Представительные органы местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 19:28, курсовая работа

Описание работы

В структуре органов местного самоуправления муниципального образования ведущая роль принадлежит представительному органу. Представительный орган в своих решениях выражает волю граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования. Поэтому необходимы дополнительные меры по усилению представительной функции этого органа.

Содержание

Введение 3
1. Общая характеристика представительного органа местного самоуправления 4
1.1. Понятие и назначение 4
1.2. Состав 5
1.3. Срок полномочий 7
1.4. Компетенция 8
2. Структура и организация работы представительного органа муниципального образования 12
2.1. Председатель представительного органа 12
2.2. Глава муниципального образования 13
2.3. Депутатские группы 14
3. Депутат представительного органа, член выборного органа местного самоуправления 25
Заключение 29
Список использованной литературы 30

Работа содержит 1 файл

Мун право.doc

— 148.00 Кб (Скачать)

    9) контроль за исполнением органами  местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

    Анализ  полномочий представительного органа позволяет сделать ряд выводов. Во-первых, только представительные органы вправе принимать общеобязательные правила по предметам ведения муниципального образования, "местные законы", которые адресуются всем другим органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, гражданам, общественным объединениям, предприятиям, учреждениям и организациям. Они определяют основные направления развития в различных сферах и отраслях муниципальной деятельности: социально-бытового обслуживания населения, коммунального хозяйства, жилищного строительства, использования земель и т.д. Во-вторых, исключительно представительные органы утверждают местный бюджет и отчет о его исполнении. В-третьих, установление местных налогов и сборов тоже относится к исключительному ведению представительных органов, поскольку непосредственно затрагивает материальные, наиболее существенные интересы жителей. В-четвертых, муниципальная собственность составляет экономическую основу местного самоуправления, и представительные органы не могут стоять в стороне от управления ею. Они устанавливают порядок управления и распоряжения объектами муниципальной собственности, в соответствии с которым действуют все другие органы местного самоуправления, их должностные лица. В-пятых, представительные органы контролируют деятельность других органов местного самоуправления, должностных лиц, предусмотренных уставами муниципальных образований. Это касается как органов и должностных лиц, избранных населением, так и тех, которые избраны, назначены представительным органом, главой муниципального образования (главой местной администрации). Осуществление контроля дает возможность добиваться исполнения принимаемых представительными органами решений, следить за законностью действий других органов местного самоуправления. В-шестых, представительные органы с учетом разделения труда в системе органов местного самоуправления должны следовать и определенным ограничениям в принятии решений. Так, нормативные правовые акты представительного органа, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение представительного органа только по инициативе главы местной администрации или при наличии заключения главы местной администрации.

    Перечисленные выше полномочия представительных органов - это минимальный, но не исчерпывающий перечень их обязанностей. Федеральный закон определяет, что иные полномочия представительных органов местного самоуправления определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований. Это важное положение следует понимать в том смысле, что в уставах муниципальных образований в соответствии с законодательством полномочия представительных органов могут быть расширены (но не сужены).5 

 

2. Структура  и организация  работы представительного органа муниципального образования

2.1. Председатель представительного органа

 

    Председатель  организует работу представительного органа; созывает его сессии (заседания); вносит на рассмотрение депутатов проект повестки дня сессии (заседания) органа; доводит до сведения депутатов, населения области информацию о времени и месте проведения сессии (заседания) и вопросах, выносимых на обсуждение депутатов; созывает внеочередные сессии (заседания) органа по собственной инициативе, либо по требованию группы депутатов количеством не менее одной трети от установленного числа депутатов, либо по требованию главы муниципального образования; ведет сессии (заседания) органа; ведает вопросами внутреннего распорядка органа; подписывает протоколы сессий (заседаний); в случае отмены или переноса сессии (заседания) оповещает депутатов с обязательным указанием причин отмены или переноса сессии (заседания); направляет для рассмотрения в соответствующие комитеты (комиссии) органа проекты решений; принимает решение о создании рабочих групп по подготовке проектов решений и иных нормативных правовых актов; решает вопросы распределения обязанностей между председателем и заместителями председателя; представляет орган во взаимоотношениях с органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, международными организациями; руководит работой аппарата, осуществляет наем и увольнение работников аппарата; от имени органа подписывает исковые заявления в судебные органы; открывает и закрывает расчетные (текущие) счета органа и является распорядителем по этим счетам; решает иные вопросы организации деятельности органа в соответствии с уставом и регламентом.6

    Председатель  подотчетен депутатам представительного  органа и может быть отозван ими  путем тайного голосования, если за данное решение проголосовало большинство от установленного числа депутатов. Вопрос об отзыве председателя включается в повестку дня сессии (заседания) органа, если за него проголосовало более половины от числа присутствующих на сессии (заседании) депутатов. Просьба о добровольном сложении председателем своих полномочий удовлетворяется на основании его письменного заявления и оформляется затем постановлением органа. В случае непринятия органом отставки председатель вправе сложить свои полномочия, как правило, по истечении двух недель после принятия соответствующего постановления органом.

    Вышеперечисленные функции председателя представительного  органа можно разделить на две  группы: внутренние и внешние. Заместитель  председателя в отсутствие председателя представительного органа исполняет его обязанности.

    Как уже отмечалось, председатель и его  заместитель (заместители) избираются в соответствии с уставами муниципальных образований и регламентами представительных органов местного самоуправления. Этими же актами определяются основания и порядок досрочного прекращения их полномочий.

2.2. Глава муниципального образования

 

    Если  работу представительного органа возглавляет по должности глава муниципального образования, то он в части организации работы представительного органа местного самоуправления обладает полномочиями, аналогичными полномочиям председателя представительного органа, избираемого депутатами из своего состава.

