Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 18:02, курсовая работа
Целью является: изучение правовых основ местного самоуправления, формирование и реализация правового статуса представительного органа местного самоуправления.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- проанализировать законодательство Российской Федерации о местном самоуправлении;
- сформулировать понятие правового статуса представительного органа местного самоуправления;
- определить особенности порядка формирования, структуры, компетенции, методов и форм деятельности представительного органа местного самоуправления;
Введение
1. Исторические аспекты развития местного самоуправления в России
1.1 Земская и городская реформы Александра II
1.2 Городская реформа 1870 года
1.3 Создание и развитие Советов народных депутатов
1.4 Реформа местного самоуправления в 90 годы
2. Правовой статус представительного органа местного самоуправления
2.1 Понятие местного самоуправления
2.2 Система и структура органов местного самоуправления
2.3 Представительные органы местного самоуправления
Заключение
Список использованной литературы
Городская Дума, являясь распорядительным органом, избирала из своего состава орган исполнительный - городскую управу в составе головы и членов управы. Городской голова возглавлял и Думу и управу.
Городская управа, как орган исполнительный, состояла из головы и членов управы, число которых определялось представительным органом. В небольших уездных городах думам было предоставлено право не формировать исполнительный орган, а обязанности его возлагать на голову.
Не могли быть членами Управы родственники, духовные лица, прокуроры, чиновники казначейств и т.д. Городской голова, члены Управы, а также гласные перед вступлением в должность приносили присягу. По представлению Управы городская Дума могла учредить особые исполнительные комиссии. Они создавались для руководства отдельными отраслями городского хозяйства.
Кроме благоустройства власти города обязаны были следить за благосостоянием городского населения, за «народным продовольствием», устройством рынков и базаров, за «сохранением народного здравия». Сюда же относились меры против пожаров, ограждение и развитие местной торговли и промышленности, строительство пристаней и бирж, попечение о народном образовании, о театрах, библиотеках, музеях.
По Городовому положению 1870 года городской
Думе предоставлялось право
Государство устанавливало определенные
гарантии для городского самоуправления.
В Городовом положение
На уровне волостей, сельских поселений действовали органы крестьянского самоуправления.
Органами сельского сообщества являлись сельский сход и сельский староста. Органами волостного управления являлись: волостной сход, волостное правление, волостной старшина и некоторые другие должностные лица.
Позднее, при Александре III, с целью устранения определенных недостатков, которые выявила практика земского и городского самоуправления, были пересмотрены и Положение о земских учреждениях (1890) и Городовое положение (1892).
Попытку провести реформу местного самоуправления предприняло после февральской революции 1917 года Временное правительство, приняв 21 мая 1917 Закон о земской реформе. Предполагалось, в частности, ввести земское самоуправление на волостном уровне. В период буржуазных реформ, проводимых Временным правительством России, происходит расширение объема полномочий и компетенции земских органов самоуправления. Кроме того, что местное самоуправление вводилось повсеместно, завершена была система органов этого самоуправления. Учреждалось волостное земство, самоуправление вводилось также в железнодорожных, пристанских, фабрично - заводских, рудничных, промысловых и даже дачных поселках, если там имелись выраженные местные потребности. Местное самоуправление, таким образом, приближалось к населению. Осуществить эту реформу в полной мере не удалось: последовала Октябрьская революция 1917 г. Был взят курс на ликвидацию старых органов местного самоуправления.
К сожалению, как отмечают исследователи, у русского общественного строя был органический недостаток - изолированность, обособленность друг от друга самоуправляющихся обществ, делающих их беззащитными перед центральной властью. Отсутствовало необходимое взаимодействие соседних самоуправляющихся территорий. Нехватка горизонтальных связей, излишняя замкнутость управления на бюрократизированый центр в конечном итоге привели к разрушению местного самоуправления после событий 1917 г.
1.3 Создание и развитие Советов народных депутатов
Большевики, взявшие власть
в результате Октябрьского переворота
1917 года, начали строить свое государство,
опираясь на марксистко-ленинский тезис
о необходимости
Местные советы открыто становились органами государственной власти, причем классовой власти, - власти рабочих, солдат, крестьян, батраков. Внешне картина была впечатляющей, вся страна покрылась сетью Советов.
Наряду с тем позитивным, что несло в себе местное самоуправление советского периода, необходимо отметить и целый ряд существовавших негативных моментов:
- реальная власть находилась в руках партийных комитетов;
- выборы проходили на
- местные Советы были слишком
многочисленны, что
В целом, период с конца 70-х до середины
90 годов можно охарактеризовать
как весьма противоречивый в развитии
Советов. С одной стороны, развивались
и углублялись
1.4 Реформа местного самоуправления в 90 годы
Формирование местного самоуправления было начато лишь в 90-е гг. по российской традиции — «сверху». После силового «упразднения» Верховного Совета России в октябре 1993 г. советская власть на местах в большинстве субъектов Российской Федерации была демонтирована, а для замены понадобилось местное самоуправление.3
Чуть ранее принимаются
Новый курс и новые правовые акты
способствуют масштабному развитию
идей и институтов местного самоуправления.
В областях, городах и районах
стали создаваться
Можно выделить этапы реформирования местного самоуправления в 90 - годы. В рамках наиболее традиционной классификации называют следующие периоды:
1. 1990-1991 гг. - период характеризуется принятием в 1990 году Закона СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». Начинается качественная перестройка местной власти.
2. 1991 - 1993 гг. В это время были
приняты такие наиболее
3. Осень 1993 года - характеризуется регулированием вопросов местного самоуправления Указами Президента Российской Федерации. Ликвидируется система Советов. Происходит передача функций представительных органов власти исполнительным органам - соответствующим местным администрациям. Ведется работа по подготовке и принятию новой Конституции Российской Федерации.
4. 1993 год - по настоящее время. С принятием Конституции Российской Федерации начался новый этап реформирования местного самоуправления, который продолжается и до настоящего времени.
2. Правовой статус представительного органа местного самоуправления
2.1 Понятие местного самоуправления
Местное самоуправление - это самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению вопросов местного значения. Правовой статус местного самоуправления закреплен в Конституции РФ, Федеральном законе Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 24.09.03 года, других правовых актах.
Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя и является важной формой народовластия в РФ. В пределах своих полномочий местное самоуправление самостоятельно, т.е. оно обеспечивает решение самим населением вопросов местного значения. Образованные населением органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, решают иные вопросы, отнесенные законодательством к полномочиям местного самоуправления.
В Конституции
особо оговаривается, что органы
местного самоуправления не входят в
систему органов
Это определение
устанавливает следующие
Организационное обособление местного самоуправления в системе управления обществом и государством является одной из важнейших гарантий самостоятельности местного самоуправления. Фактически государство признает местное самоуправление в качестве особого уровня управления, особой формы осуществления народом принадлежащей ему власти. Не являясь государственными органами, органы местного самоуправления вместе с тем наделены властными полномочиями, необходимыми для выполнения возложенных на них функций. Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определены правовые, территориальные и финансово-экономические основы местного самоуправления.
Информация о работе Представительный орган местного самоуправления