Процедура проведения референдума в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 19:35, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - показать роль, значение и место, а также перспективы развития референдума в Российской Федерации, как одной из форм прямой демократии в системе народовластия.

Цель работы предопределила необходимость решения следующих задач:

Определить место, роль и значение референдума в механизме осуществления государственной власти;
Рассмотреть виды и формы института демократии в Российской Федерации
Провести анализ законодательства о референдуме России.
Определить основные современные проблемы развития института референдума в России, с помощью анализа практики его применения в Российской Федерации и ее субъектах.
33

Содержание

Введение 3
Глава 1 Теоретические основы института референдума в РФ 5

Понятие, значение и виды референдума 5
История становления института референдума в России 10
Законодательство о референдуме в РФ 14
Глава 2 Процедура проведения референдума в РФ 17

2.1. Общие принципы проведения референдума в РФ 17

2.2. Основные стадии проведения референдума в РФ 20

2.3. Практика проведения референдума в России, современное развитие института референдума в РФ 25

Заключение 31

Библиографический список 33

Работа содержит 1 файл

рефер.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

    Подобное  положение содержалось и в  ст. 5 Конституции РСФСР 1978 года. Но стоит  заметить, что долгое время советское законодательство не определяло механизма применения института референдума, даже несмотря на то, что многие ученые настаивали на необходимости принятия специального нормативного акта, посвященного порядку проведения всенародного голосования. Известный государствовед В.Ф. Коток на основании собственного рассуждения о содержании будущего нормативного акта о референдуме и предлагал принять положение об общесоюзном референдуме. Эти предложения приобретали особую важность в связи с тем, что Планом организации работ по приведению законодательства Союза ССР в соответствие с Конституцией СССР, принятым Президиумом Верховного Совета СССР 12 декабря 1977 года, были предусмотрены разработка и принятие этого акта. В последующие годы организация и порядок проведения референдумов были регламентированы законодательством. В декабре 1990 года Съезд народных депутатов СССР принял закон о референдуме.

    Этот  закон являлся во многом противоречивым. Он, например, предоставлял право требовать  проведения референдума со стороны 1 млн. граждан Российской Федерации, но в то же время оказывалось, что это право не безусловно, ибо Закон позволял Съезду народных депутатов отклонять требования о назначении референдума. Только Съезд был вправе принимать решение о всенародном референдуме, но поскольку обязательные референдумы не предусматривались, он, обладая всей полнотой власти по важнейшим вопросам, был не заинтересован в их проведении.

    Все это предопределило сравнительно редкое использование референдума, несмотря на то, что в начале 90-х гг. в стране проходили глубокие реформы, и власти серьезно нуждались в выявлении воли народа.5

    Необходимо  отметить, именно законом «О референдуме  РСФСР», принятым 16 октября 1990 года, было проведено 17 марта 1991 года всенародное  голосование. Была поставлена задача выявить волю народа по одному из важнейших вопросов государственной жизни: о сохранении на территории нашей страны Союза как обновленной федерации суверенных республик и введение поста Президента в России.

    Единственный  в СССР всесоюзный референдум состоялся 17 марта 1991 года. На него был вынесен вопрос: «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?». В референдуме приняло участие 75,44 % граждан СССР, имеющих право голоса. За сохранение СССР высказалось 76,4 % участников опроса. Это, однако, не помешало распаду СССР уже в декабре того же года.6

    В тот же день — 17 марта 1991 года прошёл первый всероссийский референдум о введении поста президента Российской Федерации. В нём приняло участие 75,09 % граждан России, из них 69,85 % поддержало это предложение. Через три месяца, 12 июня 1991 года, первым президентом Российской Федерации был избран Борис Ельцин.

