Публичные слушания в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 00:09, научная работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в комплексном правовом исследовании института публичных слушаний как самостоятельной формы осуществления населением права на местное самоуправление в современной России и выработке на этой основе предложений по его совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Выявить понятие публичных слушаний;
• проанализировать законодательных основ функционирования института публичных слушаний в муниципальных образованиях;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………
1. Публичные слушания в РФ: понятие, признаки, цели, задачи, правовое регулирование……………………………………………………………………
2. Вопросы, выносимые на публичные слушания и проблемы, связанные с их реализацией……………………………………………………………………
3. Порядок проведения публичных слушаний (на примере Нижегородской области)………………………………………………………………………..
4. Модели реализации института публичных слушаний в РФ…………
Заключение……………………………………………………………………..
Список использованной литературы………………………………………

Работа содержит 1 файл

Муниципалка Научная.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………

 

1. Публичные слушания   в РФ: понятие, признаки, цели, задачи, правовое регулирование……………………………………………………………………

 

2. Вопросы, выносимые на публичные  слушания и проблемы, связанные  с их реализацией……………………………………………………………………

 

3. Порядок проведения публичных  слушаний (на примере Нижегородской  области)………………………………………………………………………..

 

4. Модели реализации института  публичных слушаний в РФ…………

 

Заключение……………………………………………………………………..

 

Список использованной литературы………………………………………

 

Введение

 

Актуальность темы данной работы определяется, прежде всего, возросшим  значением местного самоуправления для  становления в России правового демократического государства. Вследствие  реформы местного самоуправления, произошедшей в 2003 году, существенное значение в последние годы придается расширению и развитию различных форм осуществления населением права на местное самоуправление. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 году систематизировал эти формы и впервые предусмотрел такую из них, как публичные слушания. В дальнейшем нормы о публичных слушаниях были включены также в Градостроительный и Земельный кодексы Российской Федерации. Публичные слушания призваны обеспечить возможности жителей муниципальных образований для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и соответственно доведения до органов местного самоуправления своего мнения.

Однако, как показывает практика, реализация института муниципальных публичных слушаний сталкивается со многими проблемами, требующих своего разрешения. В первую очередь это касается недостаточного правового регулирования. Так, в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обозначены лишь самые общие требования, предъявляемые федеральным законодателем к целям, предмету, организации и проведению публичных слушаний. Основной объем нормативно-правового регулирования возложен на органы местного самоуправления. Однако, разное понимание социально-правовой природы публичных слушаний, недостаточная квалификация составителей муниципальных правовых актов, сильное влияние субъективных факторов в лице руководителей органов местного самоуправления и ряд других причин привели к тому, что на территории России разработаны и введены в действие положения о муниципальных публичных слушаниях, которые отличаются по многим принципиальным аспектам, в том числе в этих документах не всегда предусмотрены возможности для населения высказать свою точку зрения во время публичных слушаний и довести ее до общественности, имеются противоречия с федеральным законодательством.

Данная тема разработана такими видными учеными как Дементьева О.А., Очеретина М. А., Тамазов З. Г.,  Зенин С.С., Авакьян С.А и Волик И.С. Материалы их работ были использованы при написании данной работы.

Нормативно- правовой базой  данного исследования являются: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года, устав г. Н.Новгорода и Постановление Городской Думы г. Н.Новгорода  от 21.09.2005 № 71 «О публичных слушаниях в городе Нижнем Новгороде».

Объектом исследования являются общественные отношения, связанные  с функционированием публичных слушаний как самостоятельной формы осуществления населением права на местное самоуправление.

Предметом исследования выступают нормативно-правовые акты, регулирующие институт публичных слушаний, проекты таких актов, научные  труды по данной проблематике, материалы правоприменительной деятельности в муниципальных образованиях различных регионов России.

