Управление муниципальной собственностью: проблемы и задачи

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 17:44, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение муниципальной собственности в системе управления имущества муниципального образования.
Задачи исследования:
1) изучить теоретические аспекты управления муниципальной собственностью;
2) провести анализ управления муниципальной собственностью в муниципальном образовании Радужный;
3) выявить пути совершенствования управления муниципальной собственностью муниципального образования.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты управления муниципальной собственностью
1.1. Понятие, принципы и механизм управления собственностью муниципального образования
1.2. Правовые основы управления муниципальной собственностью
2. Анализ управления муниципальной собственностью в муниципальном образовании Радужный
2.1. Реестр муниципальной собственности
2.2. Управление муниципальным имуществом через учреждения и муниципальные предприятия, хозяйственные и акционерные общества
2.3. Неналоговые доходов в бюджет города от использования муниципального имущества
2.4. Приобретение муниципальной собственности и расходы по ее содержанию
3. Пути совершенствования управления муниципальной собственностью муниципального образования
3.1. Стратегическое партнерство муниципального образования
3.2. Страхование муниципальной собственности
3.3. Отчуждение имущества на другие уровни публичной власти в связи с разграничением полномочий
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Управление муниципальной собственностью проблемы и задачи.doc

— 915.00 Кб (Скачать)

Помимо применения современных информационных технологий повышению эффективности управления объектами муниципального имущества способствуют:

- разработка необходимой методики регламентации взаимодействия между различными службами. Приказом комитета от 04.08.2008 № 656 «Об утверждении Регламента взаимодействия отделов комитета»[22] утвержден регламент, регулирующий порядок взаимодействия отдела комитета при нарушении договорных обязательств, а также в процессе осуществления судебной работы и работы по исполнению судебных актов, что способствует обеспечению постоянного и действенного контроля за выполнением имущественных обязательств пользователей муниципального имущества.

- систематизация сведений о наличии и использовании муниципального имущества. С целью определения фактического наличия имущества, числящегося в реестровом и бухгалтерском учете, проводятся инвентаризации в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»[23] и Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина РФ от 13.06.95 № 49[24]. Для этого сформирована компетентная комиссия, результатом деятельности которой является формирование исчерпывающего перечня имущества с описанием состояния объектов и возможности дальнейшей эксплуатации.

Эффективное функционирование системы управления муниципальной собственностью возможно при наличии достоверной и полной информации о составе, структуре и состоянии муниципального имущества. С этой целью создана информационная система постановлением главы города от 25.02.2000 № 188 «Об утверждении Положения о Реестре муниципальной собственности города Радужного»[25] и распоряжением главы города от 25.12.2002 № 1535р «О ведении Реестра муниципальной собственности»[26] установлен порядок учета муниципального имущества, по данным которого формируется и ведется реестр муниципальной собственности. Согласно структуре реестра учитываемое имущество квалифицируется по группам учета (табл. 3).

 

Таблица 3. Структура Реестра муниципальной собственности города Радужного, единиц

Группа учета

2005

2006

2007

2008

2009

Здания кроме жилых

255

244

228

246

246

Встроенно-пристроенные помещения

167

145

127

167

163

Объекты, не завершенные строительством

68

18

19

16

17

Жилые здания

346

349

107

95

88

Жилые квартиры

1863

2096

1688

1674

1468

Сооружения

778

831

1148

1265

1265

Объекты внешнего благоустройства

78

57

185

186

150

Автомобильные и шоссейные дороги

43

39

43

48

92

Транспортные средства

311

304

312

353

361

Машины и оборудование, инвентарь

8354

11116

23245

29683

25668

Интеллектуальная собственность

324

77

58

51

47

Иное движимое имущество

33

31

505

825

859

Вычислительная техника

923

863

2233

3099

3252

Ценные бумаги

8

8

8

9

10

Земельные участки

 

 

3

46

100


 

Данные в таблице 3 приведены в единицах учета, в связи с наибольшей наглядностью о происходящих количественных изменениях по годам и группам учета. На эти изменения в течение этих лет влияли такие факторы, как приобретение и списание имущества, объекты, переданные после завершения строительства и реконструкции, приватизация, перепрофилирование, передача на иные уровни власти в связи с разграничением полномочий, изменения в бюджетной учетной политике и прочие объективные факторы.

