Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 09:38, курсовая работа
Особую актуальность изучению территориальных основ местного самоуправления придает принятый Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), в соответствии с которым было осуществлено их реформирование
ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................................................3
Понятие и правовое регулирование территориальных основ местного самоуправления 4
Установление границ муниципального образования. 6
Изменение границ муниципального образования 10
Преобразование муниципального образования 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ........................................................................................................................16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ........................................................17
по дисциплине - Муниципальное право
на тему:
«Территориальная
основа местного самоуправления».
Содержание
Введение......................
Понятие и правовое регулирование территориальных основ местного самоуправления 4
Установление границ муниципального образования. 6
Изменение границ муниципального образования 10
Преобразование муниципального образования 14
Заключение
..............................
Список
использованных источников
информации....................
Введение
Особую актуальность изучению территориальных основ местного самоуправления придает принятый Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»1 (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), в соответствии с которым было осуществлено их реформирование. Результатом этой реформы стала унификация территориальной организации местного самоуправления, увеличение более чем вдвое количества муниципальных образований, разделение их на типы, определяющие различный статус муниципальных образований, а также детализация процедур участия населения в определении территориальной организации местного самоуправления. Анализ предпосылок принятия указанного Федерального закона и проблем его реализации необходим не только для идентификации проводимого реформирования в качестве процесса, результатом которого может стать решение обозначенных глобальных проблем, но и для определения предложений, позволяющих преодолеть сложности, возникающие в ходе реформы, а также для осуществления дальнейшего совершенствования территориальных основ местного самоуправления. Решение этих задач требует комплексного, научного подхода к изучению проблем систематизации и переработки соответствующего понятийного аппарата, типологизации муниципальных образований, определения границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, практики реализации законодательства, а также к изучению имеющегося опыта реформирования территориальной организации местного управления и самоуправления.
К
сожалению, не достаточно хорошо изучены,
а потому в должной мере не учитываются
при осуществлении правового
регулирования, взаимосвязи и взаимозависимости,
существующие между территориальными
и иными основами местного самоуправления.
Кроме того, правовая теория часто не содержит
четких ответов на проблемные вопросы
территориальной организации местного
самоуправления, которые ставит практика.
Опыт реформирования территориальной
организации местного самоуправления,
осуществляемого в субъектах Российской
Федерации, в недостаточной мере обобщен
и систематизирован на теоретическом
уровне. В этих условиях крайне необходимы
научные исследования, во-первых, позволяющие
определить влияние территориальных основ
местного самоуправления на иные институты
местного самоуправления, во-вторых, обеспечивающие
поиск и решение существующих теоретических
проблем территориальной организации
местного самоуправления, влияющих на
эффективность осуществления ее правового
регулирования (в частности исследование
понятийного аппарата, используемого
при характеристике территориальной организации
местного самоуправления, правового статуса
муниципальных образований, проблем их
отнесения к тем или иным типам), в-третьих,
обобщающие ранее сложившийся опыт реформирования
территориальной организации местного
самоуправления, а также содержащие анализ
существующих и прогнозы возникновения
новых проблем реализации реформы территориальной
организации местного самоуправления,
в-четвертых, предлагающие варианты решения
таких проблем.
Понятие
и правовое регулирование
территориальных
основ местного самоуправления
Территориальные основы местного самоуправления – институт муниципального права, закрепляющий и регулирующий территориальную организацию местного самоуправления, под которой понимаются формирование и состав территории муниципального образования, границы муниципального образования, порядок их установления и изменения.
Территориальная
организация местного самоуправления
представляет собой форму устройства
муниципальной власти. Правовой формой
устройства муниципальной власти являются
муниципальные образования. Как
таковые в законодательстве Российской
Федерации определяются городские
и сельские поселения, муниципальные
районы, городские округа и внутригородские
территории городов федерального значения
(абз.7 ст.2, ст. 11 Федерального закона №131-ФЗ).
