Современное местное самоуправление в РФ проблемы и предпосылки

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 20:30, контрольная работа

Описание работы

Местное самоуправление – один из важнейших институтов демократического общества. С деятельностью местных органов власти неизбежно сталкивается каждый гражданин и, разумеется, каждый специалист в области экономики и управления.

Содержание

Введение 2-3
1 Развитие институтов непосредственной демократии в системе местного самоуправления 4-10
2.Основы деятельности местного самоуправления 11-12
3 Проблема исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий 13-18
Заключение 19-20
Список использованных источников и литературы 21

Работа содержит 1 файл

муниципальное право.docx

— 36.99 Кб (Скачать)

Содержание. 

  

Введение                                                                                                       2-3 

1 Развитие институтов непосредственной демократии в системе местного самоуправления                                                                                          4-10 

2.Основы  деятельности местного самоуправления                                   11-12 

3 Проблема  исполнения органами местного  самоуправления отдельных государственных  полномочий                                                                  13-18 

Заключение                                                                                                 19-20 

Список  использованных источников и литературы                                 21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Местное самоуправление – один из важнейших  институтов демократического общества. С деятельностью местных органов  власти неизбежно сталкивается каждый гражданин и, разумеется, каждый специалист в области экономики и управления.

     Местное самоуправление в России находится  в процессе становления, его законодательная  база еще недостаточна и несовершенна, экономические и финансовые ресурсы  крайне ограничены. Но особенно нуждается  местная власть в квалифицированных  кадрах, которые способны эффективно управлять в рыночной среде муниципальной  собственностью, включая землю и  другие природные ресурсы, муниципальными финансами, муниципальными предприятиями  и учреждениями, объектами городской  инфраструктуры и социальной сферы, разрабатывать и реализовывать  муниципальные программы развития, а также привлекать к этой работе все слои населения, общественные объединения  граждан. Подготовка таких кадров требует  создания цикла научных и учебных  дисциплин, изучающих проблемы местного самоуправления, и издания соответствующей  учебной литературы.

     Всякая  сложная социально-экономическая система не может существовать без децентрализации управленческих функций, т.е. распределения их по уровням управления (типичный пример: завод – цех – участок – бригада). За каждым уровнем закрепляется свой круг решаемых вопросов (обязанности, задачи, функции) и полномочия для их выполнения, выделяются необходимые для этого материальные, финансовые и другие ресурсы, устанавливается ответственность за принимаемые решения. При этом нижний уровень управления может либо действовать по заданному сверху алгоритму, либо обладать определенной свободой и самостоятельностью в решении закрепленных за ним задач, наделяться необходимыми для этого властными полномочиями.

     Управление  – это внешнее воздействие, «поступающее»  в систему извне.

     Самоуправление  – это внутреннее воздействие, вырабатываемое самой системой.

     Государство, как особо сложная социально  – экономическая система, всегда имеет несколько уровней управления и соответственно несколько уровней  публичной власти. При этом соотношение  между элементами управления и самоуправления в разных государствах и в разные периоды времени может быть различным.1

     В Российской Федерации, как демократическом  и федеративном государстве, признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в  систему органов государственной  власти (ст. 12 Конституции РФ). Решающий голос в принятии решений по вопросам жизнедеятельности в границах своей территории принадлежит жителям этой территории и избираемым ими органам местного самоуправления.

     Эта тема актуальна тем, что местное  самоуправление есть уровень публичной  власти, наиболее приближенный к населению, избираемый населением и обладающий значительной автономией и самостоятельностью в решении вопросов местной жизни. 
 
 
 
 
 

     1 Развитие институтов  непосредственной  демократии в системе  местного самоуправления 

     Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепила местное самоуправление в качестве одной из основ конституционного строя, важнейшей формой осуществления народовластия, предусмотрела возможность наделения органов местного самоуправления властными полномочиями. В России складывается система местного самоуправления, которая, одновременно, является не только уровнем публичной власти и институтом гражданского общества, но и механизмом решения государственных задач, первичным звеном федеративных отношений.2

     Местное самоуправление в Российской Федерации  обеспечивает самостоятельное решение  населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

     Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях  с учетом исторических и иных местных  традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

     Органы  местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют  местный бюджет, устанавливают местные  налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также  решают иные вопросы местного значения.

     Органы  местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых  для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.3

     Таким образом, местное самоуправление – это признаваемая и гарантированная Конституцией РФ система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное (под свою ответственность) решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории, его исторических и других местных традиций.