    25 апреля 1993 года состоялся всероссийский  референдум, на который выносились  следующие вопросы: «Доверяете  ли Вы Президенту Российской  Федерации Б.Н. Ельцину?», «Одобряете  ли Вы социальную политику, осуществляемую Президентом РФ и Правительством РФ с 1992 г.?», «Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов Президента РФ?», «Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов РФ?». 5 мая 1993 г. Центральная комиссия Всероссийского референдума подвила его итоги и установила на основании протоколов окружных комиссий и в соответствии со ст. 35 Закона «О референдуме РСФСР»:

1. Всероссийский  референдум 25 апреля 1993 г. состоялся.

2. По  первому и второму вопросам  решения приняты, так как за них проголосовало более половины граждан, принявших учас¬тие в референдуме.

3. По  третьему и четвертому вопросам  решения не приняты, так как  за них проголосовало менее  половины граждан, имеющих право  участвовать в референдуме.

     12 декабря 1993 года на основании Указа Президента РФ от 15 октября 1993 года № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции РФ 12 декабря 1993 года» состоялся всероссийский референдум. Особенность референдума, проведенного 12 декабря 1993 года состояла в том, что одновременно с принятием новой Конституции проходили выборы в Федеральное Собрание, предусмотренное еще не принятой Конституцией. Однако возможность того, что проект может быть не принят избирателями, была учтена Президентом, который ранее (21 сентября 1993 года) издал Положение о федеральных органах власти на переходный период. Следовательно, для выборов в Федеральное Собрание существовала правовая база. Таким же путем (Указы об уточнении Положений о выборах депутатов Государственной Думы и Совета Федерации в 1993 года) было установлено, что выборы считаются состоявшимися, если число действительных бюллетеней составит не менее 25% от числа зарегистрированных избирателей.

     В голосовании участвовало 54,79 % избирателей, из них 58,42 % поддержало новый Основной закон, который действует по настоящее время.

     Конституция РФ 1993 года предусмотрела необходимость  принятия конституционного закона о  референдуме. 10 октября 1995 года Президентом  РФ был подписан Федеральный конституционный  закон «О референдуме Российской Федерации». Согласно этому Закону, референдум РФ - всенародное голосование граждан РФ по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Отдельные, не урегулированные указанным федеральным конституционным законом вопросы проведения общероссийского референдума регламентируются Федеральным законом от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участии в референдуме граждан Российской Федерации .

     28 июня 2004 года был принят Федеральный  конституционный закон «О референдуме  Российской Федерации», регулирующий  данный круг общественных отношений,  связанных с реализацией конституционного права гражданина на участие в референдуме. Данный закон достаточноосложнил условия проведения референдума.

     Референдум  политически и идеологически  эффективен лишь в том случае если он будет правильно понят и  поддержан широкими слоями населения, будет иметь своей целью при решении политических вопросов четко выраженную гуманную цель, если общественное мнение будет непосредственным от иного влияния и если будут созданы все необходимые организационно-технические и иные условия для его подготовки и проведения.

1.3. Законодательство  о референдуме  в РФ 
 

     Законодательство  о референдумах в Российской Федерации  представляет собой целостную систему, в которой каждый вид источников имеет определенное функциональное назначение и разную юридическую  силу. Итак, референдум в РФ регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

     1. Всеобщая декларация прав человека  от 10декабря 1948 г.

     2. Международный пакт о гражданских  и политических правах от 16 декабря  1966 г.

     3. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. Действующая Конституция РФ говорит о референдуме как высшем непосредственном выражении власти народа наряду со свободными выборами (статья 3, часть 3).

     Конституция не ограничивает применение референдума  определённым кругом вопросов. Наряду с общефедеральным Конституция  предусматривает и местный референдум как важный институт местного самоуправления. Проведение референдума на уровне субъектов федерации может быть предусмотрено их конституциями и уставами. Однако сами уставы не должны приниматься путём референдума, так как это противоречит статье 66 Конституции РФ. В главе о конституционных поправках и пересмотре Конституции предусмотрена возможность референдума для принятия новой Конституции (статья 135, часть 3).

