Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 00:09, научная работа
Цель данной работы заключается в комплексном правовом исследовании института публичных слушаний как самостоятельной формы осуществления населением права на местное самоуправление в современной России и выработке на этой основе предложений по его совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Выявить понятие публичных слушаний;
• проанализировать законодательных основ функционирования института публичных слушаний в муниципальных образованиях;
Введение……………………………………………………………………………
1. Публичные слушания в РФ: понятие, признаки, цели, задачи, правовое регулирование……………………………………………………………………
2. Вопросы, выносимые на публичные слушания и проблемы, связанные с их реализацией……………………………………………………………………
3. Порядок проведения публичных слушаний (на примере Нижегородской области)………………………………………………………………………..
4. Модели реализации института публичных слушаний в РФ…………
Заключение……………………………………………………………………..
Список использованной литературы………………………………………
Комиссии Городской Думы также могут инициировать проведение публичных слушаний, приняв решение комиссии о необходимости проведения публичных слушаний.
Глава города по своей инициативе назначает публичные слушания (ст.3 Постановления № 71 «О публичных слушаниях в городе Н.Новгороде»).
Во-вторых, порядок выдвижения инициативы населения о проведения публичных слушаний. Можно выделить три используемых в муниципальных образованиях Российской Федерации способа выдвижения инициативы:
1) одновременное собрание
группы граждан в одном
2) подписание установленным
числом граждан заявления (
3) сбор подписей в
поддержку проведения
В большинстве муниципальных образований используется именно третий способ выдвижения инициативы проведения публичных слушаний, который, несомненно, является наиболее оптимальным в условиях российской действительности, поскольку исключает необходимость собирать в одном помещении значительное количество заинтересованных граждан, а при определении темы публичных слушаний и разработке проекта предлагаемого правового акта происходит его аргументированное обсуждение инициативной группой граждан, что существенно увеличивает вероятность выдвижения такой инициативы населением.12
В-третьих, необходимо указать, что в Российской Федерации не было зарегистрировано ни одного случая назначения и проведения публичных слушаний по инициативе населения. Случаи направления гражданами в органы местного самоуправления заявлений и ходатайств о проведении публичных слушаний хоть и единичны, но все же встречаются, а вот случаи проведения – нет. Таким образом, право граждан на инициирование публичных слушаний хотя и закреплено как на федеральном, так и на местном уровне, но на практике фактически не реализуется.
При анализе стадии назначения публичных слушаний возникают следующие проблемы:
Во-первых, определение формы проведения публичных слушаний (формами публичных слушаний могут быть признаны круглые столы, открытые собрания и конференции и иные очные формы непосредственного обсуждения);
Во-вторых, определение управляющего субъекта, назначающего публичные слушания. Статья 4 Положения Городской Думы г.Н.Новгорода определяет, что публичные слушания, проводимые по инициативе населения или Городской Думы, назначаются Городской Думой. Глава города назначает публичные слушания по своей инициативе, издавая правовой акт о назначении публичных слушаний.
В-третьих, определение организатора публичных слушаний. Можно выделить следующие основные способы:
1) создание специальной
комиссии при назначении
2) определение подразделения
либо комиссии органа местного
3) определение структурного подразделения, ответственного за организационную составляющую проведения публичных слушаний и постоянно участвующего в их проведении, которое организует работу членов комиссии, специально создаваемой для проведения публичных слушаний. 13
Наиболее оптимальным решением данной проблемы является, на мой взгляд, создание единой консультативно – совещательной комиссии, состоящей из нескольких постоянных членов, т. е. лиц, работающих на постоянной основе и профессионально занимающихся этим вопросом (ими могут быть депутаты и должностные лица муниципального образования) и лиц, привлекаемых для проведение конкретных публичных слушаний (к ним могут относиться, например, жители муниципального образования, инициировавшие поведение публичных слушаний).
В-четвертых, определение источника финансирования публичных слушаний. Наилучшим способом является финансирование за счет средств бюджета муниципального образования, в котором они будут проводиться, за исключением случаев, прямо указанных в законе. Однако такое финансирование должно предусматриваться в расходной части бюджета муниципального образования и производиться за счет его собственных финансовых средств, без привлечения к финансированию средств, направляемых муниципальным образованиям в качестве субсидий в рамках межбюджетных отношений.
В-пятых, определение места проведения публичных слушаний. При этом главное требование к помещению для проведения слушаний - максимальная вместимость, позволяющая всем желающим принять в них участие.
В-шестых, определение времени проведения публичных слушаний. Оно должно определяться исходя из сложности выносимого на обсуждение вопроса и сроков, необходимых для предварительного ознакомления с ним и формулирования рекомендаций, причем слушания должны проводиться в нерабочие дни либо в вечернее время.
Последние две проблемы могут быть решены закреплением в федеральном законодательстве четких временных рамок проведения публичных слушаний и путем проведения информационных технологий в процессе проведения публичных слушаний.
