Территориальная основа местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 09:38, курсовая работа

Описание работы

Особую актуальность изучению территориальных основ местного самоуправления придает принятый Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), в соответствии с которым было осуществлено их реформирование

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................................................3
Понятие и правовое регулирование территориальных основ местного самоуправления 4
Установление границ муниципального образования. 6
Изменение границ муниципального образования 10
Преобразование муниципального образования 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ........................................................................................................................16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ........................................................17

Работа содержит 1 файл

для.docx

— 39.56 Кб (Скачать)

     Преобразование  муниципального образования 

      Законом о местном самоуправлении 2003г. определено понятие преобразования муниципальных  образований, чего не было ранее. Под преобразованием муниципального образования понимаются:

      1) объединение муниципальных образований; 

      2) разделение муниципальных образований;

      3) изменение статуса городского  поселения в связи с наделением  его статусом городского округа  либо лишением его статуса  городского округа.

      Преобразование  муниципальных образований осуществляется законами субъектов РФ, его инициаторами могут выступать население, органы местного самоуправления, органы государственной  власти субъектов РФ, федеральные  органы государственной власти. Инициатива населения при этом, так же как  и инициатива по изменению границ муниципального образования, осуществляется в порядке, установленном для  выдвижения инициативы проведения местного референдума. [15] 

 

Заключение 

     С принятием Федерального закона № 131-ФЗ начата реформа местного самоуправления, целью которой было существенное улучшение качества оказания услуг органами публичной власти населению через следующие механизмы: обеспечение четкого разграничения полномочий и ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления, создание баланса власти внутри регионов, прекращение практики «нефинансируемых мандатов», осуществление конституционного права граждан на местное самоуправление.

     Концепция реформы предусматривала создание модели местного самоуправления, базирующейся на принципах, во-первых, максимального  приближения местной власти к  населению, во-вторых, наделения ее необходимыми полномочиями и ресурсами  для самостоятельного решения вопросов местного значения. В этой связи  базовым уровнем местного самоуправления должен был стать поселенческий  уровень. Для координации деятельности поселений предусматривалось создание районного уровня власти, также включенного  в систему местного самоуправления. В целом в результате реформы  должен быть реализован принцип «поселение для населения, район для поселения».

     За  время, прошедшее после принятия Федерального закона № 131-ФЗ, на федеральном, региональном и местном уровнях в большей части сформирована необходимая нормативная правовая база, создаются условия для поступательного развития экономики и социальной сферы в муниципальных образованиях.

     Большая часть функций в сфере социально-экономического развития передана на региональный и  местный уровень, определены единые принципы функционирования системы  местного самоуправления. В связи  с этим можно констатировать, что  переходный период создания институтов, необходимых для организации местного самоуправления, в целом завершен.

     В Российской Федерации построена  современная унифицированная модель территориальной организации местного самоуправления с разными видами муниципальных образований, которая  реализуется в городских и  сельских поселениях, муниципальных  районах, а также в городских  округах и на внутригородских  территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Проведено разграничение полномочий Российской Федерации, ее субъектов  и местного самоуправления – с  одновременной передачей большей  части функций в сфере социально-экономического развития на региональный и местный  уровень, определены финансовая и материальная основа местного самоуправления, а  также единые принципы его функционирования, упорядочено территориальное и  бюджетное устройство.

     Вместе  с тем, практика реализации Федерального закона №131-ФЗ выявила ряд правовых и других проблем, требующих дальнейшего  совершенствования федерального законодательства и иных решений.

     Все институты местного самоуправления тесно взаимосвязаны. Территориальные  основы местного самоуправления, во многом, будучи обусловленными потребностью оптимального осуществления полномочий на определенной территории в зависимости от характера  этих полномочий (компетенционные основы местного самоуправления), в свою очередь повлияли на дальнейшее развитие компетенционных основ, а также правовых, организационных и финансово-экономических основ местного самоуправления.

     Территориальные основы местного самоуправления как  институт муниципального права представляют собой совокупность муниципально-правовых норм, закрепляющих и регулирующих территориальную организацию местного самоуправления: формирование и состав территории муниципального образования, границы территории муниципального образования, порядок их установления и изменения.

     Процесс территориальных изменений затронул не только существующие муниципальные  образования, но и сказался на сложившейся  системе взаимодействия органов  местного самоуправления с органами государственной власти субъектов  Российской Федерации, с федеральными территориальными органами исполнительной власти. И, самое главное, реформа  территориальной организации местной  власти прямо или косвенно затронуло  все население. Поэтому Федеральным  законом №131-ФЗ предусмотрены гарантии участия населения в этом процессе. Основной из таких гарантий, которая является прямым следствием конституционных положений, является недопустимость изменения границ и территорий существующих муниципальных образований, изменение их статуса без согласия населения.

     Более того, необходимо разъяснять выдвигаемые  инициативы, доводить до сведения граждан  возможные последствия для населения  тех мер, которые предлагаются. Поскольку  институт голосования по вопросу  изменения границ и преобразования муниципальных образований применяется  впервые в федеральном законодательстве, а этапы его проведения по времени  и основным процедурам соответствуют  аналогичным условиям при проведении местного референдума, необходимо будет  широко разъяснить избирателям отличие  этого института от института  референдума.

     Результаты  проводимой муниципальной реформы, особенно в части реализации новых  принципов территориальной организации  местного самоуправления во многом зависят  от правильного понимания соотношения  административно-территориального и  муниципально-территориального устройства субъектов РФ. В этой связи важно подчеркнуть, что административно-территориальное устройство субъектов РФ первично по отношению к территориальной организации местного самоуправления, поскольку именно в соответствии с административным устройством территории субъекта РФ организуется деятельность не только органов государственной власти этого субъекта, но и федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления. 

 

Список  использованных источников информации 

    1. Конституция Российской Федерации
    2. Федеральный закон от 6 октября 2003г. №131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
    3. Федеральный закон от 12 июня 2002г. №67 – ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
    4. Распоряжение Правительства РФ №707-р от 25 мая 2004г.
    5. Наумов С.Ю. Основы организации муниципального управления. – М.: «ФОРУМ», 2009г.
    6. Муниципальное право / Под ред. Конина Н.М. М.:, 2006г.
    7. Муниципальное право / Под ред. Чаннова С.Е. М.:, 2008г.
    8. Муниципальное право России / Под ред. Кокотова А.Н. М.:, 2008г.
    9. Муниципальное право России / Под ред. Постового Н.В. М.:, 2008г.

Информация о работе Территориальная основа местного самоуправления