Проведения выборов главы муниципального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 23:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является проведение анализа сущности и содержания законодательства о местном самоуправлении, выборах, практике его применения, перспектив развития отношений, возникающих в процессе реализации права населения муниципального образования на местное самоуправление.

Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:

1.Изучение развития института муниципальных выборов и определение их роли в системе народовластия.
2.Исследовать действующую систему нормативных правовых актов, регулирующих организацию и проведение муниципальных выборов.
3.Выявить сущность и правовую природу муниципальных
выборов.
4.Определить структуру системы народовластия в Российской Федерации.
5.Рассмотреть организацию и порядок проведения муниципальных выборах в органах местного самоуправления.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава 1 Местное самоуправление как институт народовластия

1.1 Право на местное самоуправление в контексте норм Европейской хартии местного самоуправления…………………………………………………………...6

1.2 Сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан………………………………………………………….....9

1.3 Правовое регулирование проведения выборов в органы местного самоуправления…………………………………………………………….............12

Глава 2 Организация и проведение выборов в органах местного самоуправления

2.1Организация и проведения выборов в органах местного самоуправлении…18

2.1.1 Порядок проведения и назначения выборов………………………………..18
2.2. Выдвижение и регистрация кандидатов………………………………….......25
2.3 Предвыборная агитации………………………………………………………..27

2.4 Подсчет голосов…………………………………………………………….......28
Глава 3 Практика проведения выборов главы муниципального образования на примере муниципального образования Амурской области города Тында

3.1 Практика проведения выборов главы муниципального образования на примере муниципального образования Амурской области города Тында…………………………………………………………………………..........31

Заключение………………………………………………………………………...38

Список использованной литературы…..............................................................41

Приложения…………………………………………………………………..........43

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word КУРСАЧ МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ.docx

— 86.84 Кб (Скачать)
    1. Сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан

     В рамках регламентации осуществления  местного самоуправления в Конституции  РФ неоднократно делаются указания на самостоятельность местного самоуправления:"местное  самоуправление в пределах своих  полномочий самостоятельно"; "местное  самоуправление обеспечивает самостоятельное  решение населением вопросов местного значения".4 При этом существуют различные варианты понимания самостоятельности местного самоуправления. С точки зрения уровня самостоятельности это может выражаться в "безбрежной независимости", близкой к государственному суверенитету, или ограничением самостоятельности до права добросовестно исполнять директивы органов государственной власти. С точки зрения способов реализации самостоятельности это может быть выражено как идея о том, что местное самоуправление осуществляется исключительно через прямое волеизъявление народа, или квалификацией местного самоуправления как власти органов местного самоуправления, которые вправе принимать какие-либо решения. Под самостоятельностью населения в осуществлении местного самоуправления подразумевается право населения соответствующей территории решать вопросы местного значения как через прямое волеизъявление, так и через представителей. (Приложение 1)5.Формами прямого волеизъявления являются муниципальные выборы, местный референдум, отзыв населением выборных лиц местного самоуправления, сход граждан (в случае, когда уставом муниципального образования предусмотрено осуществление сходом полномочий представительного органа местного самоуправления), выявление путем голосования мнения населения по вопросу изменения границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление.

     Муниципальные выборы - форма прямой демократии, обеспечивающая непосредственное участие граждан  в формировании выборных органов  местного самоуправления и избрании выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего  равного прямого избирательного права  при тайном голосовании.

     Деятельность  выборных и невыборных органов местного самоуправления является формой осуществления  местного самоуправления через представителей. Наряду с осуществлением местного самоуправления Федеральный закон "Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает  институт участия населения в  осуществлении местного самоуправления. Это собрания и конференции жителей  на части территории муниципального образования, территориальное общественное самоуправление, правотворческая инициатива граждан, муниципальные выборы, референдум, участие жителей в публичных слушаниях, опросах граждан, обращения жителей в органы местного самоуправления.6

     Соотношение между тремя указанными формами  следующее:

  1. Решения, принятые через формы прямого волеизъявления, имеют законодательно установленные правовые последствия, изменить которые можно лишь путем повторного обращения к соответствующей форме прямого волеизъявления. Такие решения обладают приоритетом по отношению к решениям, принимаемым органами местного самоуправления.
  2. Полномочия органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования на основании норм действующих законов. Решения органов местного самоуправления, принятые в пределах установленной компетенции, обязательны на всей территории муниципального образования, но не могут отменять решения, принятые путем прямого волеизъявления.
  3. Решения и действия, осуществленные в формах участия граждан, имеют характер индивидуальных или коллективных инициатив жителей. Решения, принятые жителями через инициативные формы участия в местном самоуправлении, подлежат рассмотрению в органах местного самоуправления. Однако предложения собраний жителей, органов территориального общественного самоуправления могут быть приняты или отвергнуты органами местного самоуправления. Не носят упомянутые решения обязательного характера и для жителей той части муниципального образования, где прошло соответствующее собрание и организовано территориальное общественное самоуправление.
    1. Правовое регулирование проведения выборов в органы местного самоуправления

            Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.7

            Гарантии избирательных  прав граждан устанавливаются федеральными законами. В соответствии с ними органы государственной власти субъектов  РФ вправе устанавливать порядок  проведения муниципальных выборов: -        назначение и объявление даты выборов:

     - составление списков избирателей;

     - регистрация кандидатов;

     - проведение предвыборной агитации:

     - подсчет голосов и установление результатов выборов. ( Приложение 2)

     Система нормативных правовых актов, регулирующих организацию и проведение муниципальных  выборов, имеет трехуровневую структуру.

