Стратегическое планирование развития крупных городов

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 08:21, реферат

Описание работы

Целью данной работы является совершенствование системы стратегического планирования на уровне муниципального образования.
Для достижения поставленной цели по совершенствованию системы стратегического планирования необходимо решение следующих задач:
Изучение теоретических основ стратегического планирования.
Разработка предложений по совершенствованию системы стратегического планирования на муниципальном уровне.

Содержание

Введение…………………………………………………………………2
Глава 1.Сущность стратегического планирования……………………4
1.1.Применение стратегического планирования на практике………..4
1.2.Элементы стратегического планирования…………………………6
1.3 Принципы и этапы стратегического планирования……………….9
Глава 2.Анализ стратегического плана развития города Нижний Новгород…13
2.1. Общая характеристика стратегического плана развития Нижнего Новгорода…13
2.2. Основные направления стратегического плата развития Нижнего Новгорода…17
2.3 Общие тенденции развития экономики города Нижнего Новгорода на период до 2020 года…28
Глава 3. Современные требования к разработке стратегий развития крупных городов России………..34
3.1.Становление системы стратегического планирования городов России…….34
3.2. Современные требования к разработке стратегий крупных городов России……...35
Заключение…………………………………….………………………...38
Список использованных источников и литературы…………………..41

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 225.50 Кб (Скачать)

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные органы власти осуществляют свою деятельность в соответствии с установленными полномочиями по решению определенных вопросов местного значения. Например, в области социальной защиты, занятости населения муниципалитеты не имеют полномочий либо круг их полномочий значительным образом сужен. Однако функционирование этих сфер определяет общее социально-экономическое положение города, что вызывает необходимость отражения задач их развития в настоящей Стратегии.

Местные органы власти наделены высоким уровнем ответственности перед населением за развитие ситуации на подведомственной территории. Вместе с тем, существующие полномочия и ограниченные возможности для маневрирования в налоговой политике на муниципальном уровне создают определенные трудности во взаимодействии с хозяйствующими субъектами, от результатов деятельности которых зависит общая динамика экономического развития города. В связи с этим важно понимать, что Стратегия социально-экономического развития Нижнего Новгорода определяет общие стратегические ориентиры, отвечающие интересам всего населения. Это означает, что в целях устойчивого поступательного развития города этими приоритетами должны руководствоваться в своей деятельности как структуры государственной власти и местного самоуправления, так и все участники экономических отношений, осуществляющие деятельность на территории города.

Также хочется отметить, что хотя стратегический план  развития Нижнего Новгорода был разработан относительно недавно в 2010 году, в настоящее время институт экономики города заключил договор с московским институтом на разработку проекта стратегии социально-экономического развития города Нижний Новгород на период до 2030 года, который планируется закончить к концу текущего года.

 

 

41

 



Глава 3.Современные требования к разработке стратегий развития крупных городов России

3.1. Становление системы стратегического планирования в городах России.

Начало реформ 1990-х годов привело к существенному ослаблению деятельности по комплексному, а тем более, стратегическому планированию городского развития. Это произошло на волне тотального отрицания планирования (во всех его видах и формах) как «реакционной идеологии, чуждой создаваемой новой экономической, социальной и государственной реальности. Однако объективные потребности вызвали в настоящее время возрождение интереса

К этому необходимому и важному инструменту городского управления.

Появление стратегического планирования городского развития в России с середины 1990-х годов связано с активным интересом к опыту экономического развитых стран и попытками заимствования этого опыта при поддержке ряда зарубежных спонсорских организаций. Это внесло принципиальные новшества не только в технологии (в методы) планирования, но и в саму идеологию городского развития.

В Стратегических планах развития городов главное внимание уделялось ключевым, наиболее перспективным направлениям городского развития, на обосновании главных целей развития города и основных путей их достижения. Стратегические планы становились результатом совместных усилий городской администрации, деловых кругов, общественных организаций и собственно населения.

Города, которые с энтузиазмом начинали работу над так понимаемыми стратегическими планами, вскоре столкнулись с проблемами их реализации и неизбежной корректировки. Возникла потребность в упорядочении процесса распространения и корректного использования технологий стратегического планирования. Практика показала, что в современных условиях особенно важным является освоение опыта разработки стратегий развития столиц и крупных городов стран – участников СНГ, анализ возникающих при этом проблем и путей их решения. Этим целям и служит международный форум «Стратегии развития крупных городов».