Цель данной работы заключается  в комплексном правовом исследовании института публичных слушаний как  самостоятельной формы осуществления  населением права на местное самоуправление в современной России и выработке на этой основе предложений по его совершенствованию.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Выявить понятие публичных слушаний;
  • проанализировать законодательных основ функционирования института публичных слушаний в муниципальных образованиях;
  • определить цели, предмет обсуждения и круг участников публичных слушаний;
  • проанализировать форм, процедуры проведения публичных слушаний, их результатов, включая механизм формирования, опубликование и учет органами местного самоуправления;
  • выработать предложения по совершенствованию правового регулирования и организации проведения публичных слушаний в муниципальных образованиях.

 

 

1. Публичные слушания   в РФ: понятие, признаки, цели, задачи, правовое регулирование.

 

Статья 2 Конституция РФ провозглашает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

ФЗ № 131 «Об основных принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 года в качестве одной из форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении  местного самоуправления выделяет публичные слушания. В ФЗ нет дефиниции публичных слушаний, но п. 1 ст. 28 ФЗ № 131 провозглашает, что для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения  с учетом жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания. Публичные слушания  являются формой участия жителей города в осуществлении местного самоуправления.1

Дементьева О. А.  дает следующее определение публичных слушаний – это форма реализации прав населения муниципального образования на участие в процессе принятия решений органами местного самоуправления посредством проведения собрания для публичного обсуждения проектов нормативных правовых актов муниципального образования и других общественно значимых вопросов.2

Очеретина М. А определяет публичные слушания как конституционно-правовым институтом участия населения публично-территориальных  образований в осуществлении публично-властных функций путем открытого непосредственного обсуждения органами власти и гражданами проектов правовых актов и общественно значимых проблем и вынесения по ним рекомендаций, обязательных для учета компетентными органами власти при принятии соответствующих решений.3

С нормативно-организационной  точки зрения, публичные слушания представляют собой открытые регламентированные посвященные конкретным вопросам развития местных сообществ - собрания граждан и представителей власти, на которых граждане имеют возможность влиять на процессы принятия общественно значимых решений путем выражения собственных мнений при отсутствии гарантий интеграции своего вклада в управленческую деятельность органов власти.4

На основании положений  ст. 28  ФЗ № 131, Положения Городской Думы г. Н.Новгорода № 71 можно выделить следующие основные признаки  публичных слушаний в Российской Федерации:

1) публичные слушания - это публично-правовой институт, призванный обеспечить независимое и свободное обсуждение общественностью вопросов, имеющих существенное значение для населения;

2) для него характерно  наличие двух равноправных субъектов: управляющего субъекта (органа местного самоуправления) и граждан, проживающих на территории муниципального образования, где проводятся слушания;

3) публичные слушания - это один из институтов гражданского участия в осуществлении публично-властных функций;

4) данный институт характеризуется публичностью, которая заключается в предоставлении возможности каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, принять участие в обсуждении, а также в открытости решений, принимаемых органами власти по результатам слушаний;

5) как институциональное  организационное образование публичные  слушания представляют собой  процесс обсуждения, проходящий  в форме свободного диалога участников;

6) он реализуется в  форме непосредственного обсуждения  участниками слушаний вопросов, выносимых на них;

7) решения, принимаемые на публичных слушаниях, носят рекомендательный характер для органов власти, но обязательны для рассмотрения и учета;

8) периодичность их  проведения;

9) проводятся для обсуждения  проектов муниципальных правовых  актов по вопросам местного  значения.

В ряду основных целей  реализации публичных слушаний можно  выделить:

  • обеспечение с участием населения принятия управляющими субъектами наиболее эффективных и приемлемых для всех вариантов публично-властных решений;
  • согласование интересов лиц, на которых может оказать влияние принимаемое органами власти решение;
  • обеспечение соблюдения прав и законных интересов человека и гражданина;
  • обеспечение гласности при подготовке и принятие правовых документов.