Одним из показателей эффективности при управлении муниципальным имуществом является управление и распоряжение имуществом, входящим в состав муниципальной казны. Целями управления и распоряжения имуществом, относящимся к муниципальной казне, являются:

- укрепление материально-финансовой основы местного самоуправления;

- преумножение и улучшение материальной собственности, используемой для социально-экономического развития муниципального образования город Радужный;

- привлечение инвестиций и стимулирование предпринимательской активности на территории муниципального образования городской округ город Радужный;

- обеспечение обязательств муниципального образования в сфере гражданских правоотношений.

Для выполнения выше обозначенных задач комитетом решаются следующие задачи:

- обеспечение надлежащего (т.е. полного и своевременного) учета муниципального имущества казны, включающего многоаспектное (техническое и правовое) описание соответствующих объектов учета;

- сохранение и преумножение имущества муниципальной казны;

- привлечение дополнительных средств в городской бюджет;

- определение и применение наиболее эффективных способов использования имущества муниципальной казны.

Таблица 4. Данные реестра муниципального образования г. Радужный по состоянию на 01.01.2010

Наименование

Единиц

Балансовая стоимость

В том числе муниципальная казна

единиц

стоимость

Земельные участки

100

1551638252,23

100

1551638252,23

Сооружения

1265

774893053,59

74

118204988,17

Автомобильные дороги

92

722850113,09

57

370503354,69

Встроенно-пристроенные помещения

163

643206981,6

73

400131927,9

Здания, кроме жилых

246

3140358952,71

57

241168595,51

Жилые дома

88

66497591,43

87

66007591,43

Квартиры

1468

1107909752,50

1468

1107909752,50

Незавершенное строительство

17

80245743,43

2

22427911

Транспортные средства

361

163944155,96

40

28322919,82

Машины и оборудование, инвентарь

25668

870405593,97

355

19269390,56

Ценные бумаги

10

4211490,54

8

4080105,04

Вычислительная техника

3252

75356409,47

19

446437,90

Интеллектуальная собственность

47

20642388,53

 

 

Иное движимое имущество

859

16302976,33

27

4307550,69

Объекты внешнего благоустройства

150

5713382,55

 

 

Итого

33786

9244176837,93

2367

3934418777,44


 

Для наглядности можно привести цифры за 2004 год, когда муниципальная казна насчитывала 1107 единиц учета стоимостью 146763. Произошел рост объектов учета имущества муниципальной казны и в количественном и в стоимостном выражении.

 

 

2.2. Управление муниципальным имуществом через учреждения и муниципальные предприятия, хозяйственные и акционерные общества

 

Для решения всех полномочий, возложенных на муниципальное образование городской округ город Радужный, на его территории осуществляют свою деятельность в различных социально значимых сферах:

1. 39 муниципальных учреждений, из них:

1) в системе образования - 18 учреждений;

2) в области культуры - 9 учреждений;

3) в системе здравоохранения - 2 учреждения;

4) в системе физической культуры и спорта - 9 учреждений;

5) в системе ЖКХ - 1 учреждение.

2. Организации, выполняющие административно-управленческие функции, - 7 ед.;

3. Дума города - организация, осуществляющая представительные функции.

За учреждениями и организациями закреплено имущество на праве оперативного управления в количестве 29253 единицы учета на общую сумму 4026743 тыс. руб. Комитетом осуществляется контроль за сохранностью и использованием муниципального имущества учреждениями и организациями города, техническим состоянием объектов недвижимости и движимого имущества, осуществляется постановка и списание имущества, находящегося в оперативном управлении, производится инвентаризация и камеральная проверка соответствия имущественных комплексов учреждений с данными реестра.