Данные муниципальные образования
системно связаны. В целом они
составляют децентрализованную территориальную
структуру местного самоуправления
в Российской Федерации. На основе территориальной
организации местного самоуправления
формируется система
В соответствии со ст. 131 Конституции РФ местное самоуправление осуществляется в городских и сельских поселениях, а также на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций.[2] Конституционные положения о территориях муниципальных образований развиваются в действующем законодательстве.
Закон о местном самоуправлении 2003 г. содержит норму об осуществлении местного самоуправления на всей территории России, причем оговорка по поводу возможности ограничения прав граждан на осуществление местного самоуправления касается не территории, а цели, в которых это ограничение допускается. Таким образом, вся территория РФ должна быть «покрыта» муниципальными образованиями. Это существенно, так как теоретически возможно модель территориальной организации местного самоуправления, при которой в границе муниципальных образований включаются населенные пункты с небольшой прилегающей территорией, а вся остальная территория остается под управлением органов государственной власти.
В
зависимости от территориальной
организации закон закрепляет пять
видов муниципальных
Согласно Закону сельское поселение – один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских поселенных пунктов), в которых осуществляется местное самоуправление.[4]
Таким образом, в состав территории сельского поселения могут входить один сельский населенный пункт с численностью населения более тысячи человек и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый.
Следует помнить, что Закон делает исключение для территорий с высокой плотностью населения. На таких территориях статус муниципального образования получают сельские населенные пункты с численностью не менее 3000 человек.
Если в сельском населенном пункте проживает менее 1000 человек, то он, как правило, входит в состав сельского поселения и не является самостоятельным муниципальным образованием.
Городское поселение – это город или поселок, в которых осуществляется местное самоуправление.
Муниципальный район – несколько поселений (городских и сельских), объединенных общей территорией.
Городской округ – территория города, имеющая статус муниципального образования.
Таким
образом, законодатель дает возможность
населению создавать
Закон закрепляет двухзвенную территориальную организацию местного самоуправления. Первое нижнее звено – это городские и сельские поселения, верхнее звено – муниципальные районы. Исходя из этого одним из главных признаков, отличающих поселение от района, является состав территории: территории поселений включают территории населенных пунктов, а муниципальные районы – территории поселений, являющихся муниципальными образованиями.
Законодательной
новеллой является возможность создания
городского округа. Территория городского
округа не входит в состав территории
муниципального района. При этом наделение
городского поселения статусом городского
округа осуществляется законом субъекта
РФ при наличии сложившейся
Городскими
округами являются административные центры
субъектов РФ, города-наукограды и закрытые
административно-
Установление
границ муниципального
образования.
Граница
территории муниципального образования
представляет собой территорию, на
которой действуют органы местного
самоуправления, образуемые населением,
проживающим на этой территории. В
этом качестве она может совпадать
с границами поселения. Границы же
населенных пунктов, установлены в соответствии
с градостроительным и земельном законодательством,
могут не совпадать с административно-
Определяются достаточно строгие критерии установления границ муниципальных образований.
Первый критерий – критерий плотности населения. Он играет большую роль в территориальной структуре муниципальной России. В соответствии с ним будут определены территории с низкой и высокой плотностью населения.
Согласно
Закону к территориям с низкой
плотностью сельского населения
относятся территории субъектов
РФ, отдельных муниципальных
На
территориях с высокой
Во исполнение требований Федерального Закона Правительство РФ своим Распоряжением №707-р от 25 мая 2004 года утвердило:
Согласно этому распоряжению субъекты РФ, относящиеся к территориям с низкой и высокой плотностью населения, сгруппированы по федеральным округам.
Второй критерий – критерий доступности административного центра. В соответствии с Законом территория сельского поселения, в состав которого входит два и более населенного пункта, устанавливается с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течении рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав. Это связано с необходимостью обеспечить всем жителям поселения возможность непосредственного обращения в органы местного самоуправления при неразвитости транспортной инфраструктуры в небольших территориальных образованиях. Для района аналогичное требование состоит в транспортной доступности административного центра. Указанные требования в соответствии с законами субъектов РФ могут не применяться при установлении границ муниципальных районов на малонаселенных и труднодоступных территориях, а также на территориях с низкой плотностью сельского населения.
Информация о работе Территориальная основа местного самоуправления