Способы проведения приватизации муниципальных предприятий

Автор: d*******@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 16:35, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение способов приватизации муниципальных предприятий, применяя теоретические знания и навыки, полученные в рамках изучения дисциплины «».
Задачи данной работы: определить понятие и цели приватизации, изучить и рассмотреть существующие способы приватизации муниципальных предприятий, определить проблемы, возникающие в процессе приватизации.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие и принципы приватизации муниципальных предприятий
1.1. Понятие и цели приватизации 5
1.2. Субъекты приватизации Иркутской области 7
1.3. Нормативно-правовые источники приватизации 8
Выводы 10
Глава 2. Способы проведения приватизации муниципальных предприятий
2.1. Аукцион и специализированный аукцион 11
2.2. Конкурс 13
2.3. Продажа без объявления цены и посредством
публичного предложения. 15
2.4. Внесение имущества в качестве вклада в уставные капиталы 18
2.5. Продажа акций по результатам доверительного управления 19
Выводы 20
Глава 3. Порядок проведения приватизации предприятий
3.1. 1 этап: определение состава имущественного комплекса 21
3.2. 2. этап: выбор способа приватизации 21
3.3 3 этап: приватизация и объявление ее результатов 21
Выводы 23
Заключение 25
Библиографический список 26

Работа содержит 1 файл

Курсовая приватизация.doc

— 137.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине: «Муниципальное право России»

на тему: «Способы проведения приватизации муниципальных предприятий» 
 
 
 

Руководитель:
Исполнитель:
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Иркутск, 2011 г.

Содержание 

Введение 3

Глава 1. Понятие и принципы приватизации муниципальных                          предприятий

    1.1. Понятие  и цели приватизации 5

    1.2. Субъекты  приватизации Иркутской области 7

    1.3. Нормативно-правовые  источники приватизации 8

    Выводы 10

Глава 2. Способы проведения приватизации муниципальных               предприятий

    2.1. Аукцион и специализированный аукцион 11

    2.2. Конкурс 13

    2.3. Продажа без объявления цены и посредством

    публичного  предложения. 15

    2.4. Внесение имущества в качестве вклада в уставные капиталы 18

    2.5. Продажа акций по результатам доверительного управления 19

    Выводы 20

Глава 3. Порядок проведения приватизации предприятий

    3.1. 1 этап: определение состава имущественного комплекса 21

    3.2. 2. этап: выбор способа приватизации 21

    3.3 3 этап: приватизация и объявление ее результатов 21

    Выводы 23

Заключение 25

Библиографический список 26 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      С начала радикальных экономических  реформ в России одной из главных задач стало реформирование отношений собственности с целью получить наиболее эффективного собственника, хозяина на средства производства и другие объекты государственной собственности. Как формулирует один из авторов приватизационного законодательства А.Д. Радыгин, «цель реформы собственности (более узко - приватизации) как фундаментального элемента системных реформ в переходной экономике заключается в обеспечении базовых условий для нормального функционирования рыночной системы».

      Приватизация  государственного и муниципального имущества должна была ликвидировать  монополию государственной собственности на средства производства, создать условия для развития производства, основанного на частной собственности. Целями приватизации являлись создание эффективной, социально ориентированной рыночной экономики, повышение активности субъектов хозяйствования, развитие конкуренции между ними и, как следствие, повышение производительности труда, расширение и совершенствование производства.

     Приватизацию  можно рассматривать в организационно-техническом  аспекте как особый вид управленческой деятельности, представляющей собой совокупность взаимосвязанных и целенаправленных действий субъектов приватизации по передаче объектов государственной и муниципальной собственности в частную собственность, осуществляемых по решению и при непосредственном участии специальных органов государства и муниципальных образований в установленных порядке и формах.

     Цель  работы – изучение способов приватизации муниципальных предприятий, применяя теоретические знания и навыки, полученные в рамках изучения дисциплины «».

     Задачи данной работы: определить понятие и цели приватизации, изучить и рассмотреть существующие способы приватизации муниципальных предприятий, определить проблемы, возникающие в процессе приватизации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Понятие и принципы приватизации муниципальных                          предприятий

      1.1. Понятие и принципы приватизации

     Согласно  закону «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21 декабря 2001 г. №178-ФЗ Собрание законодательства РФ, 2002, № 4 ст. 251, под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и/или юридических лиц.

     Муниципальная собственность - это движимое и недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления (земли, природные ресурсы, предприятия и организации, и др.)

     Основные  принципы приватизации государственного и муниципального имущества:

     1. Приватизация государственного  и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Этот принцип означает, что все желающие приобрести государственное и муниципальное имущество не будут подвержены какой-либо дискриминации, будь то сословная, религиозная или национальная. Однако, установленные федеральными законами, ограничения участия в гражданских отношениях отдельных категорий физических и юридических лиц в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности и безопасности государства обязательны при приватизации областного имущества. Таким образом, приватизация вроде как основана на признании равенства, но с другой стороны присутствует резкое указание на деление покупателей на «богоугодных» и «нежелательных субъектов».