     Эта система представляет собой совокупность организационных форм и институтов прямого волеизъявления, выборных и  других органов местного самоуправления, посредством которых реализуются  принципы и функции местного самоуправления.4

     Принципы  местного самоуправления – это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществлявших управление местными делами. В основе местного самоуправления в РФ лежат следующие основные принципы, закрепляемые Конституцией РФ и федеральным законодательством:

     1. Самостоятельность решения населением  всех вопросов местного значения. Конституция РФ (ст. 12) гарантирует, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

     2. Учет исторических, национальных, культурных  и иных местных традиций.

     3. Организационное обособление местного  самоуправления в системе управления  обществом и государством. Ст. 12 Конституции РФ закрепляет, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Население в соответствие со статьей 131 Конституции РФ самостоятельно определяет структуру местного самоуправления.

     4. Многообразие организационных форм  осуществления местного самоуправления.

     5. Соразмерность полномочий местного  самоуправления материально – финансовым ресурсам.

     6. Законность в организации и деятельности местного самоуправления.

     7. Запрет на ограничение прав  местного самоуправления.

     Установление  общих принципов организации  местного самоуправления относятся  к совместному ведению РФ и  ее субъектов.

     Под функциями местного самоуправления понимаются основные направления муниципальной деятельности.

     Анализ  законодательства позволяет выделить следующие основные функции местного самоуправления:

     1. Обеспечение участия населения  в решении местных дел.

     Самоуправление  основывается на активности населения, осознание им своей ответственности  за управление местными делами. Участие  граждан в решении местных  дел обеспечивается с помощью  форм демократии.

     2. Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного  самоуправления.

     Местное самоуправление должно иметь достаточную  для реализации своих задач материальную и финансовую базу. Органы местного самоуправления под свою ответственность  решают вопросы владения, использования  и распоряжения муниципальной собственностью, самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, а  также устанавливают местные  налоги и сборы.

     3. Обеспечение развития соответствующей  территории.

     Местное самоуправление означает, что население, органы местного самоуправления берут  на себя ответственность за решение  всех вопросов местной жизни.

     4. Обеспечение потребностей населения  в социально – культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах.

     5. Охрана общественного порядка,  обеспечение режима законности  на данной территории.

     В соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления осуществляют охрану общественного порядка. Основные задачи по охране общественного порядка в системе местного самоуправления выполняют органы милиции общественной безопасности. Органы местного самоуправления, осуществляя эту функцию, взаимодействуют с соответствующими органами государственной власти, развивают и поддерживают различные формы участия населения в деле упорядочения общественного порядка, организуют исполнение законов и других правовых актов РФ и ее субъектов.

     6. Защита интересов и прав местного  самоуправления, гарантированных Конституцией  РФ и федеральным законодательством.

     Федеральным органом государственной власти РФ, органам государственной власти субъектов РФ запрещается ограничивать права местного самоуправления. В  соответствии с Конституцией РФ ст. 133 органы местного самоуправления в праве обращаться за защитой своих прав в судебные органы, добиваться компенсации за дополнительные расходы, возникшие в результате решений, принятых органами государственной власти.

     Таким образом, функции местного самоуправления взаимосвязаны и взаимно дополняют  друг друга.

     Полномочия  местного самоуправления – это закрепляемые нормами конституционного права за населением, выборными или иными органами местного самоуправления права и обязанности, необходимые для реализации задач и функций местного самоуправления на данной территории.

     Полномочия  местного самоуправления реализуются:

     а) непосредственно населением путем  референдума, выборов, других форм прямого  волеизъявления;

     б) через выборные и другие органы местного самоуправления.

     Компетенция органов местного самоуправления является сложной правовой категорией, структура  которой складывается из предметов  ведения, прав и обязанностей.

     Признание местного самоуправления, как особой формы власти и как особого общественного института, означает признание того, что наряду с личным интересом каждого человека и государственным интересом существует коллективный интерес местной общины, местного сообщества – муниципальный интерес. Этот интерес состоит в обеспечении благоприятных условий совместного проживания на территории. Сам термин «муниципалитет» происходит от латинских слов munis – тяжесть, тягота, бремя и capio, recipio – беру, принимаю. То есть самоуправление – это бремя общественных дел. В этом смысле муниципалитет является своеобразной корпорацией жителей, объединившихся для реализации общих интересов и совместного решения общих задач. Имеется в виду, что население (местное сообщество) и образуемые им органы могут сами гораздо лучше решать задачи повышения уровня и качества своей жизни, нежели государственные органы при централизованном управлении местными делами. Из признания местного самоуправления следует признание важности, весомости, значимости местных интересов в реализации государственной политики.

Информация о работе Современное местное самоуправление в РФ проблемы и предпосылки