Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 17:44, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение муниципальной собственности в системе управления имущества муниципального образования.
Задачи исследования:
1) изучить теоретические аспекты управления муниципальной собственностью;
2) провести анализ управления муниципальной собственностью в муниципальном образовании Радужный;
3) выявить пути совершенствования управления муниципальной собственностью муниципального образования.
Введение
1. Теоретические аспекты управления муниципальной собственностью
1.1. Понятие, принципы и механизм управления собственностью муниципального образования
1.2. Правовые основы управления муниципальной собственностью
2. Анализ управления муниципальной собственностью в муниципальном образовании Радужный
2.1. Реестр муниципальной собственности
2.2. Управление муниципальным имуществом через учреждения и муниципальные предприятия, хозяйственные и акционерные общества
2.3. Неналоговые доходов в бюджет города от использования муниципального имущества
2.4. Приобретение муниципальной собственности и расходы по ее содержанию
3. Пути совершенствования управления муниципальной собственностью муниципального образования
3.1. Стратегическое партнерство муниципального образования
3.2. Страхование муниципальной собственности
3.3. Отчуждение имущества на другие уровни публичной власти в связи с разграничением полномочий
Заключение
Список использованной литературы
Помимо применения современных информационных технологий повышению эффективности управления объектами муниципального имущества способствуют:
- разработка необходимой методики регламентации взаимодействия между различными службами. Приказом комитета от 04.08.2008 № 656 «Об утверждении Регламента взаимодействия отделов комитета»[22] утвержден регламент, регулирующий порядок взаимодействия отдела комитета при нарушении договорных обязательств, а также в процессе осуществления судебной работы и работы по исполнению судебных актов, что способствует обеспечению постоянного и действенного контроля за выполнением имущественных обязательств пользователей муниципального имущества.
- систематизация сведений о наличии и использовании муниципального имущества. С целью определения фактического наличия имущества, числящегося в реестровом и бухгалтерском учете, проводятся инвентаризации в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»[23] и Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина РФ от 13.06.95 № 49[24]. Для этого сформирована компетентная комиссия, результатом деятельности которой является формирование исчерпывающего перечня имущества с описанием состояния объектов и возможности дальнейшей эксплуатации.
Эффективное функционирование системы управления муниципальной собственностью возможно при наличии достоверной и полной информации о составе, структуре и состоянии муниципального имущества. С этой целью создана информационная система постановлением главы города от 25.02.2000 № 188 «Об утверждении Положения о Реестре муниципальной собственности города Радужного»[25] и распоряжением главы города от 25.12.2002 № 1535р «О ведении Реестра муниципальной собственности»[26] установлен порядок учета муниципального имущества, по данным которого формируется и ведется реестр муниципальной собственности. Согласно структуре реестра учитываемое имущество квалифицируется по группам учета (табл. 3).
Таблица 3. Структура Реестра муниципальной собственности города Радужного, единиц
Группа учета | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Здания кроме жилых | 255 | 244 | 228 | 246 | 246 |
Встроенно-пристроенные помещения | 167 | 145 | 127 | 167 | 163 |
Объекты, не завершенные строительством | 68 | 18 | 19 | 16 | 17 |
Жилые здания | 346 | 349 | 107 | 95 | 88 |
Жилые квартиры | 1863 | 2096 | 1688 | 1674 | 1468 |
Сооружения | 778 | 831 | 1148 | 1265 | 1265 |
Объекты внешнего благоустройства | 78 | 57 | 185 | 186 | 150 |
Автомобильные и шоссейные дороги | 43 | 39 | 43 | 48 | 92 |
Транспортные средства | 311 | 304 | 312 | 353 | 361 |
Машины и оборудование, инвентарь | 8354 | 11116 | 23245 | 29683 | 25668 |
Интеллектуальная собственность | 324 | 77 | 58 | 51 | 47 |
Иное движимое имущество | 33 | 31 | 505 | 825 | 859 |
Вычислительная техника | 923 | 863 | 2233 | 3099 | 3252 |
Ценные бумаги | 8 | 8 | 8 | 9 | 10 |
Земельные участки |
|
| 3 | 46 | 100 |
Данные в таблице 3 приведены в единицах учета, в связи с наибольшей наглядностью о происходящих количественных изменениях по годам и группам учета. На эти изменения в течение этих лет влияли такие факторы, как приобретение и списание имущества, объекты, переданные после завершения строительства и реконструкции, приватизация, перепрофилирование, передача на иные уровни власти в связи с разграничением полномочий, изменения в бюджетной учетной политике и прочие объективные факторы.
