Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 11:42, доклад
Цель данной работы – исследование проблем во взаимоотношениях России и Украины в последнее десятилетие двадцатого века.
4. Постановление Совета Министров РСФСР от 25 апреля 1968 г. № 264 об изменении порядка финансирования г. Севастополя не может отменить Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 октября 1948 г. Положение Конституции Украинской ССР ст. 77, в которой г. Севастополь объявлен городом республиканского подчинения в составе Украинской ССР, не имеет юридической силы в момента принятия, так как принят Украинской ССР в одностороннем порядке без принятия соответствующего решения конституционными органами власти РСФСР.
Постановление № 264 СМ РСФСР фактически отменяло особый чрезвычайный режим финансирования города в период восстановления Европейской части СССР после войны 1941-1945 гг. К этому времени закончился дотационный период финансирования Европейской части России и Украины и начался нормальный этап финансирования Севастополя и Черноморского Флота из фондов МО СССР.
III. Конституционно-правовой аспект
1. Указом Президиума Верховного
Совета РСФСР от 29 октября 1948 г.
был закреплен особый
2. Постановление ПВС РСФСР от 5 февраля 1954 г. и Указ ПВС СССР от 19 февраля 1954 г. “О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР” были приняты с нарушением основополагающих положений как Конституции СССР 1936 г., так и Конституции РСФСР и УССР 1937 г. Следовательно, Закон 1954 г. с момента принятия считался недействительным, и тем самым он не мог породить каких-либо последствий юридического характера как в отношении г. Севастополя, так и в отношении РСФСР и УССР.
3. Закон 1954 г. не изменял
установленного статуса г.
4. Крым исторически являлся территорией России. Никогда ни в одном документе Россия не признавала в отношении его прав других государств. Крымская область является неотъемлемой частью РФ.
В 1921 году декретом
ВЦИК была образована Крымская
АССР в составе РСФСР, в 1946
году Крымская автономия
Что касается города Севастополя,
то на протяжении всего периода существования
автономии в Крыму он представлял
собой особый административно-хозяйственный
центр, в управлении которого решающие
права принадлежали военной администрации,
подчиняющейся непосредственно
Москве. Особый режим управления городом
определялся его целевым
Без сомнения, решение Совета
Федерации о статусе
Черноморский флот.
Современные проблемы черноморского
флота неразрывно связаны с историей
Крыма и в этом плане несут
на себе отпечаток сложных исторических
процессов, происходивших в огромном
регионе Северного
Со времени вхождения Украины в состав России (1654) борьба Российской империи за выход к Черному морю была подкреплена мощным экономическим и человеческим потенциалом Украины. Об этом свидетельствовали так называемые Крымские походы 1687 и 1679 г.г. Тем не менее Петру I удалось закрепиться только на берегу Азовского моря, где развернулись работы по строительству флота. Однако в результате Прутского похода Россия возвратила Турции захваченные земли, в том числе Азов. Но позже, в результате продолжавшихся долгое время русско-турецких войн, в 1783 году к нам был присоединен Крым. С этого времени, по существу, и начинается история Черноморского флота.
Для создания мощного флота
необходима была соответствующая материальная
база и большие человеческие ресурсы.
Строительство морских судов
и создание флота были немыслимы
без развития металлургической, металлообрабатывающей
и каменноугольной
Конкретно первый этап создания Черноморского флота выглядит следующим образом. В мае 1779 года на херсонской верфи был заложен линейный корабль «Св. Павел». К 1784 г. уже была готова целая эскадра. Для ее управления было создано Черноморское адмиралтейство. После присоединения Крыма к России главным местом сосредоточения флота стал Севастополь.
В период перед Второй мировой войной советское правительство направило свои усилия на воссоздание флота. Материально-техническую базу восстановления боевых кораблей составили Севастопольский морской и Николаевский судостроительные заводы, существенную помощь им в этом оказали предприятия Екатеринослава, Харькова, Киева и др. В течение 1922-1923 г.г. было восстановлено 60 боевых кораблей. В ходе войны соединения и части флота нарушали коммуникации противника, обеспечивали перевозки и принимали активное участие в обороне Одессы, Севастополя.
Послевоенные усилия бывшего Советского Союза были направлены на повышение боевых возможностей ЧФ, а также на использование значительной судостроительной базы в Крыму и на Украине для постройки и модернизации современных кораблей. ЧФ стал основой силовой политики СССР, которую он осуществлял в бассейне Черного и Средиземного морей. В этих условиях Крым был превращен в «непотопляемый авианосец» советского военно-морского флота.
