Совершенствование системы управления жилищно-коммунального хозяйства района Щукино города Москвы

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:37, дипломная работа

Описание работы

Содержание современных процессов рыночного развития российской экономики обусловлено институциональными преобразованиями в важнейших инфраструктурных отраслях, в числе которых система жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) занимает особое место, образуя жизнеобеспечивающую основу муниципальных образований и реализуя социальные функции в процессе экономической деятельности своих хозяйствующих субъектов.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Теоретические аспекты управления жилищно-коммунальным хозяйством 6
1.1. Структура и особенности функционирования жилищно-коммунального хозяйства 6
1.2. Система управления жилищно-коммунальным хозяйством 15
1.3. Нормативно-правовые основы регулирования отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве 27
2. Оценка системы управления жилищно-коммунальным хозяйством 45
2.1. Анализ современного состояния 45
2.2. Исследование системы и структуры органов управления жилищно-коммунального хозяйства 50
2.3. Оценка эффективности управления при обслуживании и эксплуатации жилищного фонда 62
3. Совершенствование системы управления жилищно-коммунальным хозяйством 66
3.1. Разработка предложений по регулированию организационно-правовых форм и методов управления 66
3.2. Совершенствование процесса обслуживания жилищного фонда района Щукино 96
Заключение 104
Список литературы 106

Работа содержит 1 файл

Совершенствование системы управления жилищно-коммунального хозяйства района Щукино города Москвы.doc

— 632.00 Кб (Скачать)

Между тем ЖКХ - это отрасль жизнеобеспечения, и работа в ней не менее ответственна, чем в промышленности. Причем ее специалистам зачастую приходится трудиться в неблагоприятных погодных и технологически сложных условиях и т. д.

Уровень оплаты труда, а также комплекс социальных гарантий - важнейшие характеристики, которые имеют огромное значение для любого трудового коллектива. Безусловно, в ЖКХ они должны быть не меньше, чем в других отраслях. Добиваться этого можно и в рамках Трудового кодекса, и через коллективный договор и отраслевое тарифное соглашение для предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса автономного округа.

Работники и  работодатели должны, в установленном Трудовым кодексом порядке, присоединятся к региональному отраслевому тарифному соглашению и на уровне предприятий принимать коллективный договор.

В соответствии с отраслевым тарифным соглашением размер минимальной тарифной ставки рабочих I разряда с 1 января 2008 года - 2740 рублей. Кроме того, с 1 января 2009 года минимальная заработная плата в Москве поднимется с 7650 рублей до 8300. С 1 мая 2009 года ее размер вырастет еще на 200 рублей - до 8 тысяч 500 и еще на 200 - с 1 сентября 2009 года. К этому времени «минималка» дойдет до уровня 8700 рублей.

Кроме того, с 2009 года возрастает и ставка первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений. Она увеличивается примерно на 8 процентов. Повышение также будет происходить в три этапа - с 1 января 2009 года оклад бюджетников по первому разряду составит 5420 рублей, с 1 мая - 5855 рублей, а с 1 сентября - 6325 рублей. 43

Т.о. необходима активная работа по повышению размера ставки I разряда для работников ЖКХ.

В настоящее  время в районе Щукино нет рабочих с оплатой труда ниже уровня прожиточного минимума, но при значительном выравнивании ставки рабочего первого разряда, темпы роста среднемесячной заработной платы в отрасли серьезно отстают.

Таблица 3.2. Уровень  заработной платы в ЖКХ района Щукино

Показатель

2005

2006

2007

2008

Ставка I разряда в ЖКХ, руб./ мес.

1378

1641

2041

2740

Темп роста  в % к предыдущему году

 

119,1

124,4

134,2

Среднемесячная  зарплата в ЖКХ, руб./ мес.

12783

14956

17374

20216

Темп роста  в % к предыдущему году

 

117,0

116,2

116,4


 

Без защиты трудовых прав работников отрасли, без стабильного  повышения заработной платы невозможно эффективно реформировать жилищно-коммунальное хозяйство района.

