Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 18:02, курсовая работа
Целью является: изучение правовых основ местного самоуправления, формирование и реализация правового статуса представительного органа местного самоуправления.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- проанализировать законодательство Российской Федерации о местном самоуправлении;
- сформулировать понятие правового статуса представительного органа местного самоуправления;
- определить особенности порядка формирования, структуры, компетенции, методов и форм деятельности представительного органа местного самоуправления;
Введение
1. Исторические аспекты развития местного самоуправления в России
1.1 Земская и городская реформы Александра II
1.2 Городская реформа 1870 года
1.3 Создание и развитие Советов народных депутатов
1.4 Реформа местного самоуправления в 90 годы
2. Правовой статус представительного органа местного самоуправления
2.1 Понятие местного самоуправления
2.2 Система и структура органов местного самоуправления
2.3 Представительные органы местного самоуправления
Заключение
Список использованной литературы
Термин «выборные» предусматривает, что речь идет об органах, получивших свои полномочия в результате выборов, т.е. исходя из ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст. 3-7).
Существуют коллегиальные и единоличные органы местного самоуправления. Это подтвердил и Конституционный Суд РФ, указавший, что «должностное лицо местного самоуправления в зависимости от круга полномочий может выступать и в качестве органа местного самоуправления».
Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации. Население городского или сельского поселения независимо от его численности не может быть лишено права на местное самоуправление. В тоже время в целях защиты конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства допускается ограничение прав граждан на осуществление местного самоуправления на отдельных территориях. Решение об этом может быть принято только федеральными органами государственной власти.
Населенная территория, на которой
осуществляется местное самоуправление,
именуется муниципальным
Для дальнейшего развития местного самоуправления в Российской Федерации важное значение имеет правовая охрана этого института со стороны государства. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает следующие гарантии местного самоуправления:
а) запрет на ограничение прав местного самоуправления;
б) обязательность решений органов местного самоуправления и их должностных лиц;
в) право обращений органов
г) право на судебную защиту.
В соответствии с ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к органам местного самоуправления относятся:
- представительные органы местного самоуправления;
- иные органы местного
самоуправления, образуемые в соответствии
с уставами муниципальных
2.2 Система и структура органов местного самоуправления
Под системой органов местного самоуправления понимается совокупность самоуправляющихся структурных единиц, действующих в муниципальном образовании, объединенных едиными целями и задачами по обеспечению и решению вопросов местного значения.
В систему органов местного самоуправления входят:
В структуру
органов местного самоуправления могут
входить представительный орган, глава
муниципального образования, местная
администрация (исполнительно-
Органы местного самоуправления, входящие в структуру органов местного самоуправления, могут быть избраны населением, другие - сформированы представительным органом муниципального образования.
Все органы местного самоуправления, входящие в структуру органов местного самоуправления, обладают исключительно им принадлежащими полномочиями по решению вопросов местного значения.
Определение населением структуры органов местного самоуправления — одно из проявлений учета исторических и иных местных традиций, существующих, в первую очередь, в городских, сельских поселениях, на иных территориях, в которых осуществляется местное самоуправление.
2.3 Представительные органы местного самоуправления
Рассматривая правовое положение
местных представительных органов,
следует отметить, что исторически
в советской юридической науке
господствовал тезис о
В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: «Представительным органом местного самоуправления является выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования».8 Конкретный перечень полномочий выборных органов местного самоуправления должен быть указан в уставе муниципального образования.
До конституционных реформ 1991-1992 гг. функции таких органов выполняли районные, городские, районные в городах, поселковые и сельские Советы народных депутатов (до 24 мая 1991 года такие Советы являлись местными органами государственной власти, а в последующем, с включением их в систему местного самоуправления, были преобразованы в негосударственные органы). С упразднением системы Советов («снизу доверху»), принятием Конституции РФ 1993 года название указанных органов было изменено.
Основными принципами функционирования представительных органов местного самоуправления являются:
1. Обязательности
2. Принцип выборности - представительные
органы местного
3. Принцип представительного
характера выборных органов
4. Принцип самостоятельности
- наделение представительных
5. Принцип ответственности
представительного органа
6. Принцип обеспечения
законности в деятельности
7. Принцип гласности
в работе представительных
8. Принцип коллегиальности - представительный орган местного самоуправления принимает решение в коллегиальном порядке. В связи с этим выделяют такое понятие как кворум. Кворум - это нормативно установленное минимально необходимое число депутатов для официального рассмотрения и решения вопросов местного значения. Заседания представительного органа могут быть правомочны при условии регистрации не менее 2/3 от числа избранных депутатов. Акты представительного органа местного самоуправления считаются принятыми, если за них проголосовало более половины от числа избранных депутатов.
В соответствии со ст.15 ФЗ РФ
«Об общих принципах
Численный состав представительного органа определяется уставом муниципального образования. При этом существует прямая зависимость между размером муниципального образования, численностью его населения и численным составом представительного органа местного самоуправления. Обычно в состав представительного органа входит от 5 до 60 депутатов. Наименование представительного органа определяется уставом муниципального образования - представительными органами местного самоуправления являются думы, муниципальные собрания, комитеты, советы и т. д.
В ст.15 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установлено, что в исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находятся:
Информация о работе Представительный орган местного самоуправления