Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 20:51, контрольная работа
На сегодняшний день в России сложилось ситуация, которая сопровождается существованием противоречий и постоянным обострением проблем в политической, экономической, и социальной сферах общественной жизни. В этих условиях определяющим фактором стабилизации выступает использование потенциала самоорганизации и местного самоуправления. Основным уровнем территориальной и экономической организации местных сообществ являются муниципальные образования.
Введение………………………………………………………………………………….3
Глава 1 Концепция реформы и её истоки…………………………………………..4
1.1 История местного самоуправления в России…………………………………..4
1.2 Модель местного самоуправления в Федеральном законе
от 06.10.2003 г. №131-ФЗ……………………………………………………………..11
Глава 2. Основные выводы и предложения по улучшению
Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ………………………………….14
2.1 Результаты реализации реформы………………………………………………14
2.2 Модернизация существующей системы местного
самоуправления……………………………………………………………………….17
Заключение…………………………………………………………………………….21
Список использованных источников и литературы…………………………….24
Местное самоуправление в Законе СССР «Об общих началах местного самоуправления...» понималось как «самоорганизация граждан для решения непосредственно или через избираемые ими органы всех вопросов местного значения».2 В качестве механизма реализации самоуправления в Законе выступают местные Советы, органы территориального общественного самоуправления, а также непосредственные формы демократии - местные референдумы, собрания, сходы граждан.
Так, местным советам был «
Переломное значение для развития местного самоуправления в постсоветской России имело принятие 12 декабря 1993 г. новой Конституции пополнило нормативную базу о местном самоуправлении, разрешило ситуацию в пользу местного самоуправления и признало объективную необходимость его существования и правовых гарантий на высшем законодательном уровне.
Новая
Конституция России определила местное
самоуправление как одну из самостоятельных
форм осуществления власти народом,
признавая и защищая
Гарантируя самостоятельность
Закрепленные
в Конституции принципы организации
местного самоуправления в Российской
Федерации получают дальнейшее развитие
в федеральном
Данный закон, по принципу всех рамочных законов 1990-х гг., не содержал детального регулирования местного самоуправления, оставляя эту сферу субъектам Федерации (исходя из того, что вопрос находится в совместной компетенции Федерации и регионов). Он не устанавливал жестких ограничений по видам муниципальных образований, уровням, на которых реализуется самоуправление (район, поселение, город могли быть, а могли и не быть муниципальными образованиями); не разграничивал единообразно компетенцию муниципалитетов.3
В результате в регионах были выстроены различные модели организации местной власти – территориальные, институциональные. В то же время, закон не был принят исключительно в интересах регионов: напротив, неслучайным было их недовольство его принятием. Закон был разработан при непосредственном участии муниципальных ассоциаций и активистов муниципального движения. В частности, закон фиксировал выборность местной власти, устанавливал гарантии местного самоуправления, требовал муниципальной автономии, а также учета мнения населения при территориальных изменениях в муниципалитетах.
Реформы
1990-х гг. позволили решить ряд
важных задач, связанных с созданием
работающих структур местной власти
(о настоящем местном
В то же время, достаточно широкая свобода усмотрения субъектов РФ в вопросах регулирования местной сферы и недостаточность федеральных государственных гарантий местного самоуправления позволили регионам в конце 1990-х гг. существенно ограничить или даже ликвидировать муниципальную власть. Ко второй половине 1990-х гг. в регионах сформировались новые элиты, стремившиеся к обладанию властью и собственностью. Их экспансия на уровень муниципалитетов, главным образом городов, стала приводить к конфронтации. Усиливались точечные «наезды» на лидеров местной власти. Наметился процесс подавления муниципальной автономии, лишения органов местного самоуправления материальной и финансовой базы, перегрузки их делегированными полномочиями. Вошла в практику ликвидация муниципалитетов и замена их территориальными структурами областных администраций.
Федерация, объективно не заинтересованная в усилении регионов, перестала оказывать помощь местной власти. Приоритетом для федерального центра стало встраивание регионов и их элит в новую политическую систему. При этом местное самоуправление постепенно все больше оказывалось под властью регионов.
Результатом этих процессов стал кризис местного самоуправления, который, как отмечают эксперты, начался в 1998 г. На фоне восстановления экономики, к началу 2000-х годов доходные источники муниципалитетов разошлись с их расходными статьями примерно в два раза. Местная власть оказывалась неспособна не только решать задачи развития, но и осуществлять свои собственные полномочия.
