Разработка проекта программы поддержки и развития малого предпринимательства в Великолукском районе

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 20:15, курсовая работа

Описание работы

Задачами курсовой работы являются: проведение анализа состояния малого предпринимательства в России, его поддержки на федеральном уровне; проведение анализа социально-экономического состояния Великолукского района; проведение анализа состояния малого бизнеса и выявление проблем малого предпринимательства в районе; разработка проекта Программы поддержки и развития малого предпринимательства в Великолукском районе на 2006-2010 гг.

Содержание

Введение: 3
1. Муниципальные программы поддержки и развития малого предпринимательства: теоретико-правовые и методические основы 5
1.1. Малое предпринимательство и его поддержка в РФ 5
1.2. Сущность и значение муниципальных программ поддержки и развития малого предпринимательства 13
1.3. Нормативно-правовая база и методические основы разработки программ поддержки малого предпринимательства 18
2. Анализ социально-экономического состояния Великолукского района и выявление основных проблем в сфере малого предпринимательства 21
2.1. Анализ социально-экономического состояния Великолукского района 21
2.2. Анализ состояния малого предпринимательства в Великолукском районе 28
2.3. Основные проблемы и направления развития малого предпринимательства в Великолукском районе. 31
3. Разработка проекта Программы поддержки и развития малого предпринимательства в Великолукском районе Псковской области на 2006-2010гг. 36
3.1. Краткая характеристика разработанного проекта Программы поддержки и развития малого предпринимательства в Великолукском районе. 36
3.2. Система программных мероприятий 37
3.3. Оценка эффективности мероприятий проекта Программы. 39
Заключение: 41
Список литературы: 43
Приложение

Работа содержит 1 файл

Курсовик по ГМУ.doc

— 620.50 Кб (Скачать)

     Так, в Федеральном законе №88 «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» обозначены следующие направления государственной поддержки:

     1. Формирование инфраструктуры развития  и поддержки малого предпринимательства.

     2. Создание льготных условий субъектам малого предпринимательства при использовании ими государственных, финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок.

     3. установление упрощенного порядка  регистрации лицензирования и  сертификации, а также предоставления  бухгалтерской и статистической  отчётности.

     4.поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства.

     5. организация подготовки, переподготовки  и повышения квалификации кадров  для малого предпринимательства. /4/

      В  России, несмотря на относительно небольшой  срок осуществления реформ и развития предпринимательства сложилась определенная инфраструктура поддержки развития малого предпринимательства на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации.

      На  федеральном уровне в настоящее время органами поддержки малого предпринимательства выступают:

  1. Министерство экономического развития и торговли, в функции которого входит разработка государственной политики и  нормативно-правового обеспечения поддержки в сфере малого предпринимательства, разработка программных документов поддержки данной сферы бизнеса и работа по привлечению средств в малый бизнес;
  2. Торгово-промышленная палата, функциями которой является урегулирование отношений предпринимателей с их партнерами, развитие внешнеэкономических связей и всех видов предпринимательства, организация выставок, семинаров, конференций и встреч предпринимателей; При ТПП действуют следующие комитеты: Комитет по безопасности предпринимательской деятельности ТПП РФ, Комитет по вопросам регулирования предпринимательской деятельности ТПП РФ, Комитет по деловой этике ТПП РФ, Комитет по информационному обеспечению предпринимательства ТПП РФ, Комитет по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса ТПП РФ, Комитет российского предпринимательства и другие. /21/

3. Совет по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве РФ, в функции которого входит обеспечение взаимодействия органов исполнительной власти с предпринимателями, создание условий для развития малого предпринимательства, сокращение административного вмешательства в предпринимательскую деятельность и укрепление конкурентных позиций российских предпринимателей на внешнем и внутреннем рынках.

        Муниципальная поддержка малого предпринимательства – это совокупность взаимодополняемых целей и механизмов их достижения в сфере развития малого предпринимательства на территории муниципального образования.

