Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 14:19, реферат
Государственная администрация - самая большая, самая мощная часть государственной машины. Она непосредственно распоряжается огромными бюджетными, природными и иными ресурсами страны. В ее системе работает около 9/10 всех государственных служащих. Государственной администрации прямо подчинены почти все существующие средства физического принуждения: войска, милиция, полиция, контрразведка, исправительно-трудовые учреждения, психиатрические больницы и т.д. Власть, которой она обладает, - административная власть - огромная социальная сила. Ее правильное использование серьезно способствует тому, чтобы страна стала процветающей. Субъективизм, некомпетентность, произвол, злоупотребления при осуществлении государственной власти приносят обществу колоссальный вред. В демократически организованном обществе формирование и деятельность государственной администрации должны быть четко, полно урегулированы правом. Особенно велико его значение в России, где такие факторы, как большая территория, значительные природные ресурсы, многонациональный состав населения, исторические традиции обусловили особое значение государственной администрации (административной власти).
Введение
1. Система государственного управления
1.1 Государственное управление
1.2 Государственное управление как система и процесс в современной России
2. Правовые формы и методы и государственного управления
2.1 Методы государственного управления
2.2 Формы государственного управления
Заключение
Второе обстоятельство
связано с тем, что, как это
уже отмечалось при общей характеристике
социального управления, последнее
во всех своих проявлениях органически
связано с упорядочивающим
Суть данной проблемы заключена в следующем. Управление различными сторонами государственной и общественной жизни не является исключительной функцией исполнительного аппарата государства. В этом процессе активно участвуют и другие субъекты единой государственной власти. При этом главное в содержании управляющего воздействия состоит не столько в принятии соответствующих решений (например, законов), а в их реализации, т.е. в строгом проведении в жизнь содержащихся в них юридически-властных требований. А это и есть процесс исполнения.
Конечно, и сам
законодатель осуществляет те или иные
действия, обеспечивающие исполнение
принятых им законов. Но он не в состоянии
взять на себя данную функцию в
полном объеме, учитывая многообразие
общественных отношений, нуждающихся
в упорядочивающем, т.е. постоянном
управляющем воздействии. Вообще недопустимо
законодателю самому исполнять законы.
Поэтому и возникает
Таковы наиболее емкие черты, свойственные государственному управлению, как разновидности социального управления. Оно характерно по своему функциональному назначению не только для Российской Федерации в ее современном виде и, конечно, не только для советского периода развития нашего государства вплоть до распада СССР. В своих основных проявлениях государственное управление непременно присутствует в механизме воздействия на общественную жизнь западных государств, где государственная власть базируется на иных социально-политических и экономических основах. Имеется в виду прежде всего господство рыночных отношений. Так, по признанию видного теоретика французского административного права Г. Брэбана, и в подобных условиях вся управленческая сфера имеет ярко выраженный публично-правовой характер, т.е. государственное содержание; государственное управление осуществляет функции текущего управления, представляя собой государственную деятельность по управлению См.: Брэбан Г. Французское административное право. М,. 1988, С .30..
Есть еще один существенный вопрос, относящийся к общей характеристике системы и механизма государственного управления сложившихся в дореформенный период. Так, практика государственного управления экономикой уже в 60-е годы была подвергнута серьезному критическому анализу: именно в этой сфере фактически преобладали элементы ничем не ограниченного вмешательства «сверху» в производственную деятельность предприятий (система директивного планирования, обязательных поставок, адресных заданий и т.п.), в результате чего последние были лишены необходимой самостоятельности.
Что же в действительности
скрыто за словами «административно-
Таким образом, отождествление системы государственного управления с так называемой «административно-командной системой» не имеет прочных методологических обоснований. Тем не менее, как это будет показано далее, сама по себе данная проблема не исчезла. Ее отголоски проявляются в той или иной форме и в наши дни.
1.2 Государственное
управление как система и
Понятие «государственное
управление» характеризует
Существуют два полярных подхода к вопросу о соотношении понятий «политика» и «государственное управление». Один в утрированном виде состоит в том, что политику следует изгонять отовсюду, т.е. минимизировать ее роль. Другой рассматривает государственное управление лишь как механизм воплощения политического курса, сформулированного высшими органами власти. И если первый подход превозносит свободный рынок и экономические методы регулирования, то второй отстаивает создание централизованной системы руководства и усиление мер административного воздействия. Истина, как это чаще всего бывает, лежит посередине.
