Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:37, дипломная работа
Содержание современных процессов рыночного развития российской экономики обусловлено институциональными преобразованиями в важнейших инфраструктурных отраслях, в числе которых система жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) занимает особое место, образуя жизнеобеспечивающую основу муниципальных образований и реализуя социальные функции в процессе экономической деятельности своих хозяйствующих субъектов.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Теоретические аспекты управления жилищно-коммунальным хозяйством 6
1.1. Структура и особенности функционирования жилищно-коммунального хозяйства 6
1.2. Система управления жилищно-коммунальным хозяйством 15
1.3. Нормативно-правовые основы регулирования отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве 27
2. Оценка системы управления жилищно-коммунальным хозяйством 45
2.1. Анализ современного состояния 45
2.2. Исследование системы и структуры органов управления жилищно-коммунального хозяйства 50
2.3. Оценка эффективности управления при обслуживании и эксплуатации жилищного фонда 62
3. Совершенствование системы управления жилищно-коммунальным хозяйством 66
3.1. Разработка предложений по регулированию организационно-правовых форм и методов управления 66
3.2. Совершенствование процесса обслуживания жилищного фонда района Щукино 96
Заключение 104
Список литературы 106
Между тем ЖКХ - это отрасль жизнеобеспечения, и работа в ней не менее ответственна, чем в промышленности. Причем ее специалистам зачастую приходится трудиться в неблагоприятных погодных и технологически сложных условиях и т. д.
Уровень оплаты труда, а также комплекс социальных гарантий - важнейшие характеристики, которые имеют огромное значение для любого трудового коллектива. Безусловно, в ЖКХ они должны быть не меньше, чем в других отраслях. Добиваться этого можно и в рамках Трудового кодекса, и через коллективный договор и отраслевое тарифное соглашение для предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса автономного округа.
Работники и работодатели должны, в установленном Трудовым кодексом порядке, присоединятся к региональному отраслевому тарифному соглашению и на уровне предприятий принимать коллективный договор.
В соответствии с отраслевым тарифным соглашением размер минимальной тарифной ставки рабочих I разряда с 1 января 2008 года - 2740 рублей. Кроме того, с 1 января 2009 года минимальная заработная плата в Москве поднимется с 7650 рублей до 8300. С 1 мая 2009 года ее размер вырастет еще на 200 рублей - до 8 тысяч 500 и еще на 200 - с 1 сентября 2009 года. К этому времени «минималка» дойдет до уровня 8700 рублей.
Кроме того, с 2009 года возрастает и ставка первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений. Она увеличивается примерно на 8 процентов. Повышение также будет происходить в три этапа - с 1 января 2009 года оклад бюджетников по первому разряду составит 5420 рублей, с 1 мая - 5855 рублей, а с 1 сентября - 6325 рублей. 43
Т.о. необходима активная работа по повышению размера ставки I разряда для работников ЖКХ.
В настоящее время в районе Щукино нет рабочих с оплатой труда ниже уровня прожиточного минимума, но при значительном выравнивании ставки рабочего первого разряда, темпы роста среднемесячной заработной платы в отрасли серьезно отстают.
Таблица 3.2. Уровень заработной платы в ЖКХ района Щукино
Показатель |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
Ставка I разряда в ЖКХ, руб./ мес. |
1378 |
1641 |
2041 |
2740 |
Темп роста в % к предыдущему году |
119,1 |
124,4 |
134,2 | |
Среднемесячная зарплата в ЖКХ, руб./ мес. |
12783 |
14956 |
17374 |
20216 |
Темп роста в % к предыдущему году |
117,0 |
116,2 |
116,4 |
Без защиты трудовых прав работников отрасли, без стабильного повышения заработной платы невозможно эффективно реформировать жилищно-коммунальное хозяйство района.