3.2.Современные требования к разработке стратегий развития крупных городов России

В городах-членах МАГ (Международная Ассамблея столиц и крупных городов) стратегии развития крупных городов понимаются как системно организованные документы, консолидирующие и развивающий представления о том, в каких направлениях, для достижения каких целей и с какими результатами должен функционировать и развиваться город в интересах его населения и расположенного на его территории бизнеса, в интересах окружающих территорий и страны в целом. При этом учитывается, что крупные города являются средоточием демографического, финансового, экономического, социально-индустриального, транспортного, научно-образовательного и культурно-исторического потенциала регионов и страны в целом. Считается аксиомой, что при разработке стратегий крупных городов должны быть критически рассмотрены ранее выполненные среднесрочные и долгосрочные прогнозы, концепции, стратегии развития отдельных отраслей, среднесрочные и долгосрочные программы и планы для включения в стратегии наиболее существенных и непротиворечивых положений этих документов. Стратегии определяют перспективы городов на длительный период, но в отличие от прогнозов они намечают то, что при любых вариантах развития должно быть осуществлено в качестве непременного условия устойчивого функционирования и развития города. Это определяет место стратегий в структуре прогностических, программных и плановых материалов и документов, определяющих перспективы развития городов в качестве единого концептуального и целенаправленного основания для их разработки.

При разработке стратегий развития крупного города признана необходимость обоснований таких направлений этого развития, которые с учетом объективных ограничений будут способны обеспечить высокие стандарты уровня и качества жизни для всех жителей, устойчивость и сбалансированность функционирования объектов жилья и социальной сферы, экономики и инфраструктуры, сохранение разнообразия городской среды, ее культурно-исторического и природного потенциала. При этом учитывается, что пространственные ресурсы развития экономики и социальной сферы всех крупных городов в их административных границах близки к исчерпанию, и это требует перехода к новым принципам организации жизнедеятельности и жизнеобеспечения, к изменению схем размещения объектов экономики и жилищно-социальной сферы в совместных интересах жителей городов и прилегающих территорий. Необходимо учитывать также прогнозируемые изменения в социальной структуре и в трудовых мотивациях населения городов, в отраслевой структуре экономики (в том числе в связи с переходом к высокопроизводительным технологиям), в количестве и размещении объектов социальной инфраструктуры, транспортной, энергетической и водоканализационной инфраструктуры в межрегиональных взаимосвязях социального, экономического, финансово-экономического характера.

Одной из обязательных задач стратегий развития всех крупных городов стало разрешение противоречий между задачами устойчивого функционирования и развития этих городов и накопившимися (и обострившимися в последние 20 лет) проблемами. В первую очередь, это - противоречия между потребностями городов в территориях для нового строительства и практическим их исчерпанием; ростом потребностей населения и бизнеса в качественных услугах всех видов инфраструктуры города и уровнем ее технического состояния; новыми требованиями к техническому уровню предприятий, к качеству и конкурентоспособности их продукции и наличием оставшихся от периода плановой экономики громоздких, ресурсоемких и неконкурентоспособных производств; наличием большого интеллектуального и научного потенциала столиц и крупных городов и реальных стимулов его сохранения и использования в интересах города и страны; ориентацией экономически и социально благополучной части населения города на соответствующий уровень жизни (жилье, обустройство территорий, бытовое обслуживание и др.) и ограниченными возможностями для основной части горожан удовлетворять свои потребности в жилье и приобретении всех видов платных услуг и товаров; ростом числа автотранспорта и ограниченными ресурсами улично-дорожной сети города и территорий для автостоянок; непрерывным ростом цен и арендной платы на все виды недвижимости и ограниченными возможностями массового инвестора по эффективному (с позиций города) приобретению и использованию этой недвижимости; потребностями в качественном и доступном социальном жилье и объемами его строительства.