Система управления муниципальными унитарными предприятиями основана на положениях Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»[27]. На территории муниципального образования по состоянию на 01.01.2008 зарегистрированы 9 муниципальных унитарных предприятий, из них действующих - 8.

В соответствии с решением Думы города от 22.12.2005 № 96 «Об утверждении Положения о порядке перечисления в бюджет города Радужный части прибыли муниципальных унитарных предприятий»[28] и Уставами унитарных муниципальных предприятий предприятиями перечислялись в бюджет города отчисления от прибыли, остающейся после уплаты налогов (рис. 1).

Рис. 1. Перечисление части прибыли муниципальными унитарными предприятиями (тыс. руб.)

 

В целях организации контроля за эффективностью деятельности муниципальных унитарных предприятий действует порядок отчетности, который обязывает руководителей предприятий ежеквартально предоставлять бухгалтерскую (финансовую отчетность) и ежегодно по установленной форме в управление экономики и прогнозирования администрации города и в комитет по управлению муниципальным имуществом.

Администрацией города при участии комитета по управлению муниципальным имуществом в соответствии с графиком ежеквартально проводятся балансовые комиссии по рассмотрению и утверждению результатов хозяйственно-финансовой деятельности предприятий, рассматривается и утверждается бизнес-план предприятия на предстоящий календарный год.

В соответствии с распоряжением главы города от 29.06.2004 № 936р «О мерах по обеспечению проведения обязательных ежегодных аудиторских проверок муниципальных унитарных предприятий» и распоряжением главы города от 21.07.2004 № 1040р «Об утверждении нормативных документов по обеспечению проведения обязательного ежегодного аудита деятельности муниципальных унитарных предприятий»[29] комитетом осуществляется работа по контролю за проведением ежегодного аудита годовой бухгалтерской отчетности муниципальных унитарных предприятий.

В соответствии с постановлением главы города от 17.10.2008 № 1449 «Об утверждении Положения о порядке согласования заимствований муниципальными унитарными предприятиями» администрация города и комитет осуществляют работу по согласованию залоговых обязательств муниципальных унитарных предприятий.

Осуществляет комитет и согласование залога имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятий, при осуществлении ими заимствований.

В соответствии с распоряжением главы города от 21.08.2008 № 1451р «Об утверждении порядка согласования крупных сделок»[30] администрацией города и комитетом проводится работа по согласованию крупных сделок на стадии рассмотрения проектов договоров.

В соответствии со статьей 295, пунктом 2, Гражданского кодекса Российской Федерации[31] комитет в связи с обращением муниципального унитарного предприятия осуществляет согласование вопроса передачи предприятием в аренду объектов недвижимого имущества.

С целью оптимизации количества муниципальных предприятий принято решение о преобразовании УМСАП по ООГХ в открытое акционерное общество, проводятся необходимые мероприятия по осуществлению принятого решения.

Управление принадлежащими муниципальному образованию акциями (долями) осуществляется комитетом по управлению муниципальным имуществом. В составе Совета директоров акционерных обществ, ревизионных комиссий, счетных комиссий принимают участие муниципальные служащие администрации города и комитета по управлению муниципальным имуществом. Представители лично участвуют в работе органов управления, в составе ревизионных, счетных комиссий хозяйственных обществ, участвуют в годовых собраниях акционеров по доверенности.

 

 

2.3. Неналоговые доходов в бюджет города от использования муниципального имущества

 

Наилучшим образом эффективность использования и управления муниципальной собственностью отражает такой показатель, как неналоговые доходы бюджета муниципального образования, основное место среди которых занимают доходы от использования имущества.

 

Таблица 5. Неналоговые доходов в бюджет города от использования муниципального имущества

Период (год)

Неналоговые доходы городского бюджета (тыс. руб.)

Доходы от использования имущества (тыс. руб.)

Удельный вес от объема поступлений неналоговых доходов в бюджет города

2006

107710

89802

83,4%

2007

116121

113100

97,4%

2008

158801

139040

87,6%

2009

194299

170129

87,56%

Информация о работе Управление муниципальной собственностью: проблемы и задачи