Полномочия
органов местного
самоуправления в
области охраны окружающей
природной среды.
Основные
полномочия органов местного самоуправления
в области охраны окружающей среды
установлены Федеральным законом
от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей
среды". В указанном Федеральном законе
используются основные понятия, подразумевающие
под охраной окружающей среды, в том числе,
деятельность органов местного самоуправления,
направленную на сохранение и восстановление
природной среды, рациональное использование
и воспроизводство природных ресурсов,
предотвращение негативного воздействия
хозяйственной и иной деятельности на
окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Хозяйственная
и иная деятельность органов местного
самоуправления, оказывающая воздействие
на окружающую среду, должна осуществляться
на основе следующих принципов:
- соблюдения
прав человека на благоприятную окружающую
среду;
- обеспечения
благоприятных условий жизнедеятельности
человека;
- научно обоснованного
сочетания экологических, экономических
и социальных интересов человека, общества
и государства в целях обеспечения устойчивого
развития благоприятной окружающей среды;
- охраны, воспроизводства
и рационального использования природных
ресурсов как необходимых условий обеспечения
благоприятной окружающей среды и экологической
безопасности;
- ответственности,
в том числе органов местного самоуправления,
за обеспечение благоприятной окружающей
среды и экологической безопасности на
соответствующих территориях;
- платности
природопользования и возмещение вреда
окружающей среде;
- независимости
контроля в области охраны окружающей
среды;
- презумпции
экологической опасности планируемой
хозяйственной и иной деятельности;
- обязательности
оценки воздействия на окружающую среду
при принятии решений об осуществлении
хозяйственной и иной деятельности;
- обязательности
проведения государственной экологической
экспертизы проектов и иной документации,
обосновывающих хозяйственную и иную
деятельность, которая может оказать негативное
воздействие на окружающую среду, создать
угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;
- учета природных
и социально-экономических особенностей
территорий при планировании и осуществлении
хозяйственной и иной деятельности;
- приоритета
сохранения естественных экологических
систем, природных ландшафтов и природных
комплексов;
- допустимости
воздействия хозяйственной и иной деятельности
на природную среду исходя из требований
в области охраны окружающей среды;
- обеспечения
снижения негативного воздействия хозяйственной
и иной деятельности на окружающую среду
в соответствии с нормативами в области
охраны окружающей среды, которого можно
достигнуть на основе использования наилучших
существующих технологий с учетом экономических
и социальных факторов;
- обязательности
участия в деятельности по охране окружающей
среды, в том числе органов местного самоуправления,
общественных и иных некоммерческих объединений,
юридических и физических лиц;
- сохранения
биологического разнообразия;
- обеспечения
интегрированного и индивидуального подходов
к установлению требований в области охраны
окружающей среды к субъектам хозяйственной
и иной деятельности, осуществляющим такую
деятельность или планирующим осуществление
такой деятельности;
- запрещения
хозяйственной и иной деятельности, последствия
воздействия которой непредсказуемы для
окружающей среды, а также реализации
проектов, которые могут привести к деградации
естественных экологических систем, изменению
и (или) уничтожению генетического фонда
растений, животных и других организмов,
истощению природных ресурсов и иным негативным
изменениям окружающей среды;
- соблюдения
права каждого на получение достоверной
информации о состоянии окружающей среды,
а также участия граждан в принятии решений,
касающихся их прав на благоприятную окружающую
среду, в соответствии с законодательством;
- ответственности
за нарушение законодательства в области
охраны окружающей среды;
- организации
и развития системы экологического образования,
воспитания и формирования экологической
культуры;
- участия
граждан, общественных и иных некоммерческих
объединений в решении задач охраны окружающей
среды;
- международного
сотрудничества Российской Федерации
в области охраны окружающей среды.
Конкретные
полномочия органов местного самоуправления
в сфере отношений, связанных с охраной
окружающей среды, определяются в соответствии
с федеральными законами. При этом Законом
об охране окружающей среды установлено,
что управление в области охраны окружающей
среды осуществляется органами местного
самоуправления в соответствии с вышеназванным
Федеральным законом, другими федеральными
законами и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации, законами
и иными нормативными правовыми актами
субъектов Российской Федерации, уставами
муниципальных образований и нормативными
правовыми актами органов местного самоуправления.
Органы
местного самоуправления и должностные
лица обязаны оказывать содействие
гражданам, общественным и иным некоммерческим
объединениям в реализации их прав
в области охраны окружающей среды,
а при осуществлении хозяйственной и иной
деятельности обязаны принимать необходимые
меры по предупреждению и устранению негативного
воздействия шума, вибрации, электрических,
электромагнитных, магнитных полей и иного
негативного физического воздействия
на окружающую среду в городских и сельских
поселениях, зонах отдыха, местах обитания
диких зверей и птиц, в том числе их размножения,
на естественные экологические системы
и природные ландшафты.
Информация
о состоянии окружающей среды, ее
изменении, полученная при осуществлении
государственного мониторинга окружающей
среды (государственного экологического
мониторинга), может использоваться органами
местного самоуправления для разработки
прогнозов социально-экономического развития
и принятия соответствующих решений, разработки
программ в области охраны окружающей
среды.
Контроль
в области охраны окружающей среды
(экологический контроль) проводится
в целях обеспечения органами
местного самоуправления исполнения законодательства
в области охраны окружающей среды,
соблюдения требований, в том числе нормативов
и нормативных документов, в области охраны
окружающей среды, а также обеспечения
экологической безопасности.
В Российской
Федерации осуществляется, в том
числе, муниципальный и общественный
контроль в области охраны окружающей
среды. Субъекты хозяйственной и иной
деятельности обязаны предоставить сведения
об организации производственного экологического
контроля в органы исполнительной власти
и органы местного самоуправления, осуществляющие
соответственно муниципальный контроль
в порядке, установленном законодательством.
Муниципальный контроль в области охраны
окружающей среды (муниципальный экологический
контроль) на территории муниципального
образования осуществляется органами
местного самоуправления или уполномоченными
ими органами. Муниципальный контроль
в области охраны окружающей среды (муниципальный
экологический контроль) на территории
муниципального образования осуществляется
в соответствии с законодательством Российской
Федерации и в порядке, установленном
нормативными правовыми актами органов
местного самоуправления.
Результаты
общественного контроля в области
охраны окружающей среды (общественного
экологического контроля), представленные
в органы местного самоуправления,
подлежат обязательному рассмотрению
в порядке, установленном законодательством.
Органами
местного самоуправления осуществляется
экологическое просвещение, в том
числе информирование населения
о законодательстве в области
охраны окружающей среды и законодательстве
в области экологической безопасности,
а также образовательными учреждениями,
учреждениями культуры, музеями, библиотеками,
природоохранными учреждениями, организациями
спорта и туризма, иными юридическими
лицами.