Суть
проблем в местном
С одной стороны, к концу 90-х годов стала очевидной существенная неоднородность муниципальных образований, вызванная, во-первых, с длительным периодом централизованного административного управления, в результате которого налоговый потенциал распределился по территории России крайне неравномерно, что предопределило неравномерность бюджетной обеспеченности муниципальных образований; а во-вторых, особенностями правоприменительной практик 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,4 в результате которого сформировалась неоднородная по территориальной организации система муниципальных образований.
С другой стороны, необходимость формирования устойчивых в социально-экономическом отношении муниципальных образований поставила вопрос повышения эффективности системы публичной власти на местном уровне. Успешное решение этого вопроса в значительной степени определяется эффективностью взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, в частности, в системе межбюджетных отношений.
Эти
реформы привели к принятию 6 октября
2003 года нового Федерального закона №
131-ФЗ «Об общих принципах местного
самоуправления в Российской Федерации»,5
с появлением которого впервые можно
говорить о национальной модели местного
самоуправления.
1.2
Модель местного
самоуправления в
Федеральном законе
от 06.10.2003 г. №131-ФЗ
Концептуальные
основы реформы местного самоуправления
были определены в правительственной
Концепции разграничения
Данный закон содержит нормы, которые предполагают внесение изменений во многие отраслевые законы.
Цель реформы - оказание услуг населению, на том уровне власти, где это будет сделано наиболее оптимально, быстро и эффективно.
Ключевая идея закона - формирование на территории РФ двухуровневой системы местного самоуправления (городские округа и муниципальные районы, состоящие из сельских и городских поселений).
Основные направления реформы:
131-ФЗ
вступил в силу с 1 января 2006
года, за исключением положений,
для которых установлены иные
сроки и порядок вступления
в силу. Со дня официального
опубликования ФЗ-131 до 1 января 2009 года
устанавливался переходный
В переходный период законами субъектов Российской Федерации предусматривалось решение вопросов местного значения вновь образованных поселений органами местного самоуправления муниципальных районов.
Единая для страны модель местного самоуправления, заложенная в Федеральном законе № 131-ФЗ, отличалась следующими основными чертами:
Можно
сделать вывод, что Федеральный
закон № 131-ФЗ наполнил «общую рамку»
муниципальной организации, установленной
в Конституции России конкретным
законодательным содержанием, основанным
на использовании континентального
европейского опыта местного самоуправления.
Прежде всего, заметно обращение
законодателя к «германской» модели,
которая «подходила»
Следует отметить, что законодатель зачастую выбирал наиболее «ограничительные» формы функционирования муниципальных образований, из числа соответствующих Конституции России. Так, принцип «закрытого перечня» вопросов местного значения (закрепленный в первоначальной редакции Федерального закона № 131-ФЗ) скорее адекватен англосаксонской модели. Тем не менее, в целом использованные в новом Законе формы носили вполне европейский характер.
Однако
здесь нужно учесть два важнейших
момента. Во-первых, европейский опыт
формировался в странах с гораздо
меньшей по сравнению с Россией
степенью внутреннего разнообразия
территорий, на которых осуществляется
местное самоуправление. Во-вторых,
закрепленная в Федеральном законе
№ 131-ФЗ модель, преломившись через
призму российских социально-экономических,
административных, правовых и политических
реалий дала совершенно иную «картину»
местного самоуправления по сравнению
с закрепленной в этом Законе. Как представляется,
определяющим для этого стала специфичность
российской культуры местного самоуправления
и, прежде всего, стереотипы мышления и
деятельности, которыми руководствуются
люди, участвуя в муниципальной практике.6
Глава
2. Основные выводы и
предложения по улучшению
Федерального закона
от 06.10.2003 г. №131-ФЗ
2.1
Результаты реализации
реформы
В результате реформы местного самоуправления впервые в нашей современной истории публичная власть начинает полноценно работать на самом близком к населению уровне – в масштабах сельских и городских поселений. Сейчас уже можно говорить, что поселенческие органы местного самоуправления заработали и приняли на себя ключевые функции по непосредственному обеспечению жизнедеятельности людей на местах.