    Глава муниципального образования не обладает статусом депутата. Статусом депутата наделяются лица, избираемые на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании исключительно в состав представительного органа. Наряду с депутатами законодатель выделяет категорию членов выборных органов местного самоуправления. К их числу и должен быть отнесен глава муниципального образования, возглавляющий работу представительного органа местного самоуправления.

2.3. Депутатские группы

 

    Представительный  орган на территории муниципального образования может быть представлен  депутатскими группами, объединяющими депутатов на добровольной основе для совместной работы по осуществлению своих полномочий в избирательных округах, иных территориях муниципального образования. При образовании территориальных депутатских групп определяются их задачи и направления деятельности.

    Сессии (заседания) - основная организационно-правовая форма деятельности представительного органа местного самоуправления, в которой проявляется коллективный стиль работы и реализуется принцип коллегиальности в принятии решений, форма работы представительного органа, включающая совокупность его пленарных заседаний, проводимых между ними заседаний президиума, комитетов, комиссий, депутатских групп, объединенных единой повесткой или единым календарем заседаний.7 Пленарные заседания - заседания с участием всех депутатов (членов) представительного органа, проводимые в установленном порядке для решения вопросов компетенции данного представительного органа. В уставах многих муниципальных образований вместо слова "сессия" используется понятие "заседание".

    Сессии, заседания дают возможность всесторонне  учитывать опыт и мнение всех депутатов  и представляемых ими избирателей, принимать решения, наиболее полно отвечающие интересам населения, местным условиям и традициям. Сессии, заседания представительного органа муниципального района дополнительно призваны согласовывать интересы входящих в муниципальный район городских, сельских поселений, их органов власти.

    Обязательность  проведения сессий вытекает не только из уставов, регламентов, но и из самой природы представительного органа. Граждане формируют представительные органы для того, чтобы они организовали управление на соответствующей территории. Управление можно организовать путем принятия управленческих решений. Часть этих решений вправе принимать только представительный орган и только на сессии. Обязательность проведения сессии связана с характером вопросов, которые могут быть рассмотрены только на ней. К ним отнесены все вопросы исключительной компетенции представительного органа. В том случае, если представительный орган не проводит сессионных заседаний, он может быть распущен или расформирован путем отзыва депутатов.

    Уставы  муниципальных образований в  большинстве своем предусматривают различные нормы о периодичности проведения сессий (заседаний) представительных органов (не реже одного раза в месяц, квартал, по мере необходимости и т.д.). Например, первое заседание Копейского городского Совета в Челябинской области созывается через две недели после опубликования итогов выборов, если избрано не менее двух третей от установленного состава городского Совета. Очередные заседания городского Совета депутатов проводятся не реже шести раз в год. Внеочередные заседания городского Совета созываются по инициативе не менее 1/3 от общего числа его членов, главы города, председателя городского Совета.

    К числу важнейших функций сессий (заседаний) относятся: формирование руководящих органов и большинства структурных подразделений органов местного самоуправления, принятие решений по ведущим вопросам социально-экономического развития муниципальных образований; осуществление принципа подконтрольности и подотчетности органов и должностных лиц местного самоуправления представительным органам и т.д.

    Правотворческая, организаторская  и контрольная  функции представительных органов местного самоуправления реализуются посредством сессий, заседаний. Именно на них принимаются решения и нормативные правовые акты.8

    Сегодня известны следующие виды заседаний. Очередные заседания проводятся в установленные регламентами представительного  органа сроки. Они созываются председателем представительного органа (или главой муниципального образования). Внеочередные заседания проводятся по мере необходимости, в силу возникших обстоятельств. Регламенты обычно предусматривают специальный порядок инициирования внеочередных заседаний. Они проводятся по предложению председателя представительного органа, комитета, комиссии, группы депутатов установленной численности. Кроме того, право настаивать на проведении внеочередной сессии, заседания обычно предоставляется главе муниципального образования или главе местной администрации.

    Сессия (заседания) могут быть также открытыми  и закрытыми. Открытое заседание предполагает присутствие всех заинтересованных участников, представителей общественности, средств массовой информации. Подавляющее большинство заседаний представительных органов являются открытыми. Закрытые заседания организуются в особых случаях. Например, при обсуждении вопросов депутатской этики, досрочного прекращения полномочий депутатов или должностных лиц, связанных с государственной тайной. При любых обстоятельствах определение характера заседания находится за самим представительным органом. Помимо депутатов на закрытых заседаниях вправе в любом случае присутствовать представители прокуратуры, органов юстиции.

    На  практике встречается еще один вид  заседаний - выездное заседание представительного  органа. Его цель заключается в  приближении депутатского собрания к избирателям, к месту действия, что позволяет глубже изучить проблему. Выездные заседания преследуют также и воспитательную цель. Как правило, они организуются с участием населения.

    Выбор вопросов повестки заседания представительного органа предопределяется системой взаимосвязанных плановых документов пяти видов: а) перспективные - определяющие основные направления развития муниципальных образований на период полномочий представительного органа; б) целевые программы, направленные на решение различных проблем территории (например, в г. Копейске Челябинской области действует 10 подобных программ. Среди них программы: ликвидации ветхого жилья, социальной защиты инвалидов и др.); в) планы экономического и социального развития муниципальных образований; г) местные бюджеты как основные финансовые планы; д) текущие - определяющие направление работы на квартал, полугодие и т.д. На основании этих плановых документов осуществляется организация деятельности представительного органа местного самоуправления по подготовке нормативных правовых актов, а также иных решений, связанных с управлением и развитием территории.

Информация о работе Представительные органы местного самоуправления