Кроме того, в целях совершенствования процесса обслуживания жилищного фонда района Щукино в рамках дипломной работы предлагаются  создание некоммерческой организации – Ассоциация управляющих и эксплуатационных организаций в жилищной сфере района Щукино. Известно, что трудные вопросы легче решать сообща. Именно поэтому организации и предприятия жилищно-коммунальной сферы создают общественные объединения – ассоциации. Они должны помочь сформулировать принципы отношения управляющих компаний с населением, друг с другом, и с естественными монополиями в целях улучшения качества предоставляемых ЖКУ. Владея и пользуясь опытными образцами управления и ресурсосберегающими технологиями, лоббируя профессиональные интересы, члены Ассоциации призваны являть собой пример.  Принятие в членство Ассоциации должно стать профессиональным признанием достижения высоких результатов в управлении жилищной сферой. Это позволит перейти на более качественный уровень услуг в жилищной сфере, а также к формированию честной конкурентной среды.

В рамках Ассоциации предлагается   создание информационной базы, в виде сайта. На данном сайте  будет размещаться информация о  деятельности Ассоциации и отдельный  раздел сайта будет посвящен  информации о деятельности предприятий ЖКХ района. Таким образом, сайт будет повышать информированность жителей об управляющих компаниях и о деятельности Ассоциации.

На данном сайте  возможно будет проводить опрос  жителей по качеству предоставляемых им работ и услуг, по результатам которого будет составляться рейтинг предприятий ЖКХ района Щукино.

Кроме того, современный уровень развития средств вычислительной техники и программного обеспечения позволяет существенно повысить эффективность решения задач в области информационного обеспечения управления  предприятием жилищно-коммунальной сферы и повышения, таким образом, его конкурентоспособности в условиях рыночной экономики.

Для предприятий района предлагается перевести расчеты и учет на единую программно-технологическую платформу, взяв за основу Сетевой программный комплекс «Домовладелец». АС «Домовладелец» обеспечивает работников автоматизированными рабочими местами, для осуществления своих функций на базе единой информационной технологии в реальном режиме взаимодействия, в том числе с использованием удаленного доступа. 44

Объектами автоматизации  являются рабочие места следующих  работников:

  • паспортный стол (рабочие места специалистов, занимающихся регистрацией и движением населения в районе);
  • бухгалтерия (рабочие места специалистов, занимающихся расчетами за жилищно-коммунальные услуги, представляемые квартиронанимателям и владельцам жилья);
  • экономический отдел (рабочее место специалиста, занимающегося расчетами за коммунальные услуги, представляемые арендаторам помещений муниципального жилищного фонда);
  • инженерная служба (рабочее место специалиста, отвечающего за эксплуатацию жилищного фонда района);
  • администрация (рабочие места специалистов, имеющих доступ в общую базу данных для получения необходимых сведений об эксплуатации жилищного фонда и платежах за жилищно-коммунальные услуги).

Успех мероприятий по совершенствованию организации  оказания жилищных услуг населению  зависит от действия всех заинтересованных сторон, это и органы власти и  непосредственно предприятия по обслуживанию жилищного фонда, также успех в решающей степени зависит от поддержки населением данных мероприятий, осуществляемых в процессе проводимых преобразований.

По результатам практики внедрения таких программ экономическая эффективность применения данных автоматизированных программ на управляющих компаниях  составляет от 110% до 180%. Срок окупаемости внедрения программ около года. 45

В целом реализация предложенных в работе мероприятий по совершенствованию системы управления жилищно-коммунальным хозяйством района Щукино приведут к положительному эффекту для всех заинтересованных сторон. Позволит обеспечить эффективное оказание работ и услуг в жилищной сфере и повысить качество жилищного обслуживания населения.

 

 

Заключение

 

Современное  состояние  и  подходы  к  реформированию  системы  жилищно-коммунального  хозяйства  во  многом  определяются  особенностями его формирования и развития в период административно-плановой экономики, когда централизованно и достаточно эффективно решались вопросы, связанные как с обеспечением населения жильем на основе выработанных качественных  и  количественных  критериев,  так  и  с  эксплуатацией  жилищного фонда, обеспечения его необходимыми ресурсами. 

