Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 19:35, курсовая работа
Цель курсовой работы - показать роль, значение и место, а также перспективы развития референдума в Российской Федерации, как одной из форм прямой демократии в системе народовластия.
Цель работы предопределила необходимость решения следующих задач:
Определить место, роль и значение референдума в механизме осуществления государственной власти;
Рассмотреть виды и формы института демократии в Российской Федерации
Провести анализ законодательства о референдуме России.
Определить основные современные проблемы развития института референдума в России, с помощью анализа практики его применения в Российской Федерации и ее субъектах.
33
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы института референдума в РФ 5
Понятие, значение и виды референдума 5
История становления института референдума в России 10
Законодательство о референдуме в РФ 14
Глава 2 Процедура проведения референдума в РФ 17
2.1. Общие принципы проведения референдума в РФ 17
2.2. Основные стадии проведения референдума в РФ 20
2.3. Практика проведения референдума в России, современное развитие института референдума в РФ 25
Заключение 31
Библиографический список 33
Содержание
Глава 1 Теоретические основы института референдума в РФ 5
Глава 2 Процедура проведения референдума в РФ 17
2.1. Общие
принципы проведения
2.2. Основные стадии проведения референдума в РФ 20
2.3. Практика
проведения референдума в
Заключение 31
Библиографический
список 33
Введение
Основной закон нашей страны – Конституция Российской Федерации 1993 года называет Россию демократическим государством. А понятие демократии в свою очередь означает, что народная власть является высшей властью в Российской Федерации, осуществляется ее гражданами в равных правах и на основании конституционного закрепления этих прав.
Референдум является, пожалуй наивысшим признаком института народовластия и имеет огромное значение для конституционного, демократического развития любого государства, он обеспечивает непосредственное участие граждан в решении значимых вопросов государственного строительства. Государственная власть и местное самоуправление могут эффективно выполнять свои функции лишь при наличии развитых институтов прямой демократии. А референдум призван обеспечить высшую законность при принятии решения государственной важности, чтобы граждане ощущали ответственность за происходящее в стране.
Значение и место важнейшего института демократии референдума в правовой и политической жизни Российской Федерации продолжает оставаться неясным. Это и предопределило выбор и актуальность темы курсовой работы.
Цель курсовой работы - показать роль, значение и место, а также перспективы развития референдума в Российской Федерации, как одной из форм прямой демократии в системе народовластия.
Цель работы предопределила необходимость решения следующих задач:
Объектом работы являются отношения, возникающие в связи организацией и проведением референдума в Российской Федерации.
Предмет исследования составляют нормы конституционного права Российской Федерации, определяющие порядок подготовки и проведения референдумов.
Эмпирической
основой курсовой работы явились
работы А.Р. Аванесяна, М.В. Баглая, Т.Т.
Озиева, А.В. Якушева, В.О. Лучина, Г.В, Синцова,
И.А. Филипповой и др.
Глава
1 Теоретические основы
института референдума
в РФ
В Конституции Российской Федерации есть указание на то, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ч.1.ст.3). Российская Федерация провозглашается государством народовластия. Это значит, что российский народ ни с кем не делит власть и никто, кроме него самого, не может претендовать на власть в Российской Федерации.
Ведь народовластие есть принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами.1
В зависимости от формы волеизъявления народа в соответствии с частью 2 статьи 3 Конституции Российской Федерации различаются две формы демократии: прямая и представительная - осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют (весь народ, население, проживающее на той или иной территории). Некоторые теоретики считают, что нельзя говорить о приоритете той или иной формы демократии, так как они равным образом важны для реализации народовластия.
Непосредственная демократия является формой прямого волеизъявления народа или каких-либо групп населения.
При непосредственной демократии народ изъявляет свою волю в форме:
1) референдума;
2) выборов;
3) всенародных
и иных обсуждений проектов
законов, других важных
4) правотворческой инициативы;
5) участия в управлении делами общества через органы местного самоуправления, общественные организации, собрания и сходы граждан и др.;
6) индивидуальных
или коллективных обращений (
«Высшим непосредственным выражением власти народа» - указывается в Конституции Российской Федерации (ч.3 ст.3), - являются референдум и свободные выборы.
Итак, референдум (от латинского - «должное быть сообщенным») - это голосование избирателей, посредством которого принимается решение государственного или самоуправленческого характера, имеющее общегосударственное или местное значение.3
В соответствии со ст. 1 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004 года, референдум Российской Федерации - всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения.
Законодатель, определяя понятие референдума, руководствовался следующими его признаками:
Референдум – это голосование граждан, имеющих активное избирательное право, по вопросам, которые в установленном законом порядке вынесены на референдум в целях получения от участников референдума чётко выраженного однозначного ответа, «за» или «против».
Предметом референдума могут быть следующие вопросы:
1) принятие или изменение Конституции
2) вхождения или выхода из международных союзов, организаций
3) о форме правления
4) принятие и изменение важнейших законов
В науке
конституционного права проведена
попытка классификации
1) По
территориальному охвату
А)
Общегосударственный
Б) Региональный референдум. Он проводится в федеративных государствах в пределах территории субъекта федерации.
В) Местный
референдум. Проводится в пределах
административно-
Решения, принятые на референдумах, различаются по территории своего действия. В России законодательством предусмотрены референдум Российской Федерации, референдум субъекта Российской Федерации и местный референдум;
2) По предмету референдумы делятся на:
А) Конституционные
(референдумы по вопросам принятия
конституции, или поправок к Конституции.
Как пример, Российское всенародное голосование
12 декабря 1993 г.);
Б) Законодательные;
В) По международным вопросам;
Г) По административным вопросам.
3)
По правовым последствиям
А) Консультативные. Референдумы, которые проводятся путем голосования выявляется мнение избирателей, которое парламент учитывает, а может и не учесть, например при принятии закона
Б) "Дозаконодательные". Проводятся до принятия закона парламентом, желающим выяснить мнение населения по данному вопросу путем голосования избирателей.
В) Совещательные;
Г) "Послезаконодательные". Проводятся после того, как закон принят парламентом и вынесен им на утверждение путем референдума
Д) Ратифицирующий референдум. При котором избиратели утверждают решение парламента.4
4)
По юридической силе
А) Факультативный - референдум, который можно проводить или не проводить. Назначение факультативного референдума зависит от органа, компетентного назначать референдум на основании конституции или специального закона. Предметом может быть любой вопрос или проект государственного (самоуправленческого) решения, если это не запрещено конституцией или законом.
Б) Решения
обязательного референдума
Эти
классификации часто
В референдуме Российской Федерации имеет право участвовать каждый не находящийся в местах лишения свободы дееспособный гражданин Российской Федерации, достигший на день проведения референдума Российской Федерации 18 лет.
Референдум Российской Федерации проводится на всей территории Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления, при тайном голосовании. Каждый участник референдума Российской Федерации обладает одним голосом.
Важно
отметить, что гражданин Российской
Федерации голосует на референдуме
Российской Федерации лично. Участие в
референдуме Российской Федерации является
свободным, контроль за волеизъявлением
гражданина не допускается. В ходе референдума
Российской Федерации никто не может быть
принужден к выражению своих мнений и
убеждений или отказу от них.
Становление института референдума в России относится к советскому периоду. Еще Ст. 49 Конституции СССР 1936 года гласила, что «Президиум Верховного Совета СССР производит всенародный опрос (референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик», т.е. референдум характеризовался лишь как всенародный опрос. Однако практики проведения в СССР и таких референдумов не было. Ст. 5 Конституция СССР 1977 г. предусматривала, что «наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование (референдум)».