В-седьмых, необходимость официального опубликования решения о проведение публичных слушаний. В Нижнем Новгороде решение о проведении публичных слушаний, проект правового акта, выносимого на слушания, подлежат официальному опубликованию не менее чем за 14 дней до дня проведения слушаний, за исключением случаев проведения публичных слушаний по обсуждению проекта Устава города Нижнего Новгорода, проектов правовых актов о внесении изменений и дополнений в Устав города Нижнего Новгорода, которое подлежат официальному опубликованию не менее чем за 30 дней до дня рассмотрения данного проекта на заседании городской Думы города Нижнего Новгорода, но не менее чем за 14 дней до дня проведения слушаний.
На стадии подготовки к проведению публичных слушаний можно выделить следующие проблемные аспекты:
информирование населения о проведении публичных слушаниях и заблаговременное ознакомление общественности с вопросом либо проектом правового акта, выносимым на публичные слушания. Основная проблема заключается в том, что опубликование решение о проведение актов производится в официальных изданиях органов местного самоуправления, которое издается в небольших количествах, в результате чего они не доходит для большинства населения данного муниципального образования.
определение круга участников публичных слушаний и их предварительная регистрация;
анализ материалов, представленных инициаторами проведения публичных слушаний и заинтересованными лицами (потенциальными участниками). Для подготовки публичных слушаний в Н. Новгороде Городская Дума формируют организационный комитет, который осуществляет организационное обеспечение проведения слушаний, определяет перечень вопросов по теме слушаний, определяет круг должностных лиц, специалистов, представителей общественности, приглашаемых в качестве экспертов, и направляют им обращения с просьбой принять участие в слушаниях и дать свои рекомендации и предложения по теме слушаний, содействует участникам слушаний в получении информации, необходимой для проведения слушаний, обеспечивает подготовку проекта итогового документа (результатов слушаний), регистрирует участников слушаний и выступающих, определяет председательствующего, организует проведение слушаний и ведение стенограммы, осуществляет официальное опубликование результатов слушаний.
На стадии проведения публичных слушаний возникают такие проблемы, как:
регистрация участников публичных слушаний, производимая в Н.Новгороде за один час до начала слушаний;
организация ведения протокола и аудио- (видео-) записи публичных слушаний, их трансляции;
определение регламента, избрание председателя и секретаря публичных слушаний;
выступления докладчиков, экспертов;
обсуждение вопроса, вынесенного на публичные слушания;
принятие итогового решения. Чаще всего итоговый документ (результаты слушаний) принимается большинством голосов членов комиссии, организационного комитета в 7-мидневный срок со дня проведения публичных слушаний (п. 6 ст. 6 Положения №71).
Возможно проведение публичных слушаний без итогового голосования. Например, голосование, проводимое в рамках процедуры публичных слушаний, не может быть объективным в силу того, что они имеют открытый характер, или суть принимаемых на публичных слушаниях решений заключается не только в выявлении количественного доминирования одного мнения над другим, но и в оценке органом, принимающим окончательное решение, аргументации, приводимой участниками публичных слушаний, даже находящимися в меньшинстве.
Рассмотрение результатов публичных слушаний органами власти, которым они адресованы, являются обязательной стадией, но эти результаты имеют лишь рекомендательный характер и должны учитываются при принятии правовых актов, но на практике остаются без внимания. Поэтому, как уже говорилось в данной работе, необходимо закрепить на федеральном уровне обязательность учета мнения население, выявленном на публичных слушаниях.
Требования к содержанию
и оформлению результатов
Опубликование результатов публичных слушаний и решения органа власти, утверждающего эти результаты, производится в официальных издания органов местного самоуправления.
Четкая правовая регламентация и строгое соблюдение процедуры проведения публичных слушаний позволят достигнуть целей, стоящих перед этим институтом, и избежать игнорирования обязательных публичных слушаний, отказа гражданам в проведении факультативных публичных слушаний, нарушения прав их участников.
4. Модели реализации института публичных слушаний в РФ.
Основываясь на теоретическом анализе института публичных слушаний, его нормативно - правовом регулировании публичных слушаний в Российской Федерации, можно вычленить три основных укрупненных модели реализации публичных слушаний: публичные слушания, реализуемые по инициативе населения, публичные слушания, реализуемые по инициативе управляющих субъектов, и обязательные (автоматические) публичные слушания.
1) Публичные слушания,
инициируемые населением
- граждане инициируют проведение публичных слушаний по общественно-значимым вопросам, обязательное вынесение которых на публичные слушания не предусмотрено законодательством;
- инициируя процедуру реализации публичных слушаний, граждане активно участвуют в их проведении, начиная с формулирования общественно значимой проблемы, сбора подписей в поддержку ее обсуждения, непосредственного участия в подготовке к проведению публичных слушаний и заканчивая участием в рассмотрении рекомендаций публичных слушаний управляющим субъектом;
- порядок назначения публичных слушаний, проводимых по инициативе населения, предполагает наличие норм, ограничивающих возможности управляющего субъекта воспрепятствовать проведению публичных слушаний;
- порядок подготовки
таких слушаний
- ход обсуждение вопросов,
вынесенных на публичные
2) Публичные слушания,
реализуемые по инициативе
-управляющие субъекты по своей инициативе проводят публичные слушания по проблемам, признанных общественно-значимыми, спорными, решение которых для данных субъектов неоднозначно;
- управляющие субъекты
являются основными субъектами
подготовки публичных слушаний,
именно они формируют