Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 19:35, курсовая работа
Цель курсовой работы - показать роль, значение и место, а также перспективы развития референдума в Российской Федерации, как одной из форм прямой демократии в системе народовластия.
Цель работы предопределила необходимость решения следующих задач:
Определить место, роль и значение референдума в механизме осуществления государственной власти;
Рассмотреть виды и формы института демократии в Российской Федерации
Провести анализ законодательства о референдуме России.
Определить основные современные проблемы развития института референдума в России, с помощью анализа практики его применения в Российской Федерации и ее субъектах.
33
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы института референдума в РФ 5
Понятие, значение и виды референдума 5
История становления института референдума в России 10
Законодательство о референдуме в РФ 14
Глава 2 Процедура проведения референдума в РФ 17
2.1. Общие принципы проведения референдума в РФ 17
2.2. Основные стадии проведения референдума в РФ 20
2.3. Практика проведения референдума в России, современное развитие института референдума в РФ 25
Заключение 31
Библиографический список 33
4.
Гражданин Российской
Вопросы, вынесенные на референдум РФ, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.
5.
Участие гражданина Российской
Федерации в референдуме
6.
Голосование на референдуме
Особенностью всероссийского референдума является то, что он проводится на всей территории РФ. В РФ принимают участие все граждане рФ независимо от места их постоянного жительства, включая граждан РФ, находящихся за границей, но не утративших гражданство РФ.
Всеобщий референдум в РФ назначается Президентом РФ по инициативе компетентных органов.
Референдум РФ проводится по инициативе: 1) не менее чем 2 миллионов граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме РФ, при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами территории РФ проживают не более 10 % из них; 2) Конституционного Собрания.
Инициатива референдума не может быть подана в период между назначением референдума РФ и официальным опубликованием (обнародованием) его результатов, а также в период избирательной кампании, проводимой по поводу выборов в федеральные органы власти (Государственную Думу Федерального Собрания РФ), либо если проведение референдума РФ приходится на последний год полномочий Президента РФ, Государственной Думы ФС РФ.
Не
допускается проведение всероссийского
референдума в случае введения военного
или чрезвычайного положения
на всей территории РФ на весь период такого
положения, а также в течение 3
месяцев после отмены военного или
чрезвычайного положения.
2.2.
Основные стадии
проведения референдума
в РФ
Особенностью референдума в РФ является деление процедур референдума на стадии. Целью всех стадий референдума является реализация права граждан на непосредственное участие в делах государства или осуществлении местного самоуправления путем принятия властных решений.
В литературе предложено следующее деление референдума на стадии и этапы:
1)
подготовка референдума: а)
- посредством
проведения массовых
- выпуск
и распространение печатных, аудиовизуальных
и других агитационных
- размещение
агитационного материала на
Законодательство предусматривает достаточно высокие меры ответственности за нарушения установленного порядка ведения агитации;
е) обсуждение вопроса (законопроекта), выносимого на референдум;
2)
проведение референдума: а)
Досрочное голосование (не ранее чем за 15 дней до дня голосования) предусмотрено только на референдуме Российской Федерации на отдельных участках референдума, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, на полярных станциях. Центральная избирательная комиссия РФ вправе разрешить досрочное голосование на одном или нескольких участках референдума, образованных за пределами Российской Федерации и (или) голосование групп участников референдума. Голосование групп участников референдума может проводиться так же, как и голосование вне помещения для голосования.
Голосование по открепительным удостоверениям предусматривается Федеральным конституционным законом Российской Федерации «О референдуме в Российской Федерации» от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ для участника референдума, который в день голосования не сможет прибыть в помещение для голосования того участка референдума, на котором он включен в список участников референдума. Такой участник референдума вправе получить в соответствующей комиссии открепительное удостоверение и проголосовать по нему в пределах округа референдума на том участке, на котором он будет находиться в день голосования.
Голосование вне помещения для голосования предусмотрено для участников референдума, которые внесены в список участников референдума на данном участке референдума и не могут самостоятельно по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности) прибыть в помещение для голосования, а также для участников референдума, которые внесены в список участников референдума на данном участке референдума, но находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых; е) установление результатов голосования на референдуме; ж) подведение и опубликование итогов голосования на референдуме;
3) реализация
принятого на референдуме
По
юридической силе решения референдума
можно сравнить с действием федеральных
конституционных законов, характеризующихся,
по сравнению с федеральными законами,
усложненной процедурой принятия, строго
регламентированным предметом правового
регулирования.
Особое
место в системе источников государственного
права занимают решения, принимаемые
на референдуме субъекта Российской
Федерации, на местном референдуме,
проводимом в границах муниципального
образования. Сфера действия последних
ограничена рамками того административно-
Коллизии, возникающие в этой связи между актами федерального законодательства и решениями вышеназванных народных голосований, по мнению автора статьи, подлежат разрешению на основании и в соответствии со статьей 76 Конституции РФ, то есть исходя из принципов разграничения предметов ведения (ст.ст. 71-73 Конституции РФ).
Решения, законопроекты, принятые народным голосованием, могут быть источниками и других отраслей права, в зависимости от предмета правового регулирования. Так, например, согласно статье 3 Федерального Конституционного закона "О референдуме РФ" на референдум Российской Федерации могут быть вынесены любые вопросы, за исключением перечня, указанного в законе.
На данных стадиях и этапах проведения референдума могут быть выделены следующие группы прав:
1) права
граждан при выдвижении
2) права,
связанные с участием в
3) права,
связанные с реализацией
Процедура референдума РФ закреплена законодательно, причем законодатель четко оговаривает процесс назначения референдума, порядок подготовки к проведению референдума Российской Федерации, а также говорит о процессе голосования на референдуме и определения результатов.
Но
следует заметить, что законодательство,
касающиеся института референдума
еще не достаточно совершенно.
2.3.
Практика проведения
референдума в
России, современное
развитие института
референдума в
РФ
Место референдума в правовой и политической системах Российской Федерации продолжает оставаться неясным. Конституция РФ провозглашает референдум наряду со свободными выборами высшим непосредственным выражением власти народа и декларирует право граждан на участие в нем. Тем не менее после принятия Конституции 1993 г. общегосударственный референдум не проводился ни разу. Федеральный конституционный закон (ФКЗ) от 28 июня 2004 г. "О референдуме Российской Федерации", сменивший одноименный ФКЗ от 10 октября 1995 г., существенно ограничил возможность инициирования и проведения референдума, что было справедливо оценено в научной литературе как сужение реальной демократии. В Преамбулу закона внесено положение о запрете использования референдума в целях принятия решений, противоречащих Конституции РФ, а также в целях ограничения, отмены или умаления общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, конституционных гарантий реализации таких прав и свобод.
Новеллы ФКЗ от 24 апреля 2008 г. "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации" также не предполагают либерализации условий использования института референдума.11
Большинство нововведений Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации» можно разделить на четыре группы.
Первая группа - приведение референдумных процедур в соответствие с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».