Особая роль в данном процессе была отведена отрасли ЖКХ, организованной в форме единого народно-хозяйственного комплекса, планирование и контроль развития которого осуществляли на основе принимаемых на  государственном  уровне  минимальных  стандартов  обслуживания  населения.  46

ЖКХ представляет собой экономическую систему, тесно интегрированную в экономику страны, города, района. ЖКХ является ключевым элементом территориального рынка. Жилищный сектор РФ является одним из крупных работодателей, также является сектором экономики, который постоянно пользуется потребительским спросом, и соответственно является очень хорошей базой по привлечению инвестиционных средств.

Сложившаяся ситуация в жилищной сфере России, отражает всю недееспособность нашей жилищной сферы, и даже не только недееспособность, а «загнивание» всего комплекса, и втягивание во все большие проблемы. Все это указывает на его важнейшую стратегическую роль в развитии России и на необходимость реформирования данной сферы.

В условиях осуществления  реструктуризации экономики ЖКХ, ее технологической перестройки значительно возрастают роль и значение своевременного и качественного анализа финансового состояния предприятия и изыскание путей его укрепления, повышения финансовой устойчивости предприятия.

Проведенный в  дипломной работе анализ современных рыночных реформ функционирования ЖКХ в России показал, что требуются изменения социально-экономической среды и институциональных параметров муниципального образования, в которых происходит жилищно-коммунальная деятельность;  нужна реструктуризация жилищно-коммунальных предприятий; изменение осуществляемых проектов, программ, состава их участников; изменение системы и структуры   управления; изменение требований к трудовому и кадровому потенциалу; изменения законодательной и нормативно-правовой среды деятельности жилищно-коммунальных предприятий;   создание институциональных субъектов жилищного рынка; собственников-домовладельцев и управляющих жилищных организаций;  переход от объективного субсидирования жилищной сферы к субъективному; создание конкурентной среды в секторе жилищных услуг; системы адресной поддержки малоимущих слоев населения; передача экономических прав от органов власти жилищно-коммунальным предприятиям.

 

Список литературы

 

