Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 20:15, курсовая работа
Задачами курсовой работы являются: проведение анализа состояния малого предпринимательства в России, его поддержки на федеральном уровне; проведение анализа социально-экономического состояния Великолукского района; проведение анализа состояния малого бизнеса и выявление проблем малого предпринимательства в районе; разработка проекта Программы поддержки и развития малого предпринимательства в Великолукском районе на 2006-2010 гг.
Введение: 3
1. Муниципальные программы поддержки и развития малого предпринимательства: теоретико-правовые и методические основы 5
1.1. Малое предпринимательство и его поддержка в РФ 5
1.2. Сущность и значение муниципальных программ поддержки и развития малого предпринимательства 13
1.3. Нормативно-правовая база и методические основы разработки программ поддержки малого предпринимательства 18
2. Анализ социально-экономического состояния Великолукского района и выявление основных проблем в сфере малого предпринимательства 21
2.1. Анализ социально-экономического состояния Великолукского района 21
2.2. Анализ состояния малого предпринимательства в Великолукском районе 28
2.3. Основные проблемы и направления развития малого предпринимательства в Великолукском районе. 31
3. Разработка проекта Программы поддержки и развития малого предпринимательства в Великолукском районе Псковской области на 2006-2010гг. 36
3.1. Краткая характеристика разработанного проекта Программы поддержки и развития малого предпринимательства в Великолукском районе. 36
3.2. Система программных мероприятий 37
3.3. Оценка эффективности мероприятий проекта Программы. 39
Заключение: 41
Список литературы: 43
Приложение
Так, в Федеральном законе №88 «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» обозначены следующие направления государственной поддержки:
1.
Формирование инфраструктуры
2.
Создание льготных условий
3.
установление упрощенного
4.поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства.
5.
организация подготовки, переподготовки
и повышения квалификации
В России, несмотря на относительно небольшой срок осуществления реформ и развития предпринимательства сложилась определенная инфраструктура поддержки развития малого предпринимательства на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации.
На федеральном уровне в настоящее время органами поддержки малого предпринимательства выступают:
3. Совет по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве РФ, в функции которого входит обеспечение взаимодействия органов исполнительной власти с предпринимателями, создание условий для развития малого предпринимательства, сокращение административного вмешательства в предпринимательскую деятельность и укрепление конкурентных позиций российских предпринимателей на внешнем и внутреннем рынках.
Муниципальная поддержка малого предпринимательства – это совокупность взаимодополняемых целей и механизмов их достижения в сфере развития малого предпринимательства на территории муниципального образования.
На
уровне Псковской области поддержкой
малого предпринимательства
На территории Великолукского района поддержкой малого предпринимательства занимаются:
В
региональной инфраструктуре поддержки
малого предпринимательства
/9/ Важную роль играют также сервисные предприятия – организации, оказывающие консалтинговые, маркетинговые, образовательные услуги; услуги по проведению выставок и т.д.
К другим инфраструктурным
элементам поддержки малого предпринимательства
относят: бизнес-инкубаторы и технопарки.
Бизнес-инкубаторы и технопарки в России
обеспечивают комплексную поддержку малого
предпринимательства. В 1997 году было
учреждено «Национальное содружество
бизнес-инкубаторов», цель которого –
координация и управление процессом становления
бизнес-инкубаторов в регионах России.
В настоящее время в регионах страны действует
более 60 бизнес-инкубаторов. Количество
технопарков, также играющих немаловажную
роль в поддержке малого предпринимательства,
за последние годы в нашей стране значительно
уменьшилось. /5/ В Псковской области вообще
и на территории Великолукского района
создание такого института пока
не обсуждается, но и не исключается.
Финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства в России осуществляется фондами поддержки малого предпринимательства, фондами субъектов РФ и муниципальными фондами. Эти фонды осуществяют следующие мероприятия по финансированию субъектов малого предпринимательства: предоставление льготных кредитов, беспроцентных ссуд, предоставление финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основах и др.
В России также осуществляется имущественная поддержка субъектов малого предпринимательства: во многих субъектах РФ функционируют лизинговые компании, занимающихся предоставлением по договорам малым предприятиям оборудования в лизинг и др. Так, в Великолукском районе имущественная поддержка малого бизнеса заключается в предоставлении предприятиям малого и среднего бизнеса в аренду нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности. /17/
Значительный вклад в подготовку кадров в сфере малого предпринимательства вносит Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса с сетью региональных агентств в 50 регионах. В качестве базы для развития информационной структуры поддержки малого предпринимательства Российским агентством поддержки малого и среднего бизнеса была создана сеть электронного информационного обмена малого и среднего бизнеса (СИОРА) на основе глобальной сети Интернет. В сети действуют такие проекты, как Дистанционная юридическая консультация для предпринимателей (ДЮК), Система продвижения коммерческих предложений (СПКП) и др.
Важную роль в поддержки и развитии малого предпринимательства играет: принятие и исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных программ.
Целевые
программы – самый
Нормативное, установленное законодательными актами определение, относимое к федеральным целевым программам, содержится в документе «Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ», утвержденном постановлением Правительства РФ, принятом в 1995 г. Согласно этому документу, федеральные целевые программы представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации».
Целевые программы обладают следующими свойствами/признаками:
• программность, характеризуемая наличием плана проведения комплекса взаимосвязанных, согласованных программных действий;
• целеориентированность;
• комплексность в виде сочетания разнообразных мер, обеспечивающих решение программной проблемы;
• ресурсообеспеченность;
• результативность (эффективность.
Сущность и содержание целевых программ проявляются не только в их признаках и свойствах, но и в той роли, которую они призваны играть в управлении экономикой, в планово-управленческих функциях, реализуемых посредством разработки и реализации программ.
Целевые программы являются средством повышения научной обоснованности планово-управленческих решений благодаря тому, что усиливают их целевую ориентацию, углубляют проработку способов и вариантов путей достижения долговременных целей, позволяют полнее увязать цели с ресурсными возможностями, дают более детальное представление об этапах последовательного решения проблем.
Основное назначение целевых программ — ускорить социально-экономические процессы, ведущие к решению наиболее важных проблем экономического и социального развития, сократить сроки достижения тех целей и целевых ориентиров, которые имеют первостепенный характер для общества в целом и отдельных сфер общественного производства на данном этапе, в сложившихся условиях.
Классификация целевых программ:
Общепринятая классификация целевых программ не создана, но существует ряд признаков, по которым можно классифицировать целевые программы:
1. По виду целей, достижению которых призвана служить программа, и типу решаемых программой проблем:
2. По объекту действий, на преобразование которого направлены программные усилия могут быть выделены следующие программы:
3. По признаку временной протяженности (длительности действия) целевые программы принято разделять на следующие три группы:
4. По признаку уровня их принадлежности или сферы, охватываемой действием программы: /8/
Программа поддержки малого предпринимательства – это комплекс экономических, организационно-хозяйственных, нормативно-правовых и других мероприятий, увязанных по единым ресурсам, исполнителям и срокам реализации, направленных на формирование благоприятных условий для развития предпринимательства на территории муниципального образования, региона, на повышение инвестиционной привлекательности, создание новых рабочих мест, увеличения числа малых предприятий, увеличение благосостояния населения.
Этапы разработки программы включают в себя:
1).
Принятие решения о разработке
программы поддержки малого
2). Формирование программы
3). Согласование программы
4). Утверждение программы
5). Управление реализацией программы
6). Контроль за ходом выполнения программы.
Государственная поддержка
Финансовое обеспечение государственных, региональных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства осуществляется ежегодно за счёт средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов и других источников. Чтобы разрабатываемые Федеральные программы поддержки и развития малого предпринимательства стали действенным инструментом управления и выполняли основное свое назначение - средства интеграции действий различных субъектов для решения проблем малого бизнеса - необходимо учесть недостатки предыдущих программ и обеспечить более высокую их целенаправленность, адресность, скоординированность и контролируемость. Необходимо также обеспечить согласованность этих программ с региональными программами поддержки и развития малого предпринимательства.
Для достижения больше
Модель определяет состав разделов программы и требования к их содержанию и форме представления. Основные из этих требований касаются:
-
четкости определения проблем
малого бизнеса, их
-
обоснования выбора стратегии
поддержки малого бизнеса,