Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 20:15, курсовая работа
Задачами курсовой работы являются: проведение анализа состояния малого предпринимательства в России, его поддержки на федеральном уровне; проведение анализа социально-экономического состояния Великолукского района; проведение анализа состояния малого бизнеса и выявление проблем малого предпринимательства в районе; разработка проекта Программы поддержки и развития малого предпринимательства в Великолукском районе на 2006-2010 гг.
Введение: 3
1. Муниципальные программы поддержки и развития малого предпринимательства: теоретико-правовые и методические основы 5
1.1. Малое предпринимательство и его поддержка в РФ 5
1.2. Сущность и значение муниципальных программ поддержки и развития малого предпринимательства 13
1.3. Нормативно-правовая база и методические основы разработки программ поддержки малого предпринимательства 18
2. Анализ социально-экономического состояния Великолукского района и выявление основных проблем в сфере малого предпринимательства 21
2.1. Анализ социально-экономического состояния Великолукского района 21
2.2. Анализ состояния малого предпринимательства в Великолукском районе 28
2.3. Основные проблемы и направления развития малого предпринимательства в Великолукском районе. 31
3. Разработка проекта Программы поддержки и развития малого предпринимательства в Великолукском районе Псковской области на 2006-2010гг. 36
3.1. Краткая характеристика разработанного проекта Программы поддержки и развития малого предпринимательства в Великолукском районе. 36
3.2. Система программных мероприятий 37
3.3. Оценка эффективности мероприятий проекта Программы. 39
Заключение: 41
Список литературы: 43
Приложение
Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию
Псковский
государственный
Кафедра
государственного и муниципального
управления
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине:
Государственное и
в сфере малого
на тему: «Разработка проекта программы поддержки и развития
малого предпринимательства в Великолукском районе»
«___»_________________г.
Псков
2006г.
Содержание:
Приложение
№3……………………………………………………………………59
Тема курсовой работы «
Во-первых, проект Программы поддержки и развития малого предпринимательства в Великолукском районе еще не составлялся, а для развития малого бизнеса в районе он является очень важными документом.
Во-вторых, малое предпринимательство вообще развито в данном районе слабо, ему приходится преодолевать множество трудностей и проблем на пути своего развития: несовершенство нормативно-правовой базы регулирования и поддержки; отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов поддержки и материально-ресурсного обеспечения; проявления недобросовестной конкуренции; неразвитость системы информационной поддержки и другие проблемы, с которыми сталкиваются субъекты малого а большинстве регионах РФ.
Выбрав данную тему, целью работы ставим создание проекта Программы поддержки и развития малого предпринимательства в Великолукском районе, на основе анализа существующей нормативно-правовой базы по данному вопросу, а также на основе анализа социально-экономического положения района, анализа состояния малого предпринимательства в районе.
Задачами курсовой работы являются: проведение анализа состояния малого предпринимательства в России, его поддержки на федеральном уровне; проведение анализа социально-экономического состояния Великолукского района; проведение анализа состояния малого бизнеса и выявление проблем малого предпринимательства в районе; разработка проекта Программы поддержки и развития малого предпринимательства в Великолукском районе на 2006-2010 гг.
Для этого в курсовой работе будут использованы модели-графики, методы прогнозирования – метод структурной передвижки возрастов, метод экстраполяции и другие.
Предметом исследования является проект Программы поддержки и развития малого предпринимательства в районе, объектом Великолукский район.
Становление малого предпринимательства в России происходило поэтапно. В 1987 г. был издан закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности», который положил начало малому бизнесу. В этот период к числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел. В последствии критерии отнесения предприятий к малому бизнесу неоднократно менялись в соответствии с принятием новых законов о малом предпринимательстве. Такие изменения были в 1990 г., в 1991 г., в 1993 г., в 1995 г., в 1998г. Последние изменения были приняты 31 июля 1998 года. /9/
Сегодня, в соответствии с законом от 14.06.1995 №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 31.07.1998) под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
в промышленности - 100 человек;
в строительстве - 100 человек;
на транспорте - 100 человек;
в сельском хозяйстве - 60 человек;
в научно-технической сфере - 60 человек;
в оптовой торговле - 50 человек;
в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли /4/.
В начале 90-х гг. количество малых предприятий значительно возросло. В сфере науки и научного обслуживания их число увеличилось в 3,7 раза, в коммерческой деятельности, материально-техническом снабжении – в 2,9 раза, в сфере народного образования – в 2,8 раза. В 1995г. впервые происходит снижение численности малых предприятий на 9%. Государство начинает активно создавать органы поддержки малого предпринимательства, издаёт закон о его поддержки. Медленный рост числа малых предприятий стал наблюдаться в конце 90-х гг.