После провозглашения независимости
Украины и реализации ее курса
на создание собственных вооруженных
сил проблема раздела Черноморского
флота неоднократно вызывала обострение
отношений между двумя
В соответствии с ялтинской
договоренностью (август 1992 г.) Украина
должна была отменить постановление
своего Верховного совета относительно
собственности на все корабли, которые
были предписаны к украинским портам.
В свою очередь Россия соглашалась
с тем, что украинская доля флота
составляла более 20-22%, которые ранее
предлагала российская сторона. Украина
считала, что переговоры по флоту
не касаются наземных сооружений и
оборудования Черноморского флота,
и в сентябре 1992 года подчинила
их, а также два военно-морских
училища в Севастополе
Однако вопреки ранее достигнутой договоренности вопрос о ЧФ был вынесен на парламентские слушания в Государственной думе России. Выступая с докладом по этому вопросу 15 ноября 1994 г., главнокомандующий ВМФ России Ф. Громов предложил парламенту принять за основу переговоров по флоту следующие свои рекомендации:
1)
Севастопольская военно-
Сочинские
соглашения (1995 г.) между Украиной
и Россией по вопросу раздела
ЧФ несколько снизили накал
напряженности между двумя
В этом контексте заявления
об окончательном решении вопроса
раздела Черноморского флота
выглядит неубедительным. Опускать
занавес черноморского
В системе приоритетов России Крым занимает доминирующее положение, ибо сохранение производственной и технологической базы, развитой инфраструктуры позволяет (как это уже было после Первой и Второй мировых войн» восстановить боевой состав флота. Крым без флота обречен. Показательны в плане оценки интересов России в Крыму высказывания некоторых российских ученых, специалистов. Так, например, независимые эксперты Российского научного фонда подготовили доклад «Суверенитет Крыма: проблемы и перспективы». В нем говориться: «В связи с дезинтеграцией единого оборонного пространства СССР, событиями в Закавказье и активизацией Турции, Ирана и Пакистана в этом регионе Крым и ЧФ приобретают жизненно важное значение для обороны рубежей России и СНГ» и далее: «… в условиях… отделения Украины и Прибалтики незамерзающие порты Крыма приобретают особое значение для внешней торговли России и других государств СНГ».13 Все исследователи говорят, что проблему Крыма надо превратить из территориального спора между нашими государствами в вопрос государственно-политического самоопределения населения Крыма; активизировать прямые хозяйственные, общественные и культурные связи с Крымом, в первую очередь по неправительственным каналам, подготовить меры по обеспечению экономической безопасности Крыма. Надо сказать, также, что политологи говорят и об условиях вступления Крыма в СНГ, и об обеспечении международной поддержки Крыму за свой суверенитет. Аналогичные рекомендации содержатся и в других документах по вопросам Крыма. Значительную роль в формировании российской позиции по крымскому вопросу играют принципы, заложенные в основу ее внешней политики, концепции национальной безопасности и военной доктрины. Таким образом, российская внешняя политика еще длительное время будет обеспечивать региональные и глобальные интересы России с использованием силового компонента. Реализация этих планов на юге требует сохранения военного присутствия России в бассейне Черного моря, и в Крыму, в частности. Черноморский флот как раз и служит этой цели. Сохранение в прежнем виде корабельного состава флота и обеспечивающей его жизнедеятельность инфраструктуры дают возможность контролировать Крым в целом неопределенно долгое время.
Этим целям благоприятствует
широкая поддержка
Новым и достаточно уникальным явлением современной политической жизни в России является открытое выступление высших должностных лиц министерства обороны против решений президента, парламента и правительства. Надо отметить неоднократные заявления командующего Черноморским флотом адмирала Балтина, в которых он выражает несогласие с решениями российского правительства о разделе ЧФ и по мере сил саботирует выполнение уже достигнутых договоренностей.14 «Патриотическая» позиция адмирала тем не менее не предотвращает процесс всемерного разграбления флота.
Верховный совет Украины
создал временную комиссию по изучению
ситуации в Крыму. Члены этой комиссии
ознакомили с перечнем «уплывшего»
с 1992 по 1994 г. имущества ЧФ. Они оценили
это как «действия
Раздел флота – это
только часть проблемы, скорее экономического,
чем военного плана. Помимо вопроса
о базировании Черноморского
флота и ВМС Украины довольно
остро стоит финансовая проблема,
которая не ограничивается определением
величины арендной платы за использование
России в будущем баз в Крыму.
Если обратиться к программе развития
вооруженных сил Украины, то страна
должна содержать морскую группировку
общей численностью около 100 кораблей
и 40 тыс. военнослужащих. В состав флота
должны входить ракетные крейсера,
подводные лодки, многоцелевые ракетные
и патрульные корабли, авиация и
т.д. То есть Украина планирует развернуть
собственный военно-морской