Одним из показателей эффективности при управлении муниципальным имуществом является управление и распоряжение имуществом, входящим в состав муниципальной казны. Целями управления и распоряжения имуществом, относящимся к муниципальной казне, являются:
- укрепление материально-финансовой основы местного самоуправления;
- преумножение и улучшение материальной собственности, используемой для социально-экономического развития муниципального образования город Радужный;
- привлечение инвестиций и стимулирование предпринимательской активности на территории муниципального образования городской округ город Радужный;
- обеспечение обязательств муниципального образования в сфере гражданских правоотношений.
Для выполнения выше обозначенных задач комитетом решаются следующие задачи:
- обеспечение надлежащего (т.е. полного и своевременного) учета муниципального имущества казны, включающего многоаспектное (техническое и правовое) описание соответствующих объектов учета;
- сохранение и преумножение имущества муниципальной казны;
- привлечение дополнительных средств в городской бюджет;
- определение и применение наиболее эффективных способов использования имущества муниципальной казны.
Таблица 4. Данные реестра муниципального образования г. Радужный по состоянию на 01.01.2010
Наименование | Единиц | Балансовая стоимость | В том числе муниципальная казна | |
единиц | стоимость | |||
Земельные участки | 100 | 1551638252,23 | 100 | 1551638252,23 |
Сооружения | 1265 | 774893053,59 | 74 | 118204988,17 |
Автомобильные дороги | 92 | 722850113,09 | 57 | 370503354,69 |
Встроенно-пристроенные помещения | 163 | 643206981,6 | 73 | 400131927,9 |
Здания, кроме жилых | 246 | 3140358952,71 | 57 | 241168595,51 |
Жилые дома | 88 | 66497591,43 | 87 | 66007591,43 |
Квартиры | 1468 | 1107909752,50 | 1468 | 1107909752,50 |
Незавершенное строительство | 17 | 80245743,43 | 2 | 22427911 |
Транспортные средства | 361 | 163944155,96 | 40 | 28322919,82 |
Машины и оборудование, инвентарь | 25668 | 870405593,97 | 355 | 19269390,56 |
Ценные бумаги | 10 | 4211490,54 | 8 | 4080105,04 |
Вычислительная техника | 3252 | 75356409,47 | 19 | 446437,90 |
Интеллектуальная собственность | 47 | 20642388,53 |
|
|
Иное движимое имущество | 859 | 16302976,33 | 27 | 4307550,69 |
Объекты внешнего благоустройства | 150 | 5713382,55 |
|
|
Итого | 33786 | 9244176837,93 | 2367 | 3934418777,44 |
Для наглядности можно привести цифры за 2004 год, когда муниципальная казна насчитывала 1107 единиц учета стоимостью 146763. Произошел рост объектов учета имущества муниципальной казны и в количественном и в стоимостном выражении.
Для решения всех полномочий, возложенных на муниципальное образование городской округ город Радужный, на его территории осуществляют свою деятельность в различных социально значимых сферах:
1. 39 муниципальных учреждений, из них:
1) в системе образования - 18 учреждений;
2) в области культуры - 9 учреждений;
3) в системе здравоохранения - 2 учреждения;
4) в системе физической культуры и спорта - 9 учреждений;
5) в системе ЖКХ - 1 учреждение.
2. Организации, выполняющие административно-управленческие функции, - 7 ед.;
3. Дума города - организация, осуществляющая представительные функции.
За учреждениями и организациями закреплено имущество на праве оперативного управления в количестве 29253 единицы учета на общую сумму 4026743 тыс. руб. Комитетом осуществляется контроль за сохранностью и использованием муниципального имущества учреждениями и организациями города, техническим состоянием объектов недвижимости и движимого имущества, осуществляется постановка и списание имущества, находящегося в оперативном управлении, производится инвентаризация и камеральная проверка соответствия имущественных комплексов учреждений с данными реестра.