Между политическим и государственным управлением имеются как тесная взаимосвязь, так и существенные отличия. Политика в значительной степени эмоциональна, в том смысле, что чувствительна к общественному мнению, настроениям широких масс людей, их сиюминутным устремлениям, подвержена влиянию текущих событий, зависит от предпочтения тех или иных лидеров, социальных интересов и т.п. Государственное управление более рационально, т.е. функционально организовано и решает конкретные задачи. В первом главенствуют нормативно-ценностные знания, обращенные на выяснение целесообразности государственных действий и на оценочные характеристики. Во втором основную роль играют нормативно-позитивные знания, направленные на анализ государственной деятельности и ее последствий. Объединяющие два этих понятия начала вытекают не только из особенностей государства как политического института, но и из властного характера его организационной деятельности.
Можно выделить три структурных уровня организации государственного управления. Высший - институциональный - являющийся пограничным между политическим и государственным управлением. На нем определяются общая политика и главные задачи ее осуществления. Средний - административный уровень - сфера функционального управления (администрирования). На нем любое направление деятельности подвергается анализу и раскладывается на различные организационно-управленческие компоненты - планирование, организацию, руководство, контроль и т.д. На третьем - технологическом (низшем) - происходит непосредственное удовлетворение социальных потребностей в услугах государственного управления, превращаемых в конкретные продукты (результаты), которыми пользуется общество в целом и отдельные граждане или их организации Колдин В.Я. Перспективы развития законодательства// Вестник Московского Университета серия «Право» №6 2006, С. 3 - 17..
Таким образом,
государственная администрация
в теоретических представлениях
находится вне сферы политики,
тогда как государственное
С научных позиций
рациональное объяснение природы и
сущности государственного управления
предполагает его всестороннее рассмотрение
как системы и процесса во взаимодействии
с окружающей социальной средой. Система
государственного управления образуется
подсистемами целей и принципов
осуществления государственно-
Процесс государственного
управления представляет собой сознательную
и целенаправленную деятельность, связанную
с реализацией государственно-
Изучение социальной среды, в которой реализуется государственное управление, на которую оно влияет и которое в свою очередь оказывает на него взаимообратное воздействие, означает поиск ответов на вопросы о том, каковы характеристики гражданского общества и способы влияния последнего на властно-управленческую деятельность государства. Фактически решается проблема соотношения публичной власти, государственной администрации и гражданского общества, т.е. взаимодействия политических институтов при реализации государственного управления Колдин В.Я. Перспективы развития законодательства// Вестник Московского Университета серия «Право» №6 2006, С. 3 - 17..
Гражданское общество
- не что иное, как свободная и
относительно независимая от государства
общественная жизнь, включающая не только
экономическую сферу, но и источники
культурной инициативы людей. Демократизация
является классическим шагом на пути
к его автономии от государственного
аппарата. Подтверждением данного положения
является то, что самые различные
течения общественной мысли доказывают
невозможность демократии, если гражданское
общество неавтономно по отношению
к государственному аппарату. Однако
это, хотя и необходимое, но само по
себе недостаточное условие
Применительно
к современной России в государственном
управлении можно отметить причудливое
переплетение двух противоречивых тенденций.
Первая заключается в сокращении
директивного начала управления, уменьшении
государственного сектора экономики,
превращении государства в
Государственное управление на основе беспристрастной законодательно выверенной системы и современных технологий является для России желаемой целью. Это весьма сложный и протяженный во времени процесс. Он имеет много различных аспектов. Один из них - развитие теории государственного управления, способной не только дать научно обоснованную методологию изучения этого важнейшего вида социальной деятельности, но и определить верные ориентиры системной, последовательной, реалистичной реформы государственного аппарата и обеспечивающих его институтов и механизмов.
В начале XXI столетия
формационные преобразования в развитии
российского государства - смена
общественно-политического
Для России с
ее многообразным историческим опытом
и своеобразной восприимчивостью к
мировым новациям, огромными масштабами
ресурсного потенциала и устойчивости,
возможностями социального