Кроме того, в целях совершенствования процесса обслуживания жилищного фонда района Щукино в рамках дипломной работы предлагаются создание некоммерческой организации – Ассоциация управляющих и эксплуатационных организаций в жилищной сфере района Щукино. Известно, что трудные вопросы легче решать сообща. Именно поэтому организации и предприятия жилищно-коммунальной сферы создают общественные объединения – ассоциации. Они должны помочь сформулировать принципы отношения управляющих компаний с населением, друг с другом, и с естественными монополиями в целях улучшения качества предоставляемых ЖКУ. Владея и пользуясь опытными образцами управления и ресурсосберегающими технологиями, лоббируя профессиональные интересы, члены Ассоциации призваны являть собой пример. Принятие в членство Ассоциации должно стать профессиональным признанием достижения высоких результатов в управлении жилищной сферой. Это позволит перейти на более качественный уровень услуг в жилищной сфере, а также к формированию честной конкурентной среды.
В рамках Ассоциации предлагается создание информационной базы, в виде сайта. На данном сайте будет размещаться информация о деятельности Ассоциации и отдельный раздел сайта будет посвящен информации о деятельности предприятий ЖКХ района. Таким образом, сайт будет повышать информированность жителей об управляющих компаниях и о деятельности Ассоциации.
На данном сайте возможно будет проводить опрос жителей по качеству предоставляемых им работ и услуг, по результатам которого будет составляться рейтинг предприятий ЖКХ района Щукино.
Кроме того, современный уровень развития средств вычислительной техники и программного обеспечения позволяет существенно повысить эффективность решения задач в области информационного обеспечения управления предприятием жилищно-коммунальной сферы и повышения, таким образом, его конкурентоспособности в условиях рыночной экономики.
Для предприятий района предлагается перевести расчеты и учет на единую программно-технологическую платформу, взяв за основу Сетевой программный комплекс «Домовладелец». АС «Домовладелец» обеспечивает работников автоматизированными рабочими местами, для осуществления своих функций на базе единой информационной технологии в реальном режиме взаимодействия, в том числе с использованием удаленного доступа. 44
Объектами автоматизации являются рабочие места следующих работников:
Успех мероприятий по совершенствованию организации оказания жилищных услуг населению зависит от действия всех заинтересованных сторон, это и органы власти и непосредственно предприятия по обслуживанию жилищного фонда, также успех в решающей степени зависит от поддержки населением данных мероприятий, осуществляемых в процессе проводимых преобразований.
По результатам практики внедрения таких программ экономическая эффективность применения данных автоматизированных программ на управляющих компаниях составляет от 110% до 180%. Срок окупаемости внедрения программ около года. 45
В целом реализация предложенных в работе мероприятий по совершенствованию системы управления жилищно-коммунальным хозяйством района Щукино приведут к положительному эффекту для всех заинтересованных сторон. Позволит обеспечить эффективное оказание работ и услуг в жилищной сфере и повысить качество жилищного обслуживания населения.
Современное состояние и подходы к реформированию системы жилищно-коммунального хозяйства во многом определяются особенностями его формирования и развития в период административно-плановой экономики, когда централизованно и достаточно эффективно решались вопросы, связанные как с обеспечением населения жильем на основе выработанных качественных и количественных критериев, так и с эксплуатацией жилищного фонда, обеспечения его необходимыми ресурсами.
Особая роль в данном процессе была отведена отрасли ЖКХ, организованной в форме единого народно-хозяйственного комплекса, планирование и контроль развития которого осуществляли на основе принимаемых на государственном уровне минимальных стандартов обслуживания населения. 46
ЖКХ представляет собой экономическую систему, тесно интегрированную в экономику страны, города, района. ЖКХ является ключевым элементом территориального рынка. Жилищный сектор РФ является одним из крупных работодателей, также является сектором экономики, который постоянно пользуется потребительским спросом, и соответственно является очень хорошей базой по привлечению инвестиционных средств.
Сложившаяся ситуация в жилищной сфере России, отражает всю недееспособность нашей жилищной сферы, и даже не только недееспособность, а «загнивание» всего комплекса, и втягивание во все большие проблемы. Все это указывает на его важнейшую стратегическую роль в развитии России и на необходимость реформирования данной сферы.
В условиях осуществления реструктуризации экономики ЖКХ, ее технологической перестройки значительно возрастают роль и значение своевременного и качественного анализа финансового состояния предприятия и изыскание путей его укрепления, повышения финансовой устойчивости предприятия.
