Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 09:29, реферат
Разработка управленческих решений представляет собой процесс, объединяющий основные функции управления: планирование, организацию, мотивацию, контроль. Решения, принимаемые органами власти, определяют не только качество и эффективность протекающих в управляемой системе процессов, но и возможность устойчивого и адаптивного развития в быстро меняющемся современном мире.
Процесс муниципального
управления, как и любой другой
управленческий процесс, включает изучение
и анализ исходной ситуации, выявление
и оценку проблем, формулирование цели,
координацию, разработку, принятие и реализацию
управленческих решений, а также контроль
их реализации. Специфические особенности
принятия и реализации управленческих
решений, характерные для системы муниципального
управления, таковы:
необходимость
анализа мнений различных групп населения
в процессе подготовки управленческих
решений;
наиболее важные
решения принимаются
необходимость
разработки механизма взаимоотношений
между отдельными органами местного самоуправления
(глава муниципального образования —
представительный орган — администрация)
в процессе принятия управленческих решений;
наличие, помимо
обычных видов контроля реализуемых
управленческих решений, дополнительной
формы контроля — общественного.
Соблюдение данных
принципов, бесспорно, усложняет процесс
муниципального управления, однако обеспечивает
принятие более качественных решений
и более эффективный контроль
их исполнения, а их нарушение приводит
к сбоям в системе муниципального управления,
вызывая конфликты между ветвями муниципальной
власти и недовольство населения [54].
Технология управленческого
решения в социально-
Причинами разработки
нового управленческого решения
являются: неполадки в управляемой подсистеме
— 27%; указания вышестоящих органов —
24%; истечение срока действия предыдущего
решения — 17%; необходимость корректировки
ранее принятого решения — 15%; новое состояние
управляющей подсистемы — 14%. Доля других
причин невелика.
Таким образом,
социальные проблемы непосредственно
побуждают к разработке и принятию
новых управленческих решений. Они
связаны с различными отклонениями
фактического состояния управляемой
подсистемы от планируемого, а также
с изменениями механизма
Технологии разработки
политических, административных, экономических
и иных решений похожи, так как модели
перечисленных видов деятельности в основном
совпадают [15]. Этап подготовки управленческого
решения включает в себя пять стадий (см.
рис. 1.6). Он начинается с выявления социальных
проблем и прогнозирования возможных
вариантов решения приоритетной из них,
а завершается разработкой проектов нормативных
актов на основе приоритетных целей и
представлением окончательного проекта
государственному или иному органу, административному
должностному лицу, с которым согласовывается
процедура принятия решения.
На этапе принятия
управленческого решения
Рис. 1.6. Этапы
технологии принятия решения в социальном
управлении
шения осуществляются
планирование, исполнение и контроль
реализации.
Ввиду отсутствия
нормативов по технологии подготовки
управленческих решений во многих органах
власти и управления разрабатывают
памятки, определенные рекомендации. Разработка
общих унифицированных
1.2. Формы разработки
и реализации управленческих
решений
Управленческие
решения, принимаемые органами государственного
и муниципального управления, фиксируются
в распорядительных документах, основное
назначение которых состоит в
реализации целей и задач, регулировании
деятельности объекта управления, обеспечении
его финансовыми, трудовыми, материальными
и информационными ресурсами. К формам
разработки управленческих решений относят
[5, 55]: указ, закон, приказ, распоряжение,
указание, акт, акцепт, протокол, инструкцию,
договор, соглашение, план, контракт, оферту,
положение, правила, модель.
Указ — решение
верховного органа власти или главы
государства, имеющее силу закона, например
Указ Президента РФ «О структуре федеральных
органов исполнительной власти», Указ
Президента РФ «О неотложных мерах по
повышению эффективности борьбы с терроризмом»,
Указ губернатора Ростовской области
«О регламенте Администрации Ростовской
области».
Указание —
решение, разрабатываемое органом
государственного или муниципального
управления по вопросам информационно-методического
характера, а также по вопросам, связанным
с организацией исполнения приказов, инструкций
и других актов данного органа и вышестоящих
органов управления, носящее методический,
технологический характер. Указание реализуется
в форме наставления или разъяснения.
Закон — решение
высшей государственной власти, носящее
обязательный и непреложный характер,
например Закон «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в РФ».
Акт — решение
широкого круга государственных и общественных
организаций, подтверждающее установленные
факты, события, действия [17, 23]. Например,
акт о передаче чего-либо в собственность.
