Представительный орган местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 18:02, курсовая работа

Описание работы

Целью является: изучение правовых основ местного самоуправления, формирование и реализация правового статуса представительного органа местного самоуправления.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- проанализировать законодательство Российской Федерации о местном самоуправлении;
- сформулировать понятие правового статуса представительного органа местного самоуправления;
- определить особенности порядка формирования, структуры, компетенции, методов и форм деятельности представительного органа местного самоуправления;

Содержание

Введение
1. Исторические аспекты развития местного самоуправления в России
1.1 Земская и городская реформы Александра II
1.2 Городская реформа 1870 года
1.3 Создание и развитие Советов народных депутатов
1.4 Реформа местного самоуправления в 90 годы
2. Правовой статус представительного органа местного самоуправления
2.1 Понятие местного самоуправления
2.2 Система и структура органов местного самоуправления
2.3 Представительные органы местного самоуправления
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 53.60 Кб (Скачать)

Термин  «выборные» предусматривает, что речь идет об органах, получивших свои полномочия в результате выборов, т.е. исходя из ФЗ «Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации» (ст. 3-7).

Существуют  коллегиальные и единоличные  органы местного самоуправления. Это подтвердил и Конституционный Суд РФ, указавший, что «должностное лицо местного самоуправления в зависимости от круга полномочий может выступать и в качестве органа местного самоуправления».

Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации. Население городского или сельского  поселения независимо от его численности  не может быть лишено права на местное  самоуправление. В тоже время в  целях защиты конституционного строя, обеспечения обороны страны и  безопасности государства допускается  ограничение прав граждан на осуществление  местного самоуправления на отдельных  территориях. Решение об этом может  быть принято только федеральными органами государственной власти.

Населенная территория, на которой  осуществляется местное самоуправление, именуется муниципальным образованием. Им может быть город, поселок, станица, район, сельский округ, часть поселения (например, городской район). Территория муниципального образования устанавливается  в соответствии с законами субъектов  РФ и с учетом исторических и иных местных традиций. Учредительным  актом муниципального образования  является устав. Он принимается представительным органом муниципального образования  или населением на местном референдуме. В уставе указываются:

  • границы и состав территории муниципального образования;
  • вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования;
  • формы осуществления местного самоуправления;
  • структура и порядок формирования органов местного самоуправления, их наименование и полномочия, а также сроки осуществления полномочий органами и должностными лицами местного самоуправления;
  • экономическая и финансовая основа осуществления местного самоуправления, общий порядок управления муниципальной собственностью;
  • условия и порядок организации муниципальной службы;
  • взаимоотношения органов местного самоуправления с органами государственной власти и другие вопросы.

Для дальнейшего развития местного самоуправления в Российской Федерации  важное значение имеет правовая охрана этого института со стороны государства. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает следующие гарантии местного самоуправления:

а) запрет на ограничение прав местного самоуправления;

б) обязательность решений органов  местного самоуправления и их должностных  лиц;

в) право обращений органов местного самоуправления и их должностных  лиц в органы государственной  власти;

г) право на судебную защиту.

В соответствии с ФЗ РФ «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» к органам местного самоуправления относятся:

- представительные органы  местного самоуправления;

- иные органы местного  самоуправления, образуемые в соответствии  с уставами муниципальных образований.

 

2.2 Система и структура органов местного самоуправления

 

Под системой органов местного самоуправления понимается совокупность самоуправляющихся структурных единиц, действующих в муниципальном образовании, объединенных едиными целями и задачами по обеспечению и решению вопросов местного значения.

В систему  органов местного самоуправления входят:

  • избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения;
  • глава муниципального образования;
  • местная администрация;
  • органы контроля муниципального образования;
  • избирательная комиссия муниципального образования;
  • органы общественного территориального самоуправления;
  • органы управления, наделенные отдельными полномочиями органов местного самоуправления.

В структуру  органов местного самоуправления могут  входить представительный орган, глава  муниципального образования, местная  администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные коллегиальные или единоличные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования.

Органы  местного самоуправления, входящие в  структуру органов местного самоуправления, могут быть избраны населением, другие - сформированы представительным органом муниципального образования.

Все органы местного самоуправления, входящие в  структуру органов местного самоуправления, обладают исключительно им принадлежащими полномочиями по решению вопросов местного значения.

Определение населением структуры органов местного самоуправления — одно из проявлений учета исторических и иных местных традиций, существующих, в первую очередь, в городских, сельских поселениях, на иных территориях, в которых осуществляется местное самоуправление.

 

2.3 Представительные органы местного самоуправления

 

Рассматривая правовое положение  местных представительных органов, следует отметить, что исторически  в советской юридической науке  господствовал тезис о единовластии и полновластии советов на основе соподчиненности своих составных  звеньев.7 Статьей 12 Конституции РФ система органов местного самоуправления была выведена из системы органов государственной власти, что обусловило слом прежних административных механизмов контроля за местными представительными органами и депутатами со стороны органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: «Представительным органом местного самоуправления является выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования».8 Конкретный перечень полномочий выборных органов местного самоуправления должен быть указан в уставе муниципального образования.

