Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 14:19, реферат
Государственная администрация - самая большая, самая мощная часть государственной машины. Она непосредственно распоряжается огромными бюджетными, природными и иными ресурсами страны. В ее системе работает около 9/10 всех государственных служащих. Государственной администрации прямо подчинены почти все существующие средства физического принуждения: войска, милиция, полиция, контрразведка, исправительно-трудовые учреждения, психиатрические больницы и т.д. Власть, которой она обладает, - административная власть - огромная социальная сила. Ее правильное использование серьезно способствует тому, чтобы страна стала процветающей. Субъективизм, некомпетентность, произвол, злоупотребления при осуществлении государственной власти приносят обществу колоссальный вред. В демократически организованном обществе формирование и деятельность государственной администрации должны быть четко, полно урегулированы правом. Особенно велико его значение в России, где такие факторы, как большая территория, значительные природные ресурсы, многонациональный состав населения, исторические традиции обусловили особое значение государственной администрации (административной власти).
Введение
1. Система государственного управления
1.1 Государственное управление
1.2 Государственное управление как система и процесс в современной России
2. Правовые формы и методы и государственного управления
2.1 Методы государственного управления
2.2 Формы государственного управления
Заключение
- издание административно-
- заключение
договоров (например, административных
договоров, международных
- совершение
иных юридически значимых
Наряду с этими
правовыми формами
В процессе государственного
управления основной правовой формой
реализации правомочий субъектов административного
права, не входящих в систему исполнительной
власти, являются различного рода обращения.
Обращения являются одним из оснований
для возникновения
Во-первых, это
обращения граждан и
Во-вторых, обращения граждан и иных субъектов административного права как форма их участия в управлении делами государства, направленная на улучшение порядка организации и деятельности государственных и муниципальных органов. Эти обращения служат способом обратной связи органов управления с населением и средством непосредственной демократии в управлении. Основной формой этих обращений являются предложения.
В-третьих, обращения
граждан и юридических лиц
как форма защиты их прав и законных
интересов. Такие обращения порождаются
конфликтными отношениями между
гражданами (их организациями) и органами
государственного и муниципального
управления. Они могут направляться
как в вышестоящую инстанцию,
так и в правозащитные органы.
Основными формами таких
Административно-правовые акты
Принятие и
исполнение административно-правовых
актов является одной из основных
форм реализации исполнительной власти.
В процессе государственного управления
возникает потребность в
Административно-правовой
акт - это основанное на законе официальное
юридически-властное решение полномочного
субъекта исполнительно-распорядительной
деятельности, принимаемое в одностороннем
волевом порядке с соблюдением
определенной формы и процедуры
и направленное на установление административно-правовых
норм или на возникновение, изменение
либо прекращение административно-
- является правовой
формой управленческого
- выражает юридически
значимое волеизъявление
- издается в
одностороннем порядке, т.е.
- носит подзаконный характер - должен издаваться в соответствии с законом;
- является решением
полномочного органа
- устанавливает
в сфере ведения конкретного
субъекта исполнительной
- принимается
с соблюдением определенных
- несоблюдение
содержащихся в нем юридически
властных предписаний влечет
ответственность виновной
- может быть в установленном законе порядке опротестован или оспорен.
Каждый административный акт имеет свое содержание и форму. Содержание административного акта включает три основных элемента:
- волеизъявление
уполномоченного органа, которое
не должно выходить за пределы
его компетенции (это
- юридическое существо этого волеизъявления (назначить, установить, разрешить, предоставить, отозвать, лишить, наказать и т.д.);
- условия, обязательства
и поручения, сопровождающие
Форма административного
акта - это внешнее выражение
По своим юридическим свойствам административные акты делятся на нормативные, индивидуальные и смешанные. По способу выражения воли они подразделяются на письменные, устные и символические или конклюдентные (жесты, сигналы, знаки). В зависимости от порядка принятия они могут быть коллегиальными или единоличными. Административные акты, имеющие дефекты содержания или формы, подразделяются на ничтожные и оспоримые.
Ничтожный административный
акт - это акт, который вследствие
своей незаконности не может порождать
и не порождает юридических
- он не может
быть основанием для
- нет оснований для применения санкций за его исполнение;
- на него нельзя
ссылаться при рассмотрении
Ничтожный акт не требует поиска доказательств его дефектности - они неоспоримы (например, грубо нарушена компетенция, нет законного основания для его принятия и т.д.) Давыдова М.Л. О юридической силе нормативно-правовых предписаний: основные научные концепции //Журнал российского права. 2003. №10. С. 75-84..
Оспоримый административный акт подлежит обязательному исполнению, но может быть оспорен заинтересованными лицами. До его признания недействительным он подлежит исполнению. Оспоримые акты требуют доказательств их дефектности.
Административный акт только тогда выполняет свое властное предназначение в процессе государственного управления, когда он действует. Действие административного акта выражается в том, что он обладает юридической силой, выступает обязывающей или управомочивающей формой действий субъекта исполнительной власти и вызывает те юридические последствия, ради которых он был издан. Для того, чтобы административный акт обладал юридической силой, он должен отвечать определенным требованиям. Он должен быть:
- издан полномочным
органом в пределах его
- принят в установленном порядке, в соответствии с предписанной процедурой;
- издан в установленной форме и подписан надлежащим должностным лицом;
- не должен
нарушать или произвольно
- юридически обоснован, т.е. четко определять цели, основания принятия и юридические последствия;
- оглашен (опубликован)
в соответствующем порядке,
Нарушение данных требований является основанием для признания административных актов незаконными, т.е. не имеющими юридической силы. Инициировать вопрос о признании незаконности административного акта могут частные лица, прокурор, заинтересованные органы исполнительной и законодательной власти. Правомочие на признание акта незаконным имеют:
- орган исполнительной
власти - автор акта может признать
неправомерность и отменить
- вышестоящие
органы исполнительной власти, наделенные
правом отмены неправомерных
актов нижестоящих органов
- судебные органы (общий и арбитражный суды, Конституционный Суд РФ).
Признание акта незаконным осуществляется в двух основных формах:
- признание неправомерного акта недействительным;
- признание такого акта недействующим. Недействительный административный акт является ничтожным, т.е. не порождает юридических последствий с момента его принятия. Недействующий административный акт не порождает юридических последствий с момента вступления решения суда по данному акту в законную силу либо с момента вступления решения в законную силу решения административного органа о его отмене.
Действие административного акта прекращается также в результате его приостановления, которое не влечет автоматически утрату им юридической силы. Приостановление означает временное прекращение действия или исполнения административного акта до решения вопроса по мотивам, вызвавшим его приостановление Давыдова М.Л. О юридической силе нормативно-правовых предписаний: основные научные концепции //Журнал российского права. 2003. №10. С. 75-84..
Обращения как административно-правовая форма
Обращения представляют
собой один из юридически значимых
способов реализации прав субъектов
административного права, не входящих
в систему органов
Обращения могут
подаваться как от имени граждан,
так и юридических лиц (коллективных
субъектов). Так, для приобретения юридическим
лицом гражданской
Особое внимание
законодатель уделяет обращениям граждан.
Право на обращения закреплено в
Конституции РФ (ст. 33) в качестве
одного из основных прав гражданина. Это
право закреплено также в ряде
федеральных законодательных