  1. Авдеев В.В. Делегирование полномочий в ЖКХ // Реформа ЖКХ. 2007, №3.
  2. Актуальные проблемы жилищного права / Отв. ред. Е.С. Гетман, П.В. Крашенинников. - М., 2003.
  3. Антонов Н.В. Делегированное управление как форма функционирования коммунального хозяйства // Жилищное и коммунальное хозяйство. 2007, №5.
  4. Баженов С.И. Коммунальные предприятия  в  аспекте  реформирования ЖКХ  // Журнал экономической теории. 2007,  №2.
  5. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации (с постатейными материалами). - М., 2008.
  6. Бондаренко Е.А., Кусакина О.Н.  Рыночно-экономические основы становления предпринимательства в жилищно-коммунальном хозяйстве региона // Региональная экономика: теория и практика. 2008, №30.
  7. Бондаренко Е.А. Предпосылки развития предпринимательства в сфере ЖКХ // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2007, Т.5, Ч.2, №1.
  8. Будущее частного бизнеса в сфере управления жильем // ЖКХ-Инфо. 2008, №7.
  9. Бузырев В.В. Экономика жилищной сферы. М., 2001.
  10. Бычковский И.В. Имущественный комплекс коммунальной инфраструктуры в условиях реформы жилищно-коммунального хозяйства // Вопросы имущественной политики. 2007, №3.
  11. Глазов В.В. Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации. - М., 2007.
  12. Государственное регулирование жилищно-коммунального хозяйства // Вестник реформы ЖКХ. 2008, №11.
  13. Грудцына Л.Ю. Жилищное право. Учебник для вузов. - М., 2007.
  14. Грудцына Л.Ю. Жилищное право России. Учебное пособие. - М., 2005.
  15. Грудцына Л.Ю. Защита жилищных прав (по новому Жилищному кодексу). - М., 2005.
  16. Грудцына Л.Ю. Новое жилищное законодательство в вопросах и ответах. - М., 2008.
  17. Груздева Е.Н. ЖКХ: системное обновление // Управление многоквартирным домом. 2008, №11.
  18. Грудцына Л.Ю. Жилищное право. Информационно-справочное издание. – М.: ГАРАНТ, 2008.
  19. Данилов Е.П. Жилищные споры по новому Жилищному кодексу Российской Федерации. Комментарии. Практика. Образцы документов. 9-е изд., перераб. и доп. – М., 2006.
  20. Демонов А.А. Развитие ЖКХ в 2009 году // Реформа ЖКХ. 2009, №1.
  21. Дятел Е.П., Подылина Э.Ф. Жилищно-коммунальное хозяйство России  как агент производства общественных благ // Известия УрГЭУ. 2008, №2.
  22. Жуков Д.М. Экономика и организация жилищно-коммунального хозяйства города. - М., 2003.
  23. Игнатова О. «Минималка» - не предел // Российская газета. 23.10.2008.
  24. Ильин А.О. Наше коммунальное хозяйство ожидает скорый крах! // Эксперт. 2009, №4.
  25. Катаев Д.И. Капитальный ремонт в Москве // Управление многоквартирным домом. 2009, №1.
  26. Корева О.В. Эффективное управление ЖКХ на основе концессионных соглашений // Управление экономическими системами. 2006. №1.
  27. Косарева Н.Б. Перспективы развития жилищно-коммунального комплекса страны // Практика муниципального управления. 2009, №1.
  28. Крылов В.А. Формирование и развитие рынка жилищно-коммунальных услуг. - Екатеринбург, 2000.
  29. Кузнецов И.А. К вопросу о структуре механизма муниципального управления в ЖКХ // Региональная экономика и управление. 2007, №1.
  30. Кузьмина Ю. Реформа ЖКХ: на рельсы современной жизни // Московский бухгалтер. 2007, №22.
  31. Леонова И.А. Пять задач реформирования ЖКХ // Практика муниципального управления. 2007, №10.
  32. Лыкова Э.Б. Жилищное право России. Учебное пособие. - Воронеж, 2002.
  33. Максимов П.Р. Развитие ЖКХ: опыт современной России // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. 2008, №2.
  34. Миронова О.Л. В стране появилась новая служба… ДЕЗ // Экономика ЖКХ. 2007, №4.
  35. Модернизация жилищно-коммунального комплекса. Пока теория и практика далеки друг от друга // ЖКХ-Инфо. 2007, №4.
  36. Модернизация ЖКХ в условиях мирового финансового кризиса // ЖКХ-Инфо. 2009, №1-2.
  37. Нигматуллина Ж.Р. Правовые модели управления объектами коммунальной инфраструктуры // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. 2008, №11.
  38. Нигматуллина Ж.Р. Долгосрочные договорные отношения на основе государственно-частного партнерства // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. 2008, №10.
  39. Новые технологии и методики эффективного управления жилищно-коммунальным хозяйством // ЖКХ-Инфо. 2007, №4.
  40. Овчинникова Ю.А. Информационное сопровождение реформы // Управление многоквартирным домом. 2008, №12.
  41. Пахомова Н.В. Экономика природопользования и охраны окружающей среды. - СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2001.
  42. Петров М.С. Анализ правового регулирования ЖКУ // Реформа ЖКХ. 2008, №2.
  43. Подерякин Д.И. Рыночные подходы к  трансформационному реформированию  жилищно-коммунального  хозяйства  в  России // Экономический  вестник  Ростовского  государственного  университета. 2008, Т.6, №3. 
  44. Попова С.Г. Концептуальные основы формирования  регулируемого рынка жилищно-коммунальных услуг // Управление многоквартирным домом. 2008, №5.
  45. Прокофьев В.Ю. Концепция развития коммунальной инфраструктуры // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. 2008, №9.
  46. Руткаускас Т.К. Формирование  и  развитие  рыночных  отношений  в жилищно-коммунальном хозяйстве: теория, методология и практика. - Екатеринбург, 2006.
  47. Седугин П.И. Жилищное право: Учебник для вузов. - М., 2004.
  48. Титов А.А. Комментарий к новому Жилищному кодексу Российской Федерации. - М., 2005.
  49. Турейская Л.В. Развитие рынка работ и услуг в жилищной сфере Заводского района г. Новокузнецка // Сборник Кемеровского государственного университета. 2008.
  50. Фролов М.С. Коммуникации и делегирование полномочий в работе главного бухгалтера // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. 2008, №2.
  51. Холодилова А. Зарплата в ЖКХ формируется исходя из тарифов на услуги // Вестник ЖКХ. 2008, №9.
  52. Храмцов А. Жилищно-коммунальное хозяиство Тюмени: состояние, проблемы и перспективы развития // Городское хозяйство. 2008, №4.
  53. Чернышов Л.Н. Развитие экономики жилищно-коммунального комплекса России // Техника и технологии ЖКХ. 2009, №1.
  54. Чернышов Л.Н., Маликова И.П. Разработка и реализация инвестиционных программ организаций коммунального комплекса // Практика муниципального управления. 2008, №12.
  55. Шапиро Д.М. Демонополизация управления и обслуживания жилищного фонда. - М., 2002.
  56. Шишка К.П. Взаимодействие участников управления жилищным фондом // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. 2008, №8.
  57. http://www.minregion.ru/