До конституционных реформ 1991-1992 гг. функции таких органов  выполняли районные, городские, районные в городах, поселковые и сельские Советы народных депутатов (до 24 мая 1991 года такие Советы являлись местными органами государственной власти, а в последующем, с включением их в систему местного самоуправления, были преобразованы в негосударственные органы). С упразднением системы Советов («снизу доверху»), принятием Конституции РФ 1993 года название указанных органов было изменено.

Основными принципами функционирования представительных органов местного самоуправления являются:

1. Обязательности представительных  органов в системе местного  самоуправления - Федеральным Законом  РФ «Об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ»  установлено обязательное наличие  в муниципальном образовании  выборного органа местного самоуправления.

2. Принцип выборности - представительные  органы местного самоуправления  формируются на основе всеобщего,  равного, общего избирательного  права, путем тайного голосования. 

3. Принцип представительного  характера выборных органов местного  самоуправления - представительный  орган наделен правом и обязанностью, представлять и учитывать интересы  населения муниципального образования. 

4. Принцип самостоятельности  - наделение представительных органов  местного самоуправления собственной  компетенцией по решению вопросов  местного значения.

5. Принцип ответственности  представительного органа местного  самоуправления - т. е. ответственность  представительного органа наступает  путем утраты доверия населения.  Санкции в данном случае могут  быть выражены в форме отзыва  депутата представительного органа, либо в досрочном прекращении  полномочий представительного органа.

6. Принцип обеспечения  законности в деятельности представительного  органа местного самоуправления - в соответствии с данным принципом  представительные органы обязаны  строго соблюдать требования  законности в собственной повседневной  работе, а также добиваться исполнения  закона всеми другими субъектами  в сфере местного самоуправления.

7. Принцип гласности  в работе представительных органов  местного самоуправления - представительные  органы действуют открыто, публично, систематически информируют граждан  о своей работе. Гласность реализуется  через встречи и приёмы депутатами  избирателей, через отчеты депутатов  перед избирателями, освещение деятельности  представительных органов в СМИ. 

8. Принцип коллегиальности - представительный орган местного самоуправления принимает решение в коллегиальном порядке. В связи с этим выделяют такое понятие как кворум. Кворум - это нормативно установленное минимально необходимое число депутатов для официального рассмотрения и решения вопросов местного значения. Заседания представительного органа могут быть правомочны при условии регистрации не менее 2/3 от числа избранных депутатов. Акты представительного органа местного самоуправления считаются принятыми, если за них проголосовало более половины от числа избранных депутатов.

В соответствии со ст.15 ФЗ РФ «Об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ», представительный орган местного самоуправления состоит  из депутатов, избираемых на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права, при тайном голосовании в  соответствии с Федеральными Законами и законами субъектов РФ.

Численный состав представительного  органа определяется уставом муниципального образования. При этом существует прямая зависимость между размером муниципального образования, численностью его населения  и численным составом представительного  органа местного самоуправления. Обычно в состав представительного органа входит от 5 до 60 депутатов. Наименование представительного органа определяется уставом муниципального образования - представительными органами местного самоуправления являются думы, муниципальные  собрания, комитеты, советы и т. д.

В ст.15 ФЗ РФ «Об общих  принципах организации местного самоуправления в РФ» установлено, что в исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находятся:

  1. Принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования.
  2. Утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении.
  3. Принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об исполнении.
  4. Установление местных налогов и сборов.
  5. Установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью.
  6. Контроль над деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, которые предусмотрены уставами муниципального образования. Федеральный Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» наделяет представительные органы местного самоуправления правом законодательной инициативы. Другие полномочия представительных органов местного самоуправления определяются в Уставе муниципального образования. К таким полномочиям обычно относятся назначение даты выборов главы муниципального образования, назначение местного референдума, принятие Устава муниципального образования, передача полномочий органам территориально общественного самоуправления, согласование назначения должностных лиц местного самоуправления, а также выражение недоверия к главе муниципального образования. Срок полномочий представительного органа в соответствии с Федеральным Законом РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не может быть менее двух лет, но не более 5-ти. Конкретный срок полномочий представительного органа местного самоуправления определяется уставом муниципального образования, и составляет, как правило - 4 года. В отдельных поселениях Уставом муниципального образования, в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов собраниями, сходами граждан. В соответствии с п. 3 ст. 16 Федерального Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» согласно Уставам муниципальных образований, избранный населением глава муниципального образования может быть наделен правом входить в состав представительного органа и председательствовать на его заседании. Структура или внутреннее строение представительных органов местного самоуправления определяется муниципальным образованием самостоятельно, закрепляется в Уставе муниципального образования и регламенте представительного органа местного самоуправления.

Информация о работе Представительный орган местного самоуправления