Приказ —
решение, принимаемое руководителем
органа государственного или муниципального
управления, действующего на основе единоначалия,
в целях решения основных и оперативных
задач, стоящих перед данным органом. В
некоторых случаях приказ может касаться
широкого круга организаций и должностных
лиц независимо от подчиненности. Например,
Приказ Министерства строительства, архитектуры
и ЖКХ области «О повышении роли государственных
приемочных комиссий», Приказ Министерства
строительства, архитектуры и ЖКХ области
«Об утверждении Методических рекомендаций
по планированию капитального ремонта
объектов муниципального жилищного фонда».
Распоряжение
— решение руководителя, главным
образом коллегиального органа государственного
или муниципального управления, принимаемое
в целях разрешения оперативных
вопросов. Например, Распоряжение главы
администрации города «О присуждении
премии главы администрации города одаренным
учащимся общеобразовательных учреждений».
Протокол —
решение, принимаемое коллегиальным
органом или группой лиц, по вопросам,
требующим совместного
Инструкция —
решение, устанавливающее порядок
и правила выполнения каких-либо
действий в определенной сфере деятельности.
Например, должностная инструкция специалиста
Управления экономики и промышленной
политики администрации города, инструкция
по работе с обращениями граждан, инструкция
по работе с персоналом.
Договор — решение
двух и более сторон об установлении,
изменении и прекращении
Соглашение —
решение, формирующее общую позитивную
инфраструктуру для какой-либо деятельности.
Например, соглашение о намерениях,
соглашение между РФ и США об избежании
двойного налогообложения, соглашение
о разделе рынков сбыта, соглашение
о квотах на экспорт нефти странами ОПЕК.
План — решение,
отражающее цели и конкретные задачи
деятельности, средства, методы и время
их реализации. Например, бизнес-план,
план мероприятий по реформированию
и реструктуризации организации.
Контракт —
решение коммерческого
Положение —
решение, представляющее собой набор
законов, правил и инструкций, регламентирующих
определенный вид деятельности. Например,
положение об Управлении экономики и промышленной
политики администрации города.
Правила — решение,
представляющее набор предлагаемых
для исполнения устоявшихся норм
поведения и деятельности определенных
групп работников. Например, правила
предоставления льгот определенным слоям
населения.
Модель какого-либо
процесса или явления — решение,
включающее набор определенных элементов
и связей, который с заданной точностью
воспроизводит реакции
справочные данные;
организационную
структуру;
методики формирования
статистической информации, проведения
экономических расчетов и прогнозирования;
информацию о
решениях в аналогичных ситуациях
и реальных полученных при этом результатах;
нормативно-правовое
обеспечение.
Формы реализации
управленческих решений включают: деловую
беседу, предписание, убеждение, разъяснение,
принуждение, наставление, сообщение,
личный пример, обучение, совет, деловые
игры, совещания, заседания, отчет, деловое
слово [55].
Деловая беседа
— встреча руководителя с подчиненным
для обсуждения заранее оговоренной
темы. Включает следующие этапы:
организация атмосферы
взаимной заинтересованности;
согласование
целевых установок;
информационная
подготовка исполнителей;
обоснование целей
и задач;
учет предложений
исполнителей;
принятие решения.
Предписание —
официальное извещение, направленное
конкретному исполнителю, об обязательном
выполнении решения в установленный
срок.
Убеждение — проводимая
руководителем деловая беседа с целью
добиться у исполнителей прочных взглядов
и установок относительно содержания
управленческого решения для его выполнения.
Разъяснение —
проводимая руководителем деловая
беседа, направленная на то, чтобы объяснить
суть и содержание решения.
Принуждение —
деловая беседа, цель которой —
осознанно заставить работника
выполнить управленческое решение.
Наставление —
деловая беседа, цель которой —
обучить, подготовить работника
к выполнению решения.
Сообщение — передача
информации, данных, необходимых для успешного
исполнения управленческого решения.
Обучение —
деловая беседа, цель которой —
дать новую информацию и знания,
необходимые исполнителям для реализации
управленческого решения.
Совет — деловая
беседа, цель которой — передать подчиненным
рекомендации по поводу возможных вариантов
реализации управленческого решения.
Деловая игра —
мероприятия, проводимые на основе имитационных
моделей реальных процессов с
целью развития навыков и способностей
сотрудников, необходимых для разработки
и реализации управленческих решений.
Совещание —
мероприятие, проводимое руководителем
с целью оперативного сообщения
подчиненным текущих задач, обмена
информацией и обсуждения специальных
вопросов, возникающих в процессе
реализации решений.
Заседание —
совещание для решения
Отчет — результаты
проделанной работы по воплощению в
жизнь управленческого решения.
Для каждой формы
разработки УР используется свой набор
форм реализации (рис. 1.7).
Рис. 1.7. Совместное использование форм разработки и реализации управленческих решений
http://www.piter-press.ru/
http://fictionbook.ru/author/