерба, равно как не в состоянии заранее определить круг лиц потерпевших, которым может быть причинен вред. Более того, невозможно предположить период времени вероятного причинения вреда и его размеры.
Если это все же случилось, компенсировать «нажитое непосильным трудом» имущество позволит страхование. Важность и необходимость возмещения понесенных потерь как способ защиты имущественных интересов муниципалитета не вызывает сомнений.
В целях страховой защиты муниципального имущества от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характеров, вреда, причиненного действиями третьих лиц, и уничтожения Департамент государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с 2003 года производит страхование имущества, находящегося в собственности муниципального образования г. Радужный. Застрахованы следующие объекты, находящиеся в казне, переданные в аренду, безвозмездное пользование, наем и т.п., а также объекты, переданные в оперативное управление муниципальным учреждениям: жилые помещения (квартиры) в кирпичном/панельном и деревянном исполнении с приходящейся на данные жилые помещения долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, помещения вспомогательного использования, являющиеся частью жилого помещения (дома), нежилые здания/помещения в кирпичном/панельном и деревянном исполнении, внешние сети, линии электроснабжения, дороги (земельные участки и расположенные на них функционально связанные инженерные сооружения), сооружения, оборудование (являющееся неделимой или сложной вещью, восстановительная балансовая стоимость которого превышает 1 млн. рублей), мосты.
На протяжении всего периода страхования Страховщиком имущества муниципального образования является ООО «Государственная страховая компания «Югория». В соответствии с договором при наступлении страховых случаев Страховщик возмещает Выгодоприобретателю реальный ущерб, причиненный застрахованным объектам. Муниципальное образование г. Радужный является Выгодоприобретателем, т.е. лицом, в пользу которого заключен договор страхования, в целях защиты его имущественных интересов.
Проведенный анализ страховых случаев позволяет сказать, что основной причиной гибели и повреждения муниципальной собственности являются пожары.
За период 2003 - 2009 годов произошли 16 пожаров, из них полностью уничтожено огнем - 7 объектов недвижимости в деревянном исполнении. Кроме того, зафиксированы страховые случаи техногенного характера, такие как повреждение водой из систем водоснабжения - 1 случай, а также пострадали свыше 100 объектов в результате аварии, произошедшей на магистральном трубопроводе подачи тепловой энергии под действием низких температур.
Всего в счет возмещения ущерба при наступлении страховых случаев в бюджет города получено страховое возмещение в сумме 27 миллионов рублей. Тем самым выполнено основное предназначение страхования: «Главная задача страхования состоит в том, чтобы фактически разрушенное имущество превратить в экономически неразрушаемое, сделать неразрушаемой капитальную ценность, несмотря на разрушаемость ее физических свойств».
Отчуждение муниципального имущества в рамках Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[33] осуществлялось по следующим направлениям:
- безвозмездная передача имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В рамках выполнения данной задачи практически завершена передача имущества субъекту Российской Федерации. Получено имущества от Департамента государственной собственности ХМАО - Югры в текущем году на сумму 24556 тыс. руб.
В Территориальное управление Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре было переданы 5 объектов, используемых государственными структурами Российской Федерации, а именно:
- филиал № 6 ГУ Регионального отделения фонда социального страхования РФ по ХМАО - Югре, расположенный по адресу: г. Радужный, мкр. 1, дом 46 (для Государственного учреждения - региональное отделение фонда социального страхования РФ по ХМАО - Югре);
- гараж № 71 (5 ряд), нежилое здание для стоянки автотранспорта общей площадью 34,0 кв. м, этажность - 1, расположенный по адресу: Россия, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Радужный, Северо-западная коммунальная зона, ул. Новая, комплекс гаражей № 7, строение 71 (для Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре);
- офис для производственной деятельности, часть нежилого здания общей площадью 171,9 кв. м, расположенная по адресу г. Радужный, 1 мкр., стр. 42/2 (для Федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре»);
- офис Пенсионного фонда площадью 157,0 кв. м, в том числе основная 115,6 кв. м, расположенный на 1 этаже 9-этажного дома по адресу: г. Радужный, 2 мкр., дом 25 (для Государственного учреждения Отдел пенсионного фонда РФ в городе Радужный ХМАО - Югры);
- нежилое помещение, отдел ЗАГС общей площадью 263,8 кв. м, расположено на 1 этаже 9-этажного жилого дома по адресу: г. Радужный, 2 мкр., дом 25 (для Государственного учреждения Отдел пенсионного фонда РФ в городе Радужный ХМАО - Югры).