     2. Государственное и муниципальное  имущество отчуждается в собственность физических и/или юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество). Возмездность, т. е. уплата определенной суммы или осуществление другого вида расчета за предоставленное имущество, является одной из причин проведения приватизации в РФ.

     3. Приватизация муниципального имущества  осуществляется органами местного  самоуправления самостоятельно  в порядке, предусмотренном законом. Субъекты РФ вправе принимать законы и иные нормативно-правовые акты о приватизации государственного имущества, в соответствии с положениями данного Федерального закона.

     Продавцами, при продаже имущества, находящегося в федеральной собственности, выступают  Российский фонд федерального имущества (его отделения) или иные специализированные государственные учреждения, которым Правительством Российской Федерации поручено от его имени осуществлять функции по продаже приватизируемого федерального имущества

     Федеральный закон разграничивает сферы действия органов власти субъектов РФ по вопросам приватизации областного имущества.

     Цели, задачи и приоритеты приватизации в Иркутской области:

     - повышение эффективности деятельности  предприятий;

     - привлечение в производство инвестиций, необходимых для производственного, технологического и социального развития приватизируемых предприятий, улучшения экологического состояния окружающей среды;

     - создание условий для развития  рынка недвижимости;

     - государственная защита прав  и интересов собственников;

     - содействие в реализации мероприятий  по социальной защите населения. 

      1.2. Субъекты приватизации Иркутской области

      Распределение компетенции между исполнительными  и представительными органами власти при приватизации областной государственной собственности производится в соответствии с федеральным законодательством и законами области о приватизации.

     Приватизацию  объектов осуществляет комитет по управлению госимуществом области.

     Продавцом приватизируемых объектов является исключительно фонд имущества области.

     Взаимоотношения комитета по управлению госимуществом  области и фонда имущества области по вопросам приватизации осуществляются на основании заключенного между ними договора о разграничении функций.

     Фонд  имущества области не вправе вносить  какие - либо изменения и (или) дополнения в утвержденные комитетом по управлению госимуществом области планы приватизации, распоряжения и планы - графики проведения аукционов и коммерческих конкурсов.

     Изменения и дополнения в ранее утвержденные планы приватизации вносятся комитетом  по управлению госимуществом области  по согласованию с фондом имущества области и обязательным уведомлением Регионального отделения федеральной комиссии по ценным бумагам Иркутской области при акционировании областных государственных предприятий или продаже акций как отдельных объектов приватизации.

     При приватизации объектов руководители отраслевых ведомств администрации области направляют своих представителей в состав комиссий по приватизации подведомственных предприятий, а также проводят анализ процесса приватизации в отраслях, формируют прогноз ее последствий и ежегодно представляют в комитет по управлению госимуществом области рекомендации, связанные с особенностями приватизации предприятий отрасли.

     Комитет по управлению госимуществом области  вправе делегировать комитетам по управлению муниципальным имуществом следующие полномочия:

- проведение  проверок по использованию имущества;

- выполнение  отдельных работ по приватизации;

- оказание  методической и иной помощи  предприятиям в процессе их  приватизации;

- сбор  и подготовку необходимых материалов  для обращения в судебные органы в связи с выявленными нарушениями законодательства.

     Комитет по управлению госимуществом области  и фонд имущества области ведут  отчетность по приватизации, представляют в органы статистики отчетные данные о ходе ее реализации по установленной Госкомстатом и Мингосимуществом России форме. Предприятия и организации несут ответственность за достоверность представленных ими в органы приватизации отчетных данных.

     Разграничение функций между комитетом по управлению госимуществом области и Региональным отделением федеральной комиссии по ценным бумагам Иркутской области в отношении неплатежеспособных предприятий областной государственной собственности осуществляется в соответствии с федеральным и областным законодательством.

     Приватизация  неплатежеспособного предприятия осуществляется комитетом по управлению госимуществом области по предложению Регионального отделения федеральной комиссии по ценным бумагам Иркутской области и с учетом мнения отраслевого ведомства администрации области.1 

     1.3. Нормативно-правовое регулирование приватизации

     Основу  правового регулирования отношений  в сфере приватизации составляет, прежде всего, Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (с изм. и доп. от 27 февраля 2003 г., 9 мая, 18 июня, 18 июля, 31 декабря 2005 г.)

     Данный  закон позволил уйти от субъективного  подхода при выборе способа приватизации, установил в полном объеме права  участников и порядок проведения приватизационных процедур без отсылочных норм, определил ограничения для отдельных категорий физических и юридических лиц, привел конечный перечень документов, которые предоставляются покупателем для приобретения имущества. Закон придал приватизации плановый порядок, расширил инструментарий приватизации, обеспечил прозрачность приватизации, подробно описал подготовку к приватизации государственных и муниципальных предприятий. Обеспечение эффективности механизма применения норм Закона потребовало разработки и принятия целого пакета документов.

Информация о работе Способы проведения приватизации муниципальных предприятий