Совершенствование системы управления жилищно-коммунального хозяйства района Щукино города Москвы

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:37, дипломная работа

Описание работы

Содержание современных процессов рыночного развития российской экономики обусловлено институциональными преобразованиями в важнейших инфраструктурных отраслях, в числе которых система жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) занимает особое место, образуя жизнеобеспечивающую основу муниципальных образований и реализуя социальные функции в процессе экономической деятельности своих хозяйствующих субъектов.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Теоретические аспекты управления жилищно-коммунальным хозяйством 6
1.1. Структура и особенности функционирования жилищно-коммунального хозяйства 6
1.2. Система управления жилищно-коммунальным хозяйством 15
1.3. Нормативно-правовые основы регулирования отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве 27
2. Оценка системы управления жилищно-коммунальным хозяйством 45
2.1. Анализ современного состояния 45
2.2. Исследование системы и структуры органов управления жилищно-коммунального хозяйства 50
2.3. Оценка эффективности управления при обслуживании и эксплуатации жилищного фонда 62
3. Совершенствование системы управления жилищно-коммунальным хозяйством 66
3.1. Разработка предложений по регулированию организационно-правовых форм и методов управления 66
3.2. Совершенствование процесса обслуживания жилищного фонда района Щукино 96
Заключение 104
Список литературы 106

Работа содержит 1 файл

Совершенствование системы управления жилищно-коммунального хозяйства района Щукино города Москвы.doc

— 632.00 Кб (Скачать)

Благодаря мерам  экономии и бережливости, проблемы ЖКХ давно и успешно решены в Германии, Чехии, Казахстане и др. странах.   Квинтэссенцией их опыта является адекватная плата за предоставленные услуги, гибкая социальная защита малоимущего населения, повсеместная  экономия и бережливость жилищного фонда,  воды, газа, электрической и тепловой энергии и других ресурсов.

Энергосбережение  в современных экономических условиях является не просто составной частью, а ключевым элементом модернизации коммунального комплекса России. Это фундамент финансового оздоровления предприятий. Некоторые мероприятия энергосбережения позволяют получить 30% и более экономии топлива — продукта, который имеет постоянный спрос на рынке.

Снижение издержек при предоставлении жилищно-коммунальных услуг поможет стабилизировать  тарифы для населения.              Экономия единицы энергии на конечной стадии ее потребления приводит к экономии 3-4 единиц первичного энергоресурса, а иногда и 10-15 единиц — в зависимости от эффективности всех стадий преобразования, транспорта и распределения, которые проходят первичные ресурсы на пути до конечных потребителей.

Обеспечение электроэнергией, теплом, горячей водой — это более чем 35% от всего выполняемого в ЖКХ объема работ. Плата за отопление и горячее водоснабжение составляет около 70% в структуре всех расходов на услуги ЖКХ. Это довольно ощутимая величина. Поэтому одним из основных звеньев мероприятий, проводимых по модернизации жилищно-коммунального хозяйства, является рациональное теплоснабжение населения. Здесь необходимы меры как по развитию традиционных централизованных систем теплоснабжения, где для них созданы  условия, газификации широкого круга населенных пунктов страны, так и внедрение систем поквартирного теплоснабжения. Широкое применение поквартирного отопления существенно снизит расходы россиян на коммунальные платежи, сократит расходы в бюджетах муниципалитетов, окажет благоприятное влияние на социальную ситуацию в регионах, научит потребителя экономить ресурсы.  При децентрализации  систем теплоснабжения, например, существенно экономится топливо, обеспечение населения теплом и горячей водой стабилизируется. От централизованного теплоснабжения к эффективному и гарантированному энергообеспечению каждого потребителя — вот тот путь, который необходимо пройти современному  ЖКХ.

Важными направлениями  модернизации  ЖКХ являются также  совершенствование законодательства, формирование новых отношений собственников в жилищной сфере, а также повышение роли социальных факторов: подготовка и переподготовка кадров, улучшение менеджмента,  защита малообеспеченных граждан, государственно-частное партнерство и партнерство в области социально-трудовых отношений. По этим  направлениям должны быть разработаны соответствующие подпрограммы или комплексы мероприятий.  40

Главным из них, как уже отмечалось,  является социальное партнерство как согласование интересов государства, работодателей, бизнеса, и профсоюзов. Заключение и исполнение федеральных, региональных тарифных соглашений - гарантия стабильного развития региональных систем ЖКХ и отрасли в целом. Роль системы социального партнерства в условиях финансового кризиса все более возрастает, в формате которого необходимо объективно проанализировать причины и масштабы кризиса, взвешенно и расчетливо оценить резервы и рационально использовать их для возврата к устойчивому экономическому росту. Необходимо принять меры по достойной оплате труда работников отрасли, их социальной защите. Низкая заработная плата порождает  значительную текучесть кадров, острую социальную напряженность в трудовых коллективах, локальные акции протеста трудящихся. 