Для достижения указанных  целей публичные слушания должны решать следующие задачи:

1) совместное обсуждение  органами власти и населением  проектов важнейших правовых актов и проблем муниципального образования, разработка рекомендаций по ним;

2) выявление мнения  населения муниципального образования образования по общественно значимым проблемам и проектам правовых актов;

3) информирование населения муниципального образования о содержании принимаемых правовых актов, формирование общественного мнения;

4) осуществление населением муниципального образования общественного контроля над реализацией наиболее значимых решений органов власти;

5) осуществление общественной  экспертизы проектов правовых актов;

6) учет мнения населения муниципального образования органами муниципальной власти.

Правовое регулирование  процесса проведения публичных слушаний на уровне муниципальных образований  представляет собой сложную трехуровневую  шестизвенную систему.

На современном этапе  уровни подразделяются на: федеральный, уровень субъектов РФ и местный. Каждый уровень состоит из определенных звеньев. Звеньями являются правовые источники, устанавливающие или регулирующие процесс организации и проведения публичных слушаний.

Звенья включают: на Федеральном  уровне - Конституцию РФ (ст. 3, 12, 30, 130), Европейская Хартия местного самоуправления, ФЗ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ФЗ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», ФЗ от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», ФЗ от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», ФЗ от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ФЗ от 24 декабря 2004 г. № 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации», ФЗ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ «Земельный кодекс Российской Федерации», ФЗ от 21 июля 2005 г. № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований».

На уровне субъектов  РФ правовое регулирование публичных  слушаний осуществляется законами о  местном самоуправлении. В Нижегородской  области отсутствует подобный закон. Уставы и положения о публичных слушаниях муниципальных образований – это местный уровень. В г. Нижнем Новгороде – это Устав города, постановление Городской Думы г. Н.Новгорода от 21. 09. 2005 № 71  «О публичных слушаниях в городе Нижнем Новгороде».5

Можно сказать, что состояние правового регулирования публичных слушаний на уровне муниципальных образований характеризуется формированием слаженной системы нормативных правовых актов. Данный факт говорит о создании нового института непосредственной демократии на уровне местного самоуправления.

Реализация института  публичных слушаний в муниципальных  образованиях РФ началась в 2005 году, когда  в исполнение ФЗ № 131 органами местного самоуправления велась активная разработка и принятие нормативных правовых актов, регулирующих порядок проведения публичных слушаний. Тогда же в ряде муниципальных образований были проведены первые пробные публичные слушания. После вступления в силу положений ст. 28 ФЗ от 6 октября 2003 года проведение публичных слушаний по вопросам, закрепленным в ней, стало не правом, а обязанностью органов местного самоуправления. По различным вопросам местного самоуправления публичные слушания проходят с существенными отличиями, начиная от проявления интереса к ним общественности и заканчивая принятием участниками публичных слушаний резолютивного решения.6

В настоящий момент институт публичных слушаний реализуется  в основном на уровне местного самоуправления. Однако при рассмотрении общественно  значимых вопросов, решение которых  входит в компетенцию федеральных и региональных органов власти, мнение населения должно учитываться в равной степени. Поэтому целесообразно распространить опыт проведения публичных слушаний на другие уровни власти, прежде всего на уровень субъектов РФ. Поскольку на местном уровне начала складываться практика организации и проведение публичных слушаний, в рамках законодательного процесса субъектов федерации на стадии подготовки к рассмотрению правовых актов, а также при решении неоднозначных и общественно значимых вопросов регионального значения целесообразно ее  использование. Проведение публичных слушаний могло бы стать процедурой, обязательной на стадии разработки законодательных актов субъектов РФ и необходимым условием для принятия законов по ряду вопросов. Это можно объяснить следующим: использование при осуществлении публичной политики институтов гражданского участия вообще и публичных слушаний в частности позволяет сделать принимаемые и реализуемые органами власти решения более взвешенными и легитимными, понятными обществу и тем самым обеспечивает их поддержку населением, а также позволяет оперативно выявлять общественные запросы и адекватно реагировать на них.

Информация о работе Публичные слушания в РФ