       1.Федеральный уровень составляет федеральное законодательство. Конституция Российской Федерации определяет саму систему (сферу) местного самоуправления, закрепляет право граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Федеральный закон об основных гарантиях определяет общий порядок проведения выборов в Российской Федерации, в том числе муниципальных выборов; содержит гарантии их проведения в случае отсутствия необходимой правовой базы на региональном и муниципальном уровнях; регламентирует отдельные, значимые стороны муниципальных избирательных отношений.8

       Особое  место в системе федеральных  законодательных актов в данной сфере занимает Федеральный закон  от 26 ноября 1996 года «Об обеспечении  конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления». Данным федеральным законом утверждено Временное положение о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и  выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Указанный федеральный закон  применяется в части, не урегулированной  законами субъектов Российской Федерации  и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, при  нарушениях конституционных прав граждан  избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в случаях, если:

       - законодательным (представительным) органом субъекта Российской  Федерации не принят закон,  устанавливающий порядок проведения  муниципальных выборов;

       - представительным органом местного  самоуправления или на местном  референдуме не принят устав  муниципального образования;

       - полномочия органов местного  самоуправления осуществляются  должностными лицами, назначенными  органами государственной власти;

       - законом субъекта Российской  Федерации не установлен порядок  образования, объединения, преобразования  и упразднения муниципальных  образований;

       - выборы депутатов представительных  органов местного самоуправления  или выборных должностных лиц  местного самоуправления, в том числе повторные или досрочные выборы, не назначены уполномоченным органом или должностным лицом в установленные сроки;

       - отсутствуют органы или должностные  лица, уполномоченные назначить  выборы депутатов представительных  органов местного самоуправления  и выборных должностных лиц  местного самоуправления;

       - муниципальные образования упразднены, объединены или преобразованы  в порядке, противоречащем законодательству;

       - в нарушение законодательства  не реализуются конституционные  права граждан, проживающих на  территории муниципального образования,  избирать и быть избранными  в органы местного самоуправления  муниципального образования.9

       При определении применимости названного федерального закона должны также учитываться  нормы Федерального закона об основных гарантиях. В соответствии с пунктом 6 статьи 1 Федерального закона об основных гарантиях федеральные законы о выборах не должны ему противоречить. Поэтому при наличии противоречий между нормами Федерального закона об обеспечении конституционных прав и нормами Федерального закона об основных гарантиях, применению подлежат нормы последнего.

       2. Региональный уровень- уровень  регулирования – конституции  (уставы) и законы субъектов Российской  Федерации. Законами субъектов  Российской Федерации определяется  порядок выборов в органы местного  самоуправления, могут устанавливаться  дополнительные условия реализации  гражданами пассивного избирательного  права, связанные с достижением  определенного возраста (в частности,  может быть установлен минимальный  возраст кандидата в депутаты  представительного органа муниципального  образования, кандидата на должность выборного должностного лица местного самоуправления, который не может превышать 21 года). Законами субъектов Российской Федерации могут также устанавливаться дополнительные гарантии избирательных прав граждан при проведении выборов в органы местного самоуправления. К предмету законов субъектов Российской Федерации отнесено определение труднодоступных и отдаленных местностей на территории соответствующих субъектов Федерации (что играет роль при определении возможности проведения досрочного голосования на муниципальных выборах), определение территорий компактного проживания коренных малочисленных народов, вопросы компетенции, полномочий и порядка деятельности избирательных комиссий, принимающих участие в проведении муниципальных выборов.

       Соответствующие положения определяются обычно в  конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации, а также в законах  об организации местного самоуправления в соответствующем субъекте, о  выборах в органы местного самоуправления (либо в избирательных кодексах).

       3. Третий (муниципальный) уровень регулирования представлен уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

       В соответствии с Федеральным законом  «Об общих принципах организации местного самоуправления», Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав граждан», уставом муниципального образования определяются:

       1) структура и порядок формирования  органов местного самоуправления, в т.ч. определяется круг органов  местного самоуправления, формируемых  на муниципальных выборах;

       2) наименования выборных органов  и должностных лиц местного  самоуправления;

       3) срок полномочий представительного  органа муниципального образования,  депутатов, членов иных выборных  органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного  самоуправления;

       4) органы (должностные лица) местного  самоуправления, уполномоченные принимать  решение о назначении выборов  органов и должностных лиц  местного самоуправления;

       6) сроки назначения муниципальных  выборов;

       7) положение избирательной комиссии  муниципального образования в  системе органов местного самоуправления, число членов избирательной комиссии  муниципального образования с  правом решающего голоса, полномочия  избирательной комиссии муниципального  образования;

       8) дополнительные условия реализации  гражданином Российской Федерации  пассивного избирательного права,  не позволяющие одному и тому  же лицу занимать должность  главы муниципального образования  более установленного количества  сроков подряд.10

       Ряд вопросов могут быть определены как  уставом, так и другими муниципальными нормативными правовыми актами в  соответствии с указаниями законов, а также в соответствии с разграничением полномочий между органами местного самоуправления, установленным уставом муниципального образования.

Информация о работе Проведения выборов главы муниципального образования