Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 00:09, научная работа
Цель данной работы заключается в комплексном правовом исследовании института публичных слушаний как самостоятельной формы осуществления населением права на местное самоуправление в современной России и выработке на этой основе предложений по его совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Выявить понятие публичных слушаний;
• проанализировать законодательных основ функционирования института публичных слушаний в муниципальных образованиях;
Введение……………………………………………………………………………
1. Публичные слушания в РФ: понятие, признаки, цели, задачи, правовое регулирование……………………………………………………………………
2. Вопросы, выносимые на публичные слушания и проблемы, связанные с их реализацией……………………………………………………………………
3. Порядок проведения публичных слушаний (на примере Нижегородской области)………………………………………………………………………..
4. Модели реализации института публичных слушаний в РФ…………
Заключение……………………………………………………………………..
Список использованной литературы………………………………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Публичные слушания
в РФ: понятие, признаки, цели, задачи,
правовое регулирование……………………
2. Вопросы, выносимые на
3. Порядок проведения публичных
слушаний (на примере Нижегородской
области)…………………………………………………………
4. Модели реализации института публичных слушаний в РФ…………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………
Введение
Актуальность темы данной работы определяется, прежде всего, возросшим значением местного самоуправления для становления в России правового демократического государства. Вследствие реформы местного самоуправления, произошедшей в 2003 году, существенное значение в последние годы придается расширению и развитию различных форм осуществления населением права на местное самоуправление. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 году систематизировал эти формы и впервые предусмотрел такую из них, как публичные слушания. В дальнейшем нормы о публичных слушаниях были включены также в Градостроительный и Земельный кодексы Российской Федерации. Публичные слушания призваны обеспечить возможности жителей муниципальных образований для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и соответственно доведения до органов местного самоуправления своего мнения.
Однако, как показывает практика, реализация института муниципальных публичных слушаний сталкивается со многими проблемами, требующих своего разрешения. В первую очередь это касается недостаточного правового регулирования. Так, в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обозначены лишь самые общие требования, предъявляемые федеральным законодателем к целям, предмету, организации и проведению публичных слушаний. Основной объем нормативно-правового регулирования возложен на органы местного самоуправления. Однако, разное понимание социально-правовой природы публичных слушаний, недостаточная квалификация составителей муниципальных правовых актов, сильное влияние субъективных факторов в лице руководителей органов местного самоуправления и ряд других причин привели к тому, что на территории России разработаны и введены в действие положения о муниципальных публичных слушаниях, которые отличаются по многим принципиальным аспектам, в том числе в этих документах не всегда предусмотрены возможности для населения высказать свою точку зрения во время публичных слушаний и довести ее до общественности, имеются противоречия с федеральным законодательством.
Данная тема разработана такими видными учеными как Дементьева О.А., Очеретина М. А., Тамазов З. Г., Зенин С.С., Авакьян С.А и Волик И.С. Материалы их работ были использованы при написании данной работы.
Нормативно- правовой базой данного исследования являются: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года, устав г. Н.Новгорода и Постановление Городской Думы г. Н.Новгорода от 21.09.2005 № 71 «О публичных слушаниях в городе Нижнем Новгороде».
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с функционированием публичных слушаний как самостоятельной формы осуществления населением права на местное самоуправление.
Предметом исследования выступают нормативно-правовые акты, регулирующие институт публичных слушаний, проекты таких актов, научные труды по данной проблематике, материалы правоприменительной деятельности в муниципальных образованиях различных регионов России.
Цель данной работы заключается
в комплексном правовом исследовании
института публичных слушаний как
самостоятельной формы
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Публичные слушания в РФ: понятие, признаки, цели, задачи, правовое регулирование.