В последнее время к этим проблемам прибавились новые задачи, вызванные начавшимся финансово-экономическим кризисом. Появилось требование обоснования функционирования города в стратегически необходимых направлениях с учетом кризисных форс-мажорных обстоятельствах.

 

 

 

 

41

 



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Многие региональные проблемы современной России превращаются в тормоз для реформ, становятся угрозой целостности Российского государства. Критической отметки достигла степень различия в уровне экономического и социального развития регионов.

В соответствии с целью и задачами курсовой работы можно сделать следующие выводы: работа над Стратегическим планом социально-экономического развития Нижнего Новгорода завершилось в 2010 году. согласно

Основные задачи регионального менеджмента на настоящий момент: обеспечение высокого уровня и качества жизни населения; формирование условий и предпосылок перехода регионов к устойчивому развитию; выработка и реализация структурной, инвестиционной и научно-технической политики.

В управлении развитием региона целесообразно использовать современные методы регионального менеджмента – стратегическое планирование, региональный маркетинг и др. Основными факторами успеха в управлении региональным развитием становятся уровень квалификации кадров региональной администрации и рациональное использование интеллектуального потенциала консультантов по региональному развитию.

В ходе курсовой работы бал проведен анализ стратегического развития города Нижний Новгород. Были выявлены основные проблемы и возможности стратегического развития.

Ключевыми проблемами Нижнего Новгорода являются:

           недостаточная конкурентоспособность продукции;

           слабая вовлеченность региона в глобальную экономику;

           недостаточное развитие инфраструктуры для обеспечения высоких темпов экономического роста;

           социально-демографические проблемы;

           небольшой опыт стратегического планирования;

Ключевые положительные моменты области:

         выгодное географическое положение и наличие развитой транспортной инфраструктуры;

           выгодное геополитическое положение;

           наличие предприятий, выпускающих наукоемкую и высокотехнологичную продукцию в таких отраслях как автомобилестроение, авиа- и судостроение, микроэлектроника;

           достаточная прочность позиций и закрепление рыночных ниш промышленными предприятиями по отдельным видам продукции;

           высокий удельный вес организаций, занимающихся научными исследованиями и разработками

           развитая сеть финансово-кредитных организаций;

           значительный образовательный потенциал;

           квалифицированные трудовые ресурсы

Таким образом, в ходе исследования было установлено, что стратегия развития Нижнего Новгорода до 2020 года была презентована и  обсуждена 16 сентября 2010 года в малом зале администрации города.

Анализ стратегии развития города Нижний Новгород позволил выделить приоритеты региональной экономики, на основе которых были определены основные направления:

1. Обеспечение лидерства Нижнего Новгорода и области в автомобилестроении.

2. Создание крупнейшего в России центра производства и дистрибуции товаров массового спроса.

3. Реализация потенциала научно-образовательного комплекса и инноваций.

В целом реализация стратегии развития направлена на достижение главной цели - повышение уровня благосостояния и стандартов качества жизни населения Нижнего Новгорода.

Анализ стратегического развития города и оценка тенденций развития  позволили сформулировать следующие рекомендации по совершенствованию стратегии:

Администрации города необходимо работать над совершенствованием разработки и составлением стратегического плана города, т.к. не всегда учитывались многие важные факторы, но основные направления работы стратегического развития должны быть сосредоточены на:

           привлечение иностранных инвестиции;

           формирование и создание современной инфраструктуры города, т.к. привлечение иностранного капитала категорически невозможно из – за отсутствия оного;

           отслеживание и формирование направлений внешнеэкономической деятельности   города;

           проведение качественной реструктуризации органов исполнительной власти.

В рамках усовершенствования планирования стратегического развития города, в настоящее время институт экономики города заключил договор с московским институтом на разработку проекта стратегии социально-экономического развития города Нижний Новгород на период до 2030 года, который планируется закончить к концу текущего года.

От того, насколько эффективно в Нижнем Новгороде будут реализованы стратегические приоритеты, зависит динамика и перспективы развития всей Нижегородской области. Статус лидера дает основания задавать тон будущих направлений социально-экономического развития, но в то же время накладывает дополнительную ответственность - как при выборе стратегических ориентиров, так и непосредственно в ходе реализации самой стратегии.

Информация о работе Стратегическое планирование развития крупных городов