Проведенный в дипломной работе анализ современных рыночных реформ функционирования ЖКХ в России показал, что требуются изменения социально-экономической среды и институциональных параметров муниципального образования, в которых происходит жилищно-коммунальная деятельность; нужна реструктуризация жилищно-коммунальных предприятий; изменение осуществляемых проектов, программ, состава их участников; изменение системы и структуры управления; изменение требований к трудовому и кадровому потенциалу; изменения законодательной и нормативно-правовой среды деятельности жилищно-коммунальных предприятий; создание институциональных субъектов жилищного рынка; собственников-домовладельцев и управляющих жилищных организаций; переход от объективного субсидирования жилищной сферы к субъективному; создание конкурентной среды в секторе жилищных услуг; системы адресной поддержки малоимущих слоев населения; передача экономических прав от органов власти жилищно-коммунальным предприятиям.
1 Храмцов А. Жилищно-коммунальное хозяиство Тюмени: состояние, проблемы и перспективы развития // Городское хозяйство. 2008, №4.
2 Бондаренко Е.А., Кусакина О.Н. Рыночно-экономические основы становления предпринимательства в жилищно-коммунальном хозяйстве региона // Региональная экономика: теория и практика. 2008, №30.
3 Кузнецов И.А. К вопросу о структуре механизма муниципального управления в ЖКХ // Региональная экономика и управление. 2007, №1.
4 Авдеев В.В. Делегирование полномочий в ЖКХ // Реформа ЖКХ. 2007, №3.
6 Максимов П.Р. Развитие ЖКХ: опыт современной России // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. 2008, №2.
7 Авдеев В.В. Делегирование полномочий в ЖКХ // Реформа ЖКХ. 2007, №3.
8 Корева О.В. Эффективное управление ЖКХ на основе концессионных соглашений // Управление экономическими системами. 2006. №1.
9 Кузьмина Ю. Реформа ЖКХ: на рельсы современной жизни // Московский бухгалтер. 2007, №22.
10 Чернышов Л.Н. Развитие экономики жилищно-коммунального комплекса России // Техника и технологии ЖКХ. 2009, №1.
11 Леонова И.А. Пять задач реформирования ЖКХ // Практика муниципального управления. 2007, №10.
12 Модернизация жилищно-коммунального комплекса. Пока теория и практика далеки друг от друга // ЖКХ-Инфо. 2007, №4.
13 Попова С.Г. Концептуальные основы формирования регулируемого рынка жилищно-коммунальных услуг // Управление многоквартирным домом. 2008, №5.
14 Чернышов Л.Н., Маликова И.П. Разработка и реализация инвестиционных программ организаций коммунального комплекса // Практика муниципального управления. 2008, №12.
15 Миронова О.Л. В стране появилась новая служба… ДЕЗ // Экономика ЖКХ. 2007, №4.
16 Будущее частного бизнеса в сфере управления жильем // ЖКХ-Инфо. 2008, №7.
17 Груздева Е.Н. ЖКХ: системное обновление // Управление многоквартирным домом. 2008, №11.
18 Косарева Н.Б. Перспективы развития жилищно-коммунального комплекса страны // Практика муниципального управления. 2009, №1.
19 Овчинникова Ю.А. Информационное сопровождение реформы // Управление многоквартирным домом. 2008, №12.
20 Грудцына Л.Ю. Жилищное право. Информационно-справочное издание. – М.: ГАРАНТ, 2008.
21 Например, в соответствии со статьей 9 закона г. Москвы от 11 марта 1998 г. № 6 «Основы жилищной политики в городе Москве» граждане, имеющие на каждого члена семьи доход ниже уровня, утвержденного Московской городской Думой, и признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий в установленном порядке, имеют право на предоставление жилого помещения в фонде социального использования по договору социального найма. Постановлением Московской городской Думы от 1 декабря 1999 г. № 129 установлено, что семьи, имеющие доход менее 3 000 руб. в месяц на каждого члена семьи, включая детей, нетрудоспособных членов семьи и иждивенцев, имеют право на предоставление жилого помещения по договору социального найма.