Статья 2 Конституция РФ провозглашает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
ФЗ № 131 «Об основных принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 года в качестве одной из форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления выделяет публичные слушания. В ФЗ нет дефиниции публичных слушаний, но п. 1 ст. 28 ФЗ № 131 провозглашает, что для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с учетом жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания. Публичные слушания являются формой участия жителей города в осуществлении местного самоуправления.1
Дементьева О. А. дает следующее определение публичных слушаний – это форма реализации прав населения муниципального образования на участие в процессе принятия решений органами местного самоуправления посредством проведения собрания для публичного обсуждения проектов нормативных правовых актов муниципального образования и других общественно значимых вопросов.2
Очеретина М. А определяет
публичные слушания как конституционно-правовым
институтом участия населения публично-
С нормативно-организационной точки зрения, публичные слушания представляют собой открытые регламентированные посвященные конкретным вопросам развития местных сообществ - собрания граждан и представителей власти, на которых граждане имеют возможность влиять на процессы принятия общественно значимых решений путем выражения собственных мнений при отсутствии гарантий интеграции своего вклада в управленческую деятельность органов власти.4
На основании положений ст. 28 ФЗ № 131, Положения Городской Думы г. Н.Новгорода № 71 можно выделить следующие основные признаки публичных слушаний в Российской Федерации:
1) публичные слушания - это публично-правовой институт, призванный обеспечить независимое и свободное обсуждение общественностью вопросов, имеющих существенное значение для населения;
2) для него характерно
наличие двух равноправных субъ
3) публичные слушания - это один из институтов гражданского участия в осуществлении публично-властных функций;
4) данный институт характеризуется публичностью, которая заключается в предоставлении возможности каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, принять участие в обсуждении, а также в открытости решений, принимаемых органами власти по результатам слушаний;
5) как институциональное
организационное образование
6) он реализуется в
форме непосредственного
7) решения, принимаемые на публичных слушаниях, носят рекомендательный характер для органов власти, но обязательны для рассмотрения и учета;
8) периодичность их проведения;
9) проводятся для обсуждения
проектов муниципальных
В ряду основных целей реализации публичных слушаний можно выделить:
Для достижения указанных целей публичные слушания должны решать следующие задачи:
1) совместное обсуждение органами власти и населением проектов важнейших правовых актов и проблем муниципального образования, разработка рекомендаций по ним;
2) выявление мнения населения муниципального образования образования по общественно значимым проблемам и проектам правовых актов;
3) информирование населения муниц
4) осуществление населением муниц
5) осуществление общественной экспертизы проектов правовых актов;
6) учет мнения населения муниципа
Правовое регулирование процесса проведения публичных слушаний на уровне муниципальных образований представляет собой сложную трехуровневую шестизвенную систему.
На современном этапе
уровни подразделяются на: федеральный,
уровень субъектов РФ и местный.
Каждый уровень состоит из определенных
звеньев. Звеньями являются правовые источники,
устанавливающие или
Звенья включают: на Федеральном уровне - Конституцию РФ (ст. 3, 12, 30, 130), Европейская Хартия местного самоуправления, ФЗ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ФЗ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», ФЗ от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», ФЗ от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», ФЗ от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ФЗ от 24 декабря 2004 г. № 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации», ФЗ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ «Земельный кодекс Российской Федерации», ФЗ от 21 июля 2005 г. № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований».
На уровне субъектов РФ правовое регулирование публичных слушаний осуществляется законами о местном самоуправлении. В Нижегородской области отсутствует подобный закон. Уставы и положения о публичных слушаниях муниципальных образований – это местный уровень. В г. Нижнем Новгороде – это Устав города, постановление Городской Думы г. Н.Новгорода от 21. 09. 2005 № 71 «О публичных слушаниях в городе Нижнем Новгороде».5
Можно сказать, что состояние правового регулирования публичных слушаний на уровне муниципальных образований характеризуется формированием слаженной системы нормативных правовых актов. Данный факт говорит о создании нового института непосредственной демократии на уровне местного самоуправления.
Реализация института публичных слушаний в муниципальных образованиях РФ началась в 2005 году, когда в исполнение ФЗ № 131 органами местного самоуправления велась активная разработка и принятие нормативных правовых актов, регулирующих порядок проведения публичных слушаний. Тогда же в ряде муниципальных образований были проведены первые пробные публичные слушания. После вступления в силу положений ст. 28 ФЗ от 6 октября 2003 года проведение публичных слушаний по вопросам, закрепленным в ней, стало не правом, а обязанностью органов местного самоуправления. По различным вопросам местного самоуправления публичные слушания проходят с существенными отличиями, начиная от проявления интереса к ним общественности и заканчивая принятием участниками публичных слушаний резолютивного решения.6
В настоящий момент институт публичных слушаний реализуется в основном на уровне местного самоуправления. Однако при рассмотрении общественно значимых вопросов, решение которых входит в компетенцию федеральных и региональных органов власти, мнение населения должно учитываться в равной степени. Поэтому целесообразно распространить опыт проведения публичных слушаний на другие уровни власти, прежде всего на уровень субъектов РФ. Поскольку на местном уровне начала складываться практика организации и проведение публичных слушаний, в рамках законодательного процесса субъектов федерации на стадии подготовки к рассмотрению правовых актов, а также при решении неоднозначных и общественно значимых вопросов регионального значения целесообразно ее использование. Проведение публичных слушаний могло бы стать процедурой, обязательной на стадии разработки законодательных актов субъектов РФ и необходимым условием для принятия законов по ряду вопросов. Это можно объяснить следующим: использование при осуществлении публичной политики институтов гражданского участия вообще и публичных слушаний в частности позволяет сделать принимаемые и реализуемые органами власти решения более взвешенными и легитимными, понятными обществу и тем самым обеспечивает их поддержку населением, а также позволяет оперативно выявлять общественные запросы и адекватно реагировать на них.