Необходимо  также принятие мер по защите прав  высвобождаемых трудящихся вследствие приватизации, акционирования, ликвидации  или банкротства предприятий. С целью смягчения социальных последствий при изменении форм собственности предприятиями и последующей их реструктуризации должно быть предусмотрено формирование конкретных территориальных и локальных программ  по обеспечению трудоустройства высвобождаемых работников, их переквалификации и обучению новым смежным профессиям.  В таких программах целесообразно предусмотреть для работников, высвобождаемых в связи с несостоятельностью предприятий (банкротством), а также их ликвидацией, реорганизацией, преимущественного права трудоустройства (резервирование не менее чем 70% рабочих мест на вновь образуемых организациях и предприятиях).

В последнее  время органы власти, пресса активно обсуждают меры по привлечению потерявших работу на общественные работы, в частности, на строительство дорог. Идея, как известно, не нова. Она принадлежит американцам — во время Великой депрессии страна по большому счету смогла выйти из кризиса благодаря тому, что массы безработных были привлечены к дорожно-строительным работам. На наш взгляд, в условиях надвигающегося мирового финансового кризиса по этой аналогии желающих безработных целесообразно через Службы занятости направлять также в жилищно-коммунальное хозяйство, где всегда и в неограниченном объеме имеется разнообразная работа. К тому же организационно это намного удобнее, чем вывозить без подготовки людей за пределы населенных пунктов. Учитывая то, что среди безработных оказалось большое количество программистов, их  можно было бы объединить в общефедеральный проект по разработке программного обеспечения для ЖКХ, что  является исключительно важным делом.

Действия органов государственной власти в кризисной ситуации не должны приводить к сокращению социальных обязательств перед населением, замораживанию работы по переходу к стандартам развивающего потребления и сокращению поддержки населения. Обязательным условием перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг должна быть социальная поддержка малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан и иных категорий населения, которая заключается в предоставлении им государственной социальной помощи в виде мер социальной поддержки (льгот) и субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Следует особо  подчеркнуть, что реализация субъектами Российской Федерации государственной  политики системы социальных гарантий населению в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг позволяет  поддерживать нормальный социальный климат в регионах и оптимально планировать и расходовать бюджетные средства. При этом появляется возможность направления финансовых средств и на модернизацию объектов  ЖКХ.

Количество  граждан, пользующихся  правом на социальную поддержку по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (льготами), в целом по стране за 2008 год составило 37,6 млн. человек. Объем средств, предусмотренных на предоставление льгот за  полугодие составляет  34,64 млрд. рублей.

В Российской Федерации 4,3 млн. семей воспользовались правом на получение субсидии, что составило 8,3% от общего количества семей. Общая сумма начисленных субсидий по России на конец второго квартала 2008 года  составила 12,38 млрд. рублей. Среднемесячный размер начисленных субсидий на семью в целом по России составляет 905 рублей. 
Здесь следует отметить, что информация о данных мерах поддержки малоимущих граждан очень слабо освещается в СМИ. В условиях мирового финансового кризиса — это серьезнейшее упущение властей всех уровней.

Остра в настоящее  время и проблема кадров.  В условиях нарастания дефицита трудовых ресурсов в стране обостряется ситуация с обеспечением предприятий квалифицированными кадрами рабочих и специалистов. Проблема усугубляется нехваткой квалифицированных кадров в региональном и тем более муниципальном звене. Отрасль испытывает острый дефицит рабочих ведущих профессий (до 50%), неукомплектованность профильными специалистами, способными эффективно решать задачи ее модернизации. Утрачена подготовка квалифицированных рабочих на предприятиях непосредственно на рабочих местах.  Должна быть также возобновлена подготовка кадров в ПТУ на договорной основе, созданы необходимые условия для прохождения практики непосредственно на предприятиях. 41

Необходимо  повышать качество образования, добиваться его соответствия требованиям рынка труда. Необходима  государственная поддержка и регулирование отраслевых систем обучения и переподготовки кадров. При этом бизнес-сообщество обязано участвовать в реализации образовательных программ подготовки и переподготовки кадров. 

Комплексное решение, изложенных выше проблем, повышение эффективности взаимодействия органов власти всех уровней, органов местного самоуправления, частного бизнеса, общественных организаций и других представителей гражданского общества будет способствовать успешной модернизации жилищно-коммунального хозяйства России и его стабильному функционированию в условиях мирового финансового кризиса.