     4. Федеральный конституционный закон  «О референдуме РФ» от 28 июня 2004 г. (в ред. Федеральных конституционных законов от 30.12.2006 N 7-ФКЗ, от 24.04.2008 №1-ФКЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 21.03.2007 №3-П). Федеральный конституционный закон «О референдуме РФ» устанавливает общие принципы проведения референдума в РФ. По сравнению с Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации» 1995 года, более сложно, определяет порядок инициирования и проведения референдума, устанавливает новые требования к выдвижению инициативы его проведения. Согласно закону, инициативная группа граждан должна состоять из региональных подгрупп, образуемых более чем в половине субъектов РФ. Закон повышает роль политических партий, которые наряду с гражданами получили право создавать инициативные агитационные группы. Закон определяет, какие вопросы могут и не могут выноситься на референдум, регламентирует полномочия Центральной избирательной комиссии РФ по реализации данного закона, а также устанавливает механизм финансового обеспечения референдума.7

     5. Федеральный закон «Об основных  гарантиях избирательных прав  и права на участие в референдуме  граждан РФ» от 12 июня 2002 г. (в редакции  от 23.07.2011 N 259-ФЗ, от 25.07.2011 N 262-ФЗ)

     Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных  прав граждан Российской федерации" введено понятие "регистрация участников референдума" (статья 17). Согласно пункту 8 статьи 22 Центральная избирательная комиссия Российской Федерации совместно с федеральными органами государственной власти, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления организует государственную систему регистрации (учета) избирателей, участников референдума и участвует в осуществлении этих функций.

     5. Законы субъектов РФ. Большинство  субъектов РФ предусматривают  существование специального закона, регламентирующего порядок проведения  местных референдумов. При этом  необходимо заметить, что, исходя  из двойственной природы городов федерального значения - субъектов федерации и территорий муниципальных образований, на их территории приняты и действуют законы, регламентирующие проведение как региональных, так и местных референдумов. Закон Московской области от 19 ноября 2003 г. N 148/2003-ОЗ «О местном референдуме в Московской области», областной закон от 29 мая 2007 № 101-ОЗ «О референдуме Новгородской области» и другие.

     6. Нормативные акты Центральной  избирательной комиссии Российской  Федерации, которые принимаются  в целях обеспечения единообразного применения настоящего Федерального конституционного закона, федеральных законов при подготовке и проведении референдума

     Принятие  законов о референдумах и их периодическое  проведение послужит важным стимулом и шагом на пути дальнейшего развития демократии.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2  Процедура проведения референдума в  РФ 

2.1. Общие принципы  проведения референдума  в РФ 

     Общие принципы проведения референдума в  РФ закреплены в статье 2 Федерального конституционного закона «О референдуме РФ» от 28 июня 2004 г.

     1) Согласно статье, референдум проводится  на основе всеобщего равного  прямого и свободного волеизъявления  граждан Российской Федерации  при тайном голосовании. 

     2) Граждане Российской Федерации  имеют право участвовать в  референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств. Это принципвсеобщности. Исключения из принципа всеобщности все таки есть. Не имеют права участвовать в референдуме РФ только граждане, признанные судом недееспособными, или те, в отношении которых вступил в силу приговор суда с наказанием в виде лишения свободы. Право участвовать в референдуме возникает с момента достижения гражданином 18 лет. Голосование на референдуме РФ осуществляется гражданами лично. Не допускается влияние на участников референдума со стороны кого бы то ни было, а также контроль за волеизъявлением гражданина.

     3. Граждане Российской Федерации  участвуют в референдуме на  равных основаниях. Каждый участник  референдума обладает равным  числом голосов. Главная его  конституционная база – это  части 1 и 2 статьи 6 Конституции  Российской Федерации, согласно  которым гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований приобретения, а каждый гражданин обладает на территории Российской Федерации всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. В связи с выборами и референдумом необходимо указать также на положение части 4 статьи 13 Конституции Российской Федерации, гарантирующее равенство перед законом для общественных объединений.

Информация о работе Процедура проведения референдума в РФ