Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 10:26, курсовая работа
Цель работы – выявить основные правовые проблемы и пути решения в деятельности законодательных органов государственной власти субъектов РФ. Для написания настоящей курсовой работы были использованы следующие методы: эмпирический, формально-юридический и анализа.
Введение……………………………………………………………………….…..3
1. Порядок избрания и полномочия – важнейшие этапы эффективности деятельности законодательного органа исполнительной власти субъекта РФ..........................................................................................5
1.1 Особенности деятельности законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации….…5
1.2 Порядок избрания и полномочия депутата законодательного органа государственной власти субъекта……………9
2. Направления совершенствования порядка избрания и полномочий деятельности законодательного органа государственной власти субъекта РФ....................................................................13
2.1 Современные правовые проблемы законодательных органов государственной власти субъектов РФ...……………13
2.2 Перспективы развития российского законодательства………..……….17
Заключение……………………………………………………………….………22
Библиографический список……………………………………………………..25
Указанное
определяет необходимость и сущность
взаимодействия трех ветвей власти, что
выражается в согласовании различных
вопросов, а также в определенной зависимости
ветвей власти друг от друга. Как исполнительная,
так и судебная власти действуют лишь
на основе норм права, принимаемых законодателями.
Но последние вырабатывают эти нормы не
в отрыве, а в тесной связи и на базе проектов
и предложений, исходящих преимущественно
от органов исполнительной власти.
1.2 Порядок избрания и полномочия депутата законодательного органа государственной власти субъекта
Проблема конституционно-правового статуса депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации относится к числу дискуссионных в обществе и в правоведении. Конституционно-правовой статус депутата является производным от правового статуса гражданина, его права участвовать в управлении государством. Член регионального парламента имеет права как человек и гражданин. Помимо этого, региональные парламентарии обладают дополнительными полномочиями как представители народа, т.е. имеют специальный правовой статус. Основы правового положения депутатов законодательных органов субъектов Федерации закреплены в Конституции Российской Федерации, федеральных законах, региональных конституциях и уставах, законах о статусе депутатов. Они рассматриваются как гарантии парламентской деятельности, служат обеспечению депутатской работы.
Понятие
конституционного статуса депутата
значительно уже понятий
Основания возникновения и срок действия депутатского мандата, а также прекращения депутатских полномочий регулируются федеральным и региональным законодательством. Совокупность правовых норм, которые позволяют гражданину быть избранным депутатом, осуществлять представительные и законодательные функции, характеризует общие начала правового положения депутата и может быть отнесена к такому элементу конституционно-правового статуса, как политико-правовой характер депутатского мандата.
В теории конституционного права различают два основных вида депутатского мандата - императивный и свободный. Императивный мандат предусматривает отчетность перед избирателями. Свободный мандат не обязывает депутата быть подотчетным избирателям. Обе модели мандата имеют и положительные, и отрицательные моменты. Однако императивный и свободный мандат - это теоретические конструкции, которые вряд ли достижимы на практике. Законодательством и наукой до сих пор не решен вопрос о том, какой мандат является основным для регионального депутата.
К элементам конституционно-правового статуса депутата относит права и обязанности депутата, его законные интересы. Однако и в действующем региональном законодательстве о статусе депутата есть понятие "законные интересы избирателей". Депутат обязан принимать предусмотренные законодательством меры по обеспечению прав, свобод и законных интересов избирателей.
Статус депутата - это его права и обязанности, а также определенные законодательством формы и гарантии депутатской деятельности. Под формами депутатской деятельности принято понимать основные сферы реализации полномочий депутата. К их числу относят деятельность депутата на сессии парламента, депутатских слушаниях, в постоянных комитетах и комиссиях, депутатских объединениях, избирательном округе. По своей сути формы деятельности - это критерии, по которым можно классифицировать закрепленные за депутатом права и обязанности. Формы деятельности имеют вспомогательный характер по отношению к полномочиям депутата. Поэтому их не следует выделять в качестве самостоятельного элемента конституционно-правового статуса регионального парламентария[8, c.5].
Элементами правового статуса депутата называет императивность депутатского мандата, функции, права и обязанности депутата, гарантии депутатской деятельности.
Фактический статус депутата законодательного органа государственной власти субъекта Федерации имеет идентичный характер только для всех депутатов конкретного регионального парламента. В различных субъектах Федерации он регулируется неодинаково, имеет специфику, определяемую характером депутатского мандата, а также особенностями в подходе законодателей к регламентации данного круга общественных отношений, понимания содержания, процедуры реализации конкретных полномочий и гарантий депутатской деятельности.
Однако
это не исключает наличия общего
конституционно-правового статуса депутатов
законодательных (представительных) органов
государственной власти всех субъектов
Российской Федерации. Несмотря на присутствие
или отсутствие в конструкции статуса
депутатов наказов избирателей, отчетов,
отзыва депутата, специфики в правовой
регламентации срока полномочий, права
законодательной инициативы, депутатского
запроса, кворума заседаний парламента,
порядка голосования, правовое регулирование
этих и других норм правового статуса
депутатов в основном совпадает. Поэтому
представляется правомерным выделение
научно-правовой категории "конституционно-правовой
статус депутата законодательного (представительного)
органа государственной власти субъекта
Российской Федерации".