3.2.    Совершенствование процесса обслуживания  жилищного фонда района Щукино

 

Жилищно-коммунальный комплекс района Щукино на современном этапе - это более 20 организаций различных форм собственности, на которых трудится около 1000 человек.


Спектр оказываемых  отраслевыми предприятиями услуг широк - это содержание и ремонт жилья, отопление квартир, подача воды, газа, электроэнергии, благоустройство, озеленение улиц, дворов и многое другое.

Состояние жилищно-коммунального  хозяйства в значительной степени  влияет на качество жизни населения, как с точки зрения расходов, так и с точки зрения комфортности проживания. И надо отметить, что, несмотря на определенные трудности, предприятия отрасли справляются с поставленной задачей.

Вместе с  тем, мониторинг показателей развития ЖКК показывает, что в отрасли в течение последних 3-х лет сохраняется текучесть кадров, наблюдается увеличение вакансий, не обеспеченных предложениями на рынке труда города. При этом идет отток квалифицированных специалистов - операторов, слесарей, технологов, инженеров, имеющих соответствующую квалификацию и опыт работы в сложных технологических и сезонных условиях.

Кадры - актуальнейшая  в условиях реформирования проблема для отрасли. Удержать в отрасли уже работающих в ней специалистов, а также привлечь молодые квалифицированные кадры - одна из первоочередных задач. Решить ее можно, лишь значительно улучшив условия труда, предоставив достойный социальный пакет, перспективы обучения и карьерного роста, а главное - подняв уровень заработной платы. Однако условия работы и уровень оплаты труда коммунальщиков уже не первый год вызывают тревогу и у отраслевых специалистов, и у широкой общественности. 42

В Москве по данным статистики, среднемесячная начисленная заработная плата одного работника за 2008 год составила 36873 рубля, реальные располагаемые денежные доходы выросли на 120,1%. Среднедушевые денежные доходы населения также растут достаточно высокими темпами и составили за 2008 год 35113 рублей, темп роста по отношению к соответствующему периоду прошлого года - 124,9%.

Средняя заработная плата в жилищно-коммунальной сфере за рассматриваемый период составила 20216 рублей, темпы роста -116,4% к аналогичному периоду прошлого года. Если сравнивать оплату труда в жилищно-коммунальном комплексе (поданным муниципального образования) со средним значением, то она почти в 2 раза ниже.

Соотношение среднемесячной заработной платы работающих в наиболее крупных отраслях Москвы сложилось следующим образом (см. Таблицу 3.1).

Таблица 3.1. Среднемесячная начисленная заработная плата за  2008 год

Отрасль

Сумма, рублей

% к соответствующему  периоду предыдущего года

Отношение оплаты труда в ЖКК к оплате труда  других отраслей экономики, %

Всего

36783

111,7

54,8

Добыча полезных ископаемых

44637

107,7

45,3

Образование

23391

118,6

86,4

Здравоохранение

23380

117,2

86,5

Культура и  спорт

22411

120

90,2

ЖКК

20216

116,4

100


 

Из приведенной  таблицы видно, что сегодня коммунальная сфера значительно отстает по размеру заработной платы от уровня оплаты труда предприятий промышленности и бюджетной сферы.

Так происходит потому, что у предприятий нет  возможности адекватно повышать оплату труда работников отрасли в условиях предельного регулирования затрат на производство услуг.

Зарплата, как  и остальные денежные потоки в  отрасли, формируется исходя из тарифов на услуги. Покупая необходимое для производства услуги по рыночным ценам (топливо, трубы, горючее, электроэнергию и т.п.), работники отрасли вынуждены продавать ее по регулируемым ценам. Борясь с показателями инфляции, Минэкономразвития России каждый год устанавливает явно заниженные предельные индексы, находящиеся скорее в рамках политической, а не экономической целесообразности. Исходя из этих индексов, устанавливается региональная предельная величина роста тарифов. Кроме того, сложившийся стереотип политизированности отрасли приводит к тому, что даже те достаточно жесткие предельные индексы стоимости услуг, которые доводит до органов местного самоуправления Служба по тарифам, занижаются. В результате, происходит занижение тарифов ЖКХ по сравнению с их реальной стоимостью, что приводит к недополучению доходов от оказания услуг организациями коммунального комплекса района Щукино. Такая ситуация загоняет отрасль в яму недофинансирования, скудности инвестиционных вложений, предаварииного режима работы.

Информация о работе Совершенствование системы управления жилищно-коммунального хозяйства района Щукино города Москвы