Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 10:26, курсовая работа
Цель работы – выявить основные правовые проблемы и пути решения в деятельности законодательных органов государственной власти субъектов РФ. Для написания настоящей курсовой работы были использованы следующие методы: эмпирический, формально-юридический и анализа.
Введение……………………………………………………………………….…..3
1. Порядок избрания и полномочия – важнейшие этапы эффективности деятельности законодательного органа исполнительной власти субъекта РФ..........................................................................................5
1.1 Особенности деятельности законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации….…5
1.2 Порядок избрания и полномочия депутата законодательного органа государственной власти субъекта……………9
2. Направления совершенствования порядка избрания и полномочий деятельности законодательного органа государственной власти субъекта РФ....................................................................13
2.1 Современные правовые проблемы законодательных органов государственной власти субъектов РФ...……………13
2.2 Перспективы развития российского законодательства………..……….17
Заключение……………………………………………………………….………22
Библиографический список……………………………………………………..25
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Порядок
избрания и полномочия – важнейшие этапы