Одним из направлений в работе комитета является создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства путем оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Был сформирован перечень имущества, передаваемого в поддержку малого и среднего предпринимательства, путем заключения договора аренды.
Данный перечень включает в себя 46 объектов имущества, в числе которых:
- 18 объектов недвижимого имущества;
- 26 объектов движимого имущества;
- 2 объекта сооружения.
Перечень утвержден распоряжением главы города Радужный от 06.04.2009 № 584р «О перечне муниципального имущества, представляемого субъектам малого и среднего предпринимательства». Порядок ведения данного перечня осуществляется в соответствии с нормативно-правовым актом, утвержденным распоряжением главы города Радужный от 05.03.2009 № 375р «О порядке формирования, ведения и опубликования перечня муниципального имущества, предоставляемого во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, а также порядке и условиях предоставления в аренду включенного в него имущества». Также были разработаны и утверждены следующие нормативно-правовые акты, определяющие порядок и условия предоставления в аренду включенного в данный перечень имущества:
- распоряжением главы города от 05.03.2009 № 375р «О порядке формирования, ведения и опубликования перечня муниципального имущества, предоставляемого во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, а также порядке и условиях предоставления в аренду включенного в него имущества»;
- распоряжением главы города от 07.07.2009 № 1358р «О внесении изменений в приложение 2 к распоряжению администрации города Радужный от 05.03.2009 № 375 «О порядке формирования, ведения и опубликования перечня муниципального имущества, предоставляемого во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, а также порядке и условиях предоставления в аренду включенного в него имущества».
Общая площадь объектов имущества, включенных в перечень, составляет 6356,8 кв. м, переданная площадь - 6190,8 кв. м, готовится к передаче - 166 кв. м.
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, обратившихся за имуществом и получивших его, - 11.
Во исполнение решения Думы города от 19.06.2009 № 595 «Об оказании поддержки в виде реструктуризации задолженности по арендной плате» было разработано и утверждено постановлением от 30.06.2009 № 482 «Положение» о предоставлении поддержки в виде реструктуризации задолженности по арендной плате, а также утверждены формы типового «соглашения» о предоставлении рассрочки по оплате задолженности и типового «соглашения» о предоставлении отсрочки по оплате задолженности. Данные нормативные акты были разработаны в рамках антикризисных мероприятий по поддержке предпринимателей, снижению социальной напряженности на территории муниципального образования.
С момента принятия нормативного акта возможностью получить поддержку в виде отсрочки оплаты задолженности по арендным платежам воспользовались:
- ПБОЮЛ Беляева Л.Б., получив отсрочку оплаты задолженности в сумме 62229,88 на срок до 01.07.2010;
- ООО «А-Спектр», получив отсрочку оплаты задолженности в сумме 908282,68 руб. на срок до 28.12.2009.
Рассрочками оплаты задолженности по арендным платежам воспользовались:
- ООО «Каспий-Э», получив рассрочку оплаты задолженности на сумму 656624,69 руб. с оплатой равными долями в течение 12 месяцев;
- ПБОЮЛ Музыка В.А., получив рассрочку оплаты задолженности на сумму 200907,01 руб. с оплатой равными долями в течение 12 месяцев;
- ПБОЮЛ Григорьев В.Х., получив рассрочку оплаты задолженности на сумму 451639,19 руб. с оплатой равными долями в течение 12 месяцев.
Данный опыт является уникальным, позволяющим снизить финансовое бремя в этот непростой период для субъектов малого и среднего предпринимательства, сохранить рабочие места и получить арендные платежи в бюджет без дополнительных судебных издержек.
Муниципальная собственность наряду с местными финансами составляет экономическую основу местного самоуправления. Сейчас, не смотря на тотальную приватизацию всего и вся, государство и муниципалитеты остаются крупными собственниками имущества. Вопросы формирования, эффективного управления и распоряжения муниципальной собственностью, поэтому являются весьма актуальными в нынешних экономических условиях.
При решении задач, связанных с наиболее эффективным использованием муниципальной собственности, основными принципами являются:
Информация о работе Управление муниципальной собственностью: проблемы и задачи