Сектор малого предпринимательства обладает рядом стратегических преимуществ. К ним относится:
1.
социально-политический
2. адаптационный потенциал, связан с высокой степенью приспособляемости малого предпринимательства к меняющимся условиям внешней среды;
3.
потенциал регионального
4.
инновационный потенциал –
5. мультипликативный потенциал – способность малых предприятий обеспечивать формирование спроса на продукцию других секторов экономики.
6.
кадровый потенциал –
По данным Госкомстата России, на 1 января 2003 года в России действовало 843 тыс. малых предприятий. По сравнению с 2001 годом их количество сократилось на 4.1%. В расчете на 1000 человек населения страны приходилось в среднем лишь 5,8 малых предприятий, тогда как в государствах Европейского Союза – не менее 30.
Средняя численность занятых на малых предприятиях по итогам 2002 года составила 7,4 млн. человек. Учитывая индивидуальных предпринимателей, численность которых к началу 2003 года, по данным МНС России достигла 4,5 млн. чел, общее число занятых в малом бизнесе составило к началу 2003 года 11,9 млн. человек. – или около 16,7% от экономически активного населения, что практически в 3-4 раза ниже уровня западноевропейских стран.
Вклад малых предприятий в валовой внутренний продукт России не превышает 10-11%.
Инвестиции в основной капитал малых предприятий по отраслям экономики в 2003 году составили 45,0 млрд. руб., а по отраслям промышленности – 12,2 млрд. руб. По сравнению с предыдущим годом произошел их рост. В целом по стране показатель увеличился на 23%. Лидером по приросту инвестиций в основной капитал предприятий стал Приволжский федеральный округ – рост на 53,3%. Второе место занимает Центральный федеральный округ – рост на 42,7%. /5/
Отраслевая структура малого бизнеса свидетельствует о преимущественном его развитии в сфере торговли, строительства и общественного питания (около 48 % от общего количества на начало 2003 года), т. е. в основном в посреднической сфере и в отраслях, не требующих значительных капитальных вложений. Между тем такой мощный рынок, как сфера научно-технических новшеств и информации, не осваивается. С одной стороны, это обусловлено недостаточным вниманием к данным проблемам государственных структур управления, отсутствием правовых актов, обеспечивающих развитие малого научно-технического бизнеса, а с другой стороны - монополией государственных научно-исследовательских институтов, сосредоточивших у себя весь объем финансирования научной сферы. В результате это привело к монополизму госсектора в науке и отсутствию внедренческих структур в материальной сфере.
Более
половины малых предприятий
Но за последние годы происходит медленный рост числа малых предприятий. При этом относительное увеличение их наблюдается главным образом в торговле и общественном питании (рост за 2000-2003 гг.: с 42,7 до 44,9%), в здравоохранении (с 1,3 до 2,0%), в операциях с недвижимым имуществом (с 0,5 до 0,9%), на транспорте (с 2,1 до 2,4%), в связи (с 0,3 до 0,5%) и в сельском хозяйстве (1,3 до 1,5%). Вместе с тем в промышленности при незначительном росте числа малых предприятий их удельный вес снизился с 15,7 до 15,3%. В строительстве снижение произошло с 16,4 до 15,3%. Существенным недостатком следует считать уменьшение числа малых предприятий в науке и научном обслуживании (с 5,5 до 4,2%), а также в финансах, кредите, страховании и пенсионном обеспечении (с 1,3 до 0,7%).
Отличительной особенностью малого предпринимательства в России продолжает оставаться высокая его доля в «теневом» секторе экономики. По разным оценкам она составляет от 30 до 50% реального оборота всех субъектов малого предпринимательства. В 2003 году по единому налогу, взимаемому с применением упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, и по ЕНВД для определенных видов деятельности поступления от малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в консолидированный бюджет РФ составили 20 млрд. руб. – в 1,6 раза больше чем в 2002 году.
Несмотря на определенные успехи, достигнутые в развитии малого предпринимательства, в современной России этот важнейший сектор экономики пока не оказывает столь существенного влияния на социальное и экономическое развитие общества как в промышленно развитых странах Западной Европы, Америки, где на его долю приходится около 60% валового национального продукта.
Малое предпринимательство подвержено влиянию внешней среды и, поэтому, неустойчиво, остро нуждается в государственной поддержки и в государственном управлении. /9/
Государственное управление в сфере малого предпринимательства призвано: способствовать развитию наиболее перспективных направлений деятельности; разрабатывать и реализовывать комплекс мер законодательного, исполнительного и регулирующего характера.
Государственная поддержка малого предпринимательства – использование государственной власти и государственных средств для создания оптимальных правовых, экономических, социальных, организационных и других условий для развития малого предпринимательства как общественно-значимой сферы деятельности.