 

 

1 Храмцов А. Жилищно-коммунальное хозяиство Тюмени: состояние, проблемы и перспективы развития // Городское хозяйство. 2008, №4.

2 Бондаренко Е.А., Кусакина О.Н.  Рыночно-экономические основы становления предпринимательства в жилищно-коммунальном хозяйстве региона // Региональная экономика: теория и практика. 2008, №30.

3 Кузнецов И.А. К вопросу о структуре механизма муниципального управления в ЖКХ // Региональная экономика и управление. 2007, №1.

4 Авдеев В.В. Делегирование полномочий в ЖКХ // Реформа ЖКХ. 2007, №3.

5 Фролов М.С. Коммуникации и делегирование полномочий в работе главного бухгалтера // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. 2008, №2.

6 Максимов П.Р. Развитие ЖКХ: опыт современной России // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. 2008, №2.

7 Авдеев В.В. Делегирование полномочий в ЖКХ // Реформа ЖКХ. 2007, №3.

8 Корева О.В. Эффективное управление ЖКХ на основе концессионных соглашений // Управление экономическими системами. 2006. №1.

9 Кузьмина Ю. Реформа ЖКХ: на рельсы современной жизни // Московский бухгалтер. 2007, №22.

10 Чернышов Л.Н. Развитие экономики жилищно-коммунального комплекса России // Техника и технологии ЖКХ. 2009, №1.

11 Леонова И.А. Пять задач реформирования ЖКХ // Практика муниципального управления. 2007, №10.

12 Модернизация жилищно-коммунального комплекса. Пока теория и практика далеки друг от друга // ЖКХ-Инфо. 2007, №4.

13 Попова С.Г. Концептуальные основы формирования  регулируемого рынка жилищно-коммунальных услуг // Управление многоквартирным домом. 2008, №5.

14 Чернышов Л.Н., Маликова И.П. Разработка и реализация инвестиционных программ организаций коммунального комплекса // Практика муниципального управления. 2008, №12.

15 Миронова О.Л. В стране появилась новая служба… ДЕЗ // Экономика ЖКХ. 2007, №4.

16 Будущее частного бизнеса в сфере управления жильем // ЖКХ-Инфо. 2008, №7.

17 Груздева Е.Н. ЖКХ: системное обновление // Управление многоквартирным домом. 2008, №11.

18 Косарева Н.Б. Перспективы развития жилищно-коммунального комплекса страны // Практика муниципального управления. 2009, №1.

19 Овчинникова Ю.А. Информационное сопровождение реформы // Управление многоквартирным домом. 2008, №12.

20 Грудцына Л.Ю. Жилищное право. Информационно-справочное издание. – М.: ГАРАНТ, 2008.

21 Например, в соответствии со статьей 9 закона г. Москвы от 11 марта 1998 г. № 6 «Основы жилищной политики в городе Москве» граждане, имеющие на каждого члена семьи доход ниже уровня, утвержденного Московской городской Думой, и признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий в установленном порядке, имеют право на предоставление жилого помещения в фонде социального использования по договору социального найма. Постановлением Московской городской Думы от 1 декабря 1999 г. № 129 установлено, что семьи, имеющие доход менее 3 000 руб. в месяц на каждого члена семьи, включая детей, нетрудоспособных членов семьи и иждивенцев, имеют право на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Информация о работе Совершенствование системы управления жилищно-коммунального хозяйства района Щукино города Москвы