2. Направления совершенствования порядка избрания и полномочий деятельности законодательного органа исполнительной власти
субъекта РФ
2.1 Современные правовые проблемы законодательных органов государственной власти субъектов РФ
Реализация конституционной модели представляет собой целенаправленную деятельность по освоению конституционных принципов и норм, становлению и развитию конституционных правовых и государственных институтов и включает меры правового, политического, организационного, экономического, идеологического и иного характера. Основные проблемы реализации конституционной модели связаны с переходным характером современного периода развития государственности со свойственными ему противоречиями, когда существуют и действуют не только сторонники, но и достаточно серьезные противники либерально-демократических конституционных принципов новой российской государственности[9, c.19].
В
качестве наиболее существенных проблемных
вопросов реализации конституционной
модели федеративного устройства и
территориальной организации
Во-первых,
старые традиции функционирования системы
государственной власти в России
обусловливают излишнюю персонификацию
власти и слабость, неразвитость демократических
государственных органов и
Поэтому наиболее существенной проблемой является организационное, правовое, ресурсное укрепление региональных парламентов и институтов парламентского контроля, а также гарантий независимости судей, то есть создание полноценной системы сдержек и противовесов, баланса властей.
В этих целях необходимо обеспечить такой порядок формирования и деятельности региональных парламентов, при котором они смогут стать органами реального представления и согласования интересов общественно-политических сил. Это будет способствовать постепенной кристаллизации такой формы правления в субъектах Федерации, при которой высшие исполнительные органы государственной власти в регионах формировались бы и действовали при решающем влиянии законодательных органов власти с учетом их партийно-политической структуры. Принцип личного доверия должен быть заменен принципом ответственности сформированного таким образом правительства перед парламентским большинством. В существенном укреплении нуждается и механизм реализации бюджетных прав законодательных органов, что непосредственно связано с укреплением самостоятельности региональных бюджетов. Свое влияние на формирование структуры системы органов исполнительной власти региональные парламенты должны оказывать, прежде всего, через бюджеты.
Во-вторых,
до сих пор сохраняет актуальность
проблема создания адекватной конституционной
модели законодательного механизма
разграничения и
С самого начала реализации Конституции России практика пошла по пути детального регулирования федеральными законами не только прав и обязанностей граждан (что можно признать правомерным в силу отнесения к ведению Федерации полномочий по регулированию прав и созданию равных гарантий защиты и реализации, прав человека и гражданина), но и полномочий органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Таким образом, законодателем были систематизированы и более строго отграничены от полномочий федеральных органов власти полномочия органов власти субъектов Федерации по предметам совместного ведения, осуществление которых предполагалось финансировать из региональных бюджетов. Но некоторые заложенные в данный Закон принципы разграничения полномочий с конституционной точки зрения вызывают сомнение и должны быть пересмотрены.
Так, названным Федеральным законом в должной мере не учитывается, что на основании норм статей 72 и 73 Конституции РФ федеральными законами не могут ограничиваться права субъектов Российской Федерации по самостоятельному регулированию и определению полномочий своих органов государственной власти по предметам совместного ведения, если только соответствующие полномочия не отнесены к полномочиям федеральных органов государственной власти. Вряд ли можно признать конституционным предусмотренный указанным Федеральным законом механизм временного осуществления федеральными органами государственной власти отдельных полномочий органов государственной власти субъектов Федерации, а также установление ограничительного перечня объектов собственности субъектов Федерации.
Следует также отказаться от узаконенной Федеральным законом практики установления федеральными законами так называемых делегированных полномочий, которые первоначально отнесены к числу полномочий федеральных органов государственной власти по предметам совместного ведения, но передаются для их осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Подобный подход представляется надуманным и не основанным на Конституции РФ. Так, из части 2 статьи 78 Конституции РФ прямо вытекает, что взаимная передача осуществления части полномочий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется не федеральными законами, а соглашениями между этими органами. Из Конституции РФ не вытекает возможность делегирования или обмена законодательными полномочиями.
Не
учитывают взаимосвязанные
В-третьих, по мере укрепления демократических устоев организации власти из Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" необходимо исключить нормы, устанавливающие не принципы организации, а прямые предписания, касающиеся порядка формирования, компетенции и процедуры деятельности органов государственной власти субъектов Федерации. Практически все эти вопросы затрагивают предмет регулирования конституций, уставов субъектов Федерации, а частое внесение изменений в Федеральный закон, в особенности в отношении статуса и ответственности высших должностных лиц и исполнительных органов государственной власти, влечет нестабильность конституционных систем субъектов Федерации. Исключение из федерального акта указанных детальных норм позволит стабилизировать конституционный режим в субъектах Федерации[12, c.10].
В-четвертых, при реализации рассмотренных мер будет укреплена и основа для решения административных, управленческих споров сугубо правовым путем. При условии детального разграничения полномочий и ресурсов, при четком определении сферы самостоятельной ответственности перед населением федеральных и региональных властей не будет создавать угрозы единству государственной власти проявление объективно существующих политических, экономических и иных разногласий между федеральными и региональными властями, равно как и между самими региональными властями. Правовые и административные коллизии, финансовые и экономические споры могут и должны решаться правовыми методами, преимущественно путем использования согласительных процедур, а также в судебном порядке посредством конституционного и административного судопроизводства.