      На  уровне Псковской области поддержкой малого предпринимательства занимаются:

  • Комитет Администрации Псковской области по экономическому развитию и имущественным отношениям;
  • Общественный совет по развитию малого предпринимательства при губернаторе Псковской области;
  • Псковский областной фонд поддержки малого предпринимательства;
  • Торгово-промышленная палата Псковской области.

      На  территории Великолукского района поддержкой малого предпринимательства занимаются:

  1. Комитет по экономическому и социальному развитию Великолукского района.
  2. Ассоциация предпринимателей г. Великие Луки и Великолукского района, которая активно участвует в  заседаниях Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при администрации Псковской области. /19/

      В региональной инфраструктуре поддержки  малого предпринимательства определенную роль играют региональные торгово-промышленные палаты, сеть агентств по развитию малого бизнеса, постоянно развивающаяся система межрегиональных маркетинговых центров, учебно-деловые центры, технопарки, бизнес-инкубаторы и другие организации. В городах – муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства. Так в г. Великие Луки с 2000 г. действует отделение Псковской ТПП, что является для всего великолукского района  некоторым преимуществом в развитии малого бизнеса по сравнению с другими районами. Подготовкой кадров для малых предприятий в том числе, помимо учебных заведения великолукского района, города Великие Луки, занимается также и учебно-деловой центр «Псков». /20/

       /9/ Важную роль играют также сервисные предприятия – организации, оказывающие консалтинговые, маркетинговые, образовательные услуги; услуги по проведению выставок и т.д.

            К другим инфраструктурным элементам поддержки малого предпринимательства относят: бизнес-инкубаторы и технопарки. 
 Бизнес-инкубаторы и технопарки в России обеспечивают комплексную поддержку малого предпринимательства. В 1997 году  было учреждено «Национальное содружество бизнес-инкубаторов», цель которого – координация и управление процессом становления бизнес-инкубаторов в регионах России. В настоящее время в регионах страны действует более 60 бизнес-инкубаторов. Количество технопарков, также играющих немаловажную роль в поддержке малого предпринимательства, за последние годы в нашей стране значительно уменьшилось. /5/ В Псковской области вообще и на территории Великолукского района создание
такого института пока не обсуждается, но и не исключается.

     Финансово-кредитная  поддержка малого предпринимательства в России  осуществляется фондами поддержки малого предпринимательства, фондами субъектов РФ и муниципальными фондами. Эти фонды осуществяют следующие мероприятия по финансированию субъектов малого предпринимательства: предоставление льготных кредитов, беспроцентных ссуд, предоставление финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основах и др.

     В России также осуществляется имущественная  поддержка субъектов малого предпринимательства: во многих субъектах РФ функционируют лизинговые компании, занимающихся предоставлением по договорам малым предприятиям оборудования в лизинг и др. Так, в Великолукском районе имущественная поддержка малого бизнеса заключается в предоставлении предприятиям малого и среднего бизнеса в аренду нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности. /17/

       Значительный вклад в подготовку кадров в сфере малого предпринимательства вносит Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса с сетью региональных агентств в 50 регионах. В качестве базы для развития информационной структуры поддержки малого предпринимательства Российским агентством поддержки малого и среднего бизнеса была создана сеть электронного информационного обмена малого и среднего бизнеса (СИОРА) на основе глобальной сети Интернет. В сети действуют такие проекты, как Дистанционная юридическая консультация для предпринимателей (ДЮК), Система продвижения коммерческих предложений (СПКП) и др.

1.2. Сущность и  значение муниципальных программ  поддержки и развития малого предпринимательства

     Важную  роль в поддержки и развитии малого предпринимательства играет: принятие и исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных программ.

      Целевые программы – самый универсальный  инструмент программно-целевого управления экономикой. Понятие «целевая программа» представляет основную, исходную категорию программно-целевого планирования и управления, поэтому его трактовке уделяется много внимания в научной, учебной литературе по вопросам программно-целевого управления и в официальных нормативно-правовых документах, регулирующих процессы разработки и реализации целевых программ.

      Нормативное, установленное законодательными актами определение, относимое к федеральным целевым программам, содержится в документе «Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ», утвержденном постановлением Правительства РФ, принятом в 1995 г. Согласно этому документу, федеральные целевые программы представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации».