Система управления муниципальными унитарными предприятиями основана на положениях Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»[27]. На территории муниципального образования по состоянию на 01.01.2008 зарегистрированы 9 муниципальных унитарных предприятий, из них действующих - 8.
В соответствии с решением Думы города от 22.12.2005 № 96 «Об утверждении Положения о порядке перечисления в бюджет города Радужный части прибыли муниципальных унитарных предприятий»[28] и Уставами унитарных муниципальных предприятий предприятиями перечислялись в бюджет города отчисления от прибыли, остающейся после уплаты налогов (рис. 1).
Рис. 1. Перечисление части прибыли муниципальными унитарными предприятиями (тыс. руб.)
В целях организации контроля за эффективностью деятельности муниципальных унитарных предприятий действует порядок отчетности, который обязывает руководителей предприятий ежеквартально предоставлять бухгалтерскую (финансовую отчетность) и ежегодно по установленной форме в управление экономики и прогнозирования администрации города и в комитет по управлению муниципальным имуществом.
Администрацией города при участии комитета по управлению муниципальным имуществом в соответствии с графиком ежеквартально проводятся балансовые комиссии по рассмотрению и утверждению результатов хозяйственно-финансовой деятельности предприятий, рассматривается и утверждается бизнес-план предприятия на предстоящий календарный год.
В соответствии с распоряжением главы города от 29.06.2004 № 936р «О мерах по обеспечению проведения обязательных ежегодных аудиторских проверок муниципальных унитарных предприятий» и распоряжением главы города от 21.07.2004 № 1040р «Об утверждении нормативных документов по обеспечению проведения обязательного ежегодного аудита деятельности муниципальных унитарных предприятий»[29] комитетом осуществляется работа по контролю за проведением ежегодного аудита годовой бухгалтерской отчетности муниципальных унитарных предприятий.
В соответствии с постановлением главы города от 17.10.2008 № 1449 «Об утверждении Положения о порядке согласования заимствований муниципальными унитарными предприятиями» администрация города и комитет осуществляют работу по согласованию залоговых обязательств муниципальных унитарных предприятий.
Осуществляет комитет и согласование залога имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятий, при осуществлении ими заимствований.
В соответствии с распоряжением главы города от 21.08.2008 № 1451р «Об утверждении порядка согласования крупных сделок»[30] администрацией города и комитетом проводится работа по согласованию крупных сделок на стадии рассмотрения проектов договоров.
В соответствии со статьей 295, пунктом 2, Гражданского кодекса Российской Федерации[31] комитет в связи с обращением муниципального унитарного предприятия осуществляет согласование вопроса передачи предприятием в аренду объектов недвижимого имущества.
С целью оптимизации количества муниципальных предприятий принято решение о преобразовании УМСАП по ООГХ в открытое акционерное общество, проводятся необходимые мероприятия по осуществлению принятого решения.
Управление принадлежащими муниципальному образованию акциями (долями) осуществляется комитетом по управлению муниципальным имуществом. В составе Совета директоров акционерных обществ, ревизионных комиссий, счетных комиссий принимают участие муниципальные служащие администрации города и комитета по управлению муниципальным имуществом. Представители лично участвуют в работе органов управления, в составе ревизионных, счетных комиссий хозяйственных обществ, участвуют в годовых собраниях акционеров по доверенности.
Наилучшим образом эффективность использования и управления муниципальной собственностью отражает такой показатель, как неналоговые доходы бюджета муниципального образования, основное место среди которых занимают доходы от использования имущества.
Таблица 5. Неналоговые доходов в бюджет города от использования муниципального имущества
Период (год) | Неналоговые доходы городского бюджета (тыс. руб.) | Доходы от использования имущества (тыс. руб.) | Удельный вес от объема поступлений неналоговых доходов в бюджет города |
2006 | 107710 | 89802 | 83,4% |
2007 | 116121 | 113100 | 97,4% |
2008 | 158801 | 139040 | 87,6% |
2009 | 194299 | 170129 | 87,56% |
Информация о работе Управление муниципальной собственностью: проблемы и задачи