Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 20:51, контрольная работа
На сегодняшний день в России сложилось ситуация, которая сопровождается существованием противоречий и постоянным обострением проблем в политической, экономической, и социальной сферах общественной жизни. В этих условиях определяющим фактором стабилизации выступает использование потенциала самоорганизации и местного самоуправления. Основным уровнем территориальной и экономической организации местных сообществ являются муниципальные образования.
Введение………………………………………………………………………………….3
Глава 1 Концепция реформы и её истоки…………………………………………..4
1.1 История местного самоуправления в России…………………………………..4
1.2 Модель местного самоуправления в Федеральном законе
от 06.10.2003 г. №131-ФЗ……………………………………………………………..11
Глава 2. Основные выводы и предложения по улучшению
Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ………………………………….14
2.1 Результаты реализации реформы………………………………………………14
2.2 Модернизация существующей системы местного
самоуправления……………………………………………………………………….17
Заключение…………………………………………………………………………….21
Список использованных источников и литературы…………………………….24
Содержание
С.
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Концепция реформы и её истоки…………………………………………..4
1.1 История местного самоуправления в России…………………………………..4
1.2 Модель местного самоуправления в Федеральном законе
от 06.10.2003
г. №131-ФЗ……………………………………………………………
Глава 2. Основные выводы и предложения по улучшению
Федерального
закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ………………………………….14
2.1 Результаты реализации реформы………………………………………………14
2.2 Модернизация существующей системы местного
самоуправления…………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
использованных источников
и литературы…………………………….24
Введение
На сегодняшний день в России сложилось ситуация, которая сопровождается существованием противоречий и постоянным обострением проблем в политической, экономической, и социальной сферах общественной жизни. В этих условиях определяющим фактором стабилизации выступает использование потенциала самоорганизации и местного самоуправления. Основным уровнем территориальной и экономической организации местных сообществ являются муниципальные образования.
Говоря о реализации конституционного права населения на осуществление местного самоуправления, необходимо осознавать, что эффективность этого процесса во многом зависит не только от наличия всего комплекса необходимых законов, обеспечивающих организационную и экономическую самостоятельность муниципальных образований, но и от понимания населением своих прав и возможностей в осуществлении местного самоуправления, от действительной способности этими правами воспользоваться, способности реализации права на местное самоуправление.
Задачей
реформы местного самоуправления и является
закрепление этих возможностей. Закон
"Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации"
как раз подтверждает конституционные
права граждан на местное самоуправление.
Необходимо преодолеть иждивенческий
подход, потребительский подход к государству,
к руководителям региональных и федеральных
государственных структур и стать достойным
гражданином общества. Местное самоуправление
через свою структуру, через выбранные
органы, через свой бюджет воспитывает
в каждом, что это я, гражданин нашей страны,
отчисляю налоги, принимаю активное участие
в жизни страны через своих представителей.
Глава
1. Концепция реформы и её истоки
1.1
История местного самоуправления в России
В истории России отсутствовали устоявшиеся традиции местного самоуправления, как формы публичной власти, способа самоорганизации жителей. Опыт отдельных городов (Пскова, Новгорода), а также проводившиеся немногочисленные реформы управления территорией российского государства (земские, городские) не привели к складыванию полноценного института местного самоуправления.
Развитие
политической системы России на протяжении
большей части ее исторического
пути характеризовалось
В дореволюционной России самоуправление имело два направления институционального развития.
Первое связано с наличием общинного землепользования и достаточно поздним освобождением крестьян от крепостной зависимости (и еще более поздним адекватным правовым оформлением частной собственности на землю). Применительно к общине правильнее говорить о специфическом квазиадминистративном механизме принятия административных решений (раскладка и сбор налогов, воинская повинность).
Второе направление развития местного самоуправления связано с появлением вначале земского (1864), а затем и городского (1870) самоуправления как режимов, выполняющих функции как государственные (решение дел публичной сферы), так и общественные (самоорганизация в целях защиты прав и интересов городских сословий и сельских обывателей, организации локального управления общими делами и имуществами).
Важно подчеркнуть отличие местного самоуправления от общинных форм организации жизни: в основе первого лежат контрактные отношения граждан по поводу их прав и интересов, а также по поводу частной собственности; в основе вторых – отношения лично зависимых крестьян по поводу исполнения ими тягла и имущества, на которое у них не было титулов собственности.
Как отмечалось выше, несмотря на наличие в историческом опыте России определенных самоуправленческих начал (начиная с новгородской вечевой демократии), по сути, только становление земского и городского самоуправление дает начало местному самоуправлению в нашей стране в его современном понимании.
Характерными чертами политики Российской Империи в отношении местного самоуправления были:
попытки разделить предметы
вместе с тем, возложение на
земства, помимо вопросов
После
1890 г. на земства, помимо традиционных
видов деятельности, были возложены
дополнительные обязанности: забота об
общественном призрении, улучшении
местных путей сообщения, о земской
почте, о взаимном страховании имущества,
о строительном деле, о помощи местному
земледелию, торговле, промышленности,
об обязанности по раскладке некоторых
казенных налогов, об исполнении земских
повинностей, об обеспечении потребностей
общегосударственной
Расширение сферы ведения земств рассматривалось как один из путей облегчения финансовых проблем государства. В этих целях на плечи земств постепенно передавались все новые и новые задачи.
Таким образом, органы местного самоуправления занимали свое, определенное место в системе публичных дел. В этом заметен тренд на выстраивание системы разделения публичной власти по вертикали (распределение компетенций в зависимости от того, где они могут наилучшим образом быть реализованы), а также по функциям.
В указанных выше подходах можно увидеть принцип политики центрального правительства в отношении устройства местной власти: отделение местного самоуправления от системы органов государственной власти и одновременно встраивание местной власти в систему исполнения общегосударственных задач. В итоге, органы местной власти (несмотря на формальное отделение от государственной власти) на практике хотя бы в какой-то части становятся и воспринимаются как нижнее звено государственной бюрократической машины. Однако в целом, дореволюционная земская модель была похожа на немецкую (в части разделения компетенции и органов власти) и давала значительную самостоятельность и серьезные возможности для самоуправления
Процессы развития местного самоуправления и порожденные им политические процессы (становление сословия земцев, формирование идеологии конституционализма и т.д.) были прерваны революционными событиями 1917 года. Сначала в стране возникло двоевластие традиционных органов власти и новой публичной формы – Советов депутатов. После октябрьской революции советы постепенно заняли место прежних земств и городских самоуправлений.
На короткий срок – примерно на десятилетие (1919-1929) - возобладал на некоторую децентрализацию хозяйственного управления путем создания специфической системы коммунотделов при местных советах, ставшей неявным продолжением дооктябрьской линии эволюционного развития самоуправления и адекватной новой экономической политике.
По
определению экспертов, советские
органы самоуправления 1920-х гг. не имеют
аналогов в мире. Это не представительные,
а профессиональные органы, встроенные
в вертикаль избранных
Однако
с конца 1920-х гг. Советское государство
пошло на ликвидацию начал самоуправления,
а также институтов и правовых
форм (включая институт частной собственности,
гражданские права), являвшихся источником
указанных начал и их основой.
Партийным руководством были приняты
известные решения о
Традиции самоуправления в течение последующих 50-60 лет господства командно-административной системы в значительной мере были утрачены и замещены установками, связывавшими процессы принятия любых решений с вертикальным администрированием. Советская модель организации местной власти в том виде, в каком она сложилась к концу существования СССР, характеризовалась следующими чертами:
формальным преобладанием представительных органов власти над исполнительными при фактическом закреплении права принятия политических, кадровых и иных важных решений за партийными органами;
формальной
выборностью органов местной
власти (советов), наличием формальной
же сети общественных органов самоуправления
и общественных организаций. Фактически
данные органы находились под контролем
партийной системы и потому, как
и царские дореформенные
каждый
уровень власти обладал определенной
функциональной автономией, что сочеталось
с иерархической
пониманием
советов как органов
Советскую
систему отличало единство административно-
С конца 1980-х гг. государственный механизм перестраивался стихийно, без какого-либо продуманного плана, быстро и бессистемно. Муниципальные реформы начались уже в 1990-1991 гг., еще до принятия Конституции, отражающей общественные перемены, без определения формы государственного устройства, правительственного механизма.