        Целевые программы обладают следующими свойствами/признаками:

      • программность, характеризуемая наличием плана проведения комплекса взаимосвязанных, согласованных программных действий;

  •   целеориентированность;

      •   комплексность в виде сочетания  разнообразных мер, обеспечивающих решение программной проблемы;

      •   ресурсообеспеченность;

      • результативность (эффективность.

        Сущность и содержание целевых программ проявляются не только в их признаках и свойствах, но и в той роли, которую они призваны играть в управлении экономикой, в планово-управленческих функциях, реализуемых посредством разработки и реализации программ.

      Целевые программы являются средством повышения научной обоснованности планово-управленческих решений благодаря тому, что усиливают их целевую ориентацию, углубляют проработку способов и вариантов путей достижения долговременных целей, позволяют полнее увязать цели с ресурсными возможностями, дают более детальное представление об этапах последовательного решения проблем.

      Основное  назначение целевых программ — ускорить социально-экономические процессы, ведущие к решению наиболее важных проблем экономического и социального развития, сократить сроки достижения тех целей и целевых ориентиров, которые имеют первостепенный характер для общества в целом и отдельных сфер общественного производства на данном этапе, в сложившихся условиях.

Классификация целевых программ:

  Общепринятая классификация целевых программ  не создана, но существует ряд признаков, по которым можно классифицировать целевые программы:

      1. По виду целей, достижению которых призвана служить программа, и типу решаемых программой проблем:

      2. По объекту действий, на преобразование которого направлены программные усилия могут быть выделены следующие программы:

          3. По признаку временной протяженности (длительности действия) целевые программы принято разделять на следующие три группы:

      4.  По признаку уровня их принадлежности или сферы, охватываемой действием программы: /8/

   Программа поддержки малого предпринимательства – это комплекс экономических, организационно-хозяйственных, нормативно-правовых и других мероприятий, увязанных по единым ресурсам, исполнителям и срокам реализации, направленных на формирование благоприятных условий для развития предпринимательства на территории муниципального образования, региона, на повышение инвестиционной привлекательности, создание новых рабочих мест, увеличения числа малых предприятий, увеличение благосостояния населения.

     Этапы разработки программы включают в  себя:

     1). Принятие решения о разработке  программы поддержки малого предпринимательства

     2). Формирование программы

     3). Согласование программы

     4). Утверждение программы

     5). Управление реализацией программы

     6). Контроль за ходом выполнения  программы.

       Государственная поддержка осуществляется  в соответствии с федеральной программой    государственной    поддержки    малого    предпринимательства, региональными,  отраслевыми  и   муниципальными   программами   развития   и поддержки  малого   предпринимательства,   разрабатываемыми   соответственно Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов  РФ  и  органами местного самоуправления. 

      Финансовое  обеспечение  государственных, региональных и муниципальных   программ поддержки  малого  предпринимательства  осуществляется  ежегодно   за   счёт средств федерального  бюджета,  средств  бюджетов  субъектов  РФ  и  средств местных бюджетов и других источников. Чтобы разрабатываемые Федеральные программы поддержки и развития малого предпринимательства стали действенным инструментом управления и выполняли основное свое назначение - средства интеграции действий различных субъектов для решения проблем малого бизнеса - необходимо учесть недостатки предыдущих программ и обеспечить более высокую их целенаправленность, адресность, скоординированность и контролируемость. Необходимо также обеспечить согласованность этих программ с региональными программами поддержки и развития малого предпринимательства.

       Для достижения больше эффективности  программ поддержки и развития  малого бизнеса предлагается использовать базовую модель программы поддержки, основные компоненты и связи между ними.

     Модель  определяет состав разделов программы  и требования к их содержанию и форме представления. Основные из этих требований касаются:

     - четкости определения проблем  малого бизнеса, их структурирования  и ранжирования по значимости;

     - обоснования выбора стратегии  поддержки малого бизнеса, исходя  из оценки возможностей изменения условий для предпринимательства и ожидаемой полезности этих изменений;

Информация о работе Разработка проекта программы поддержки и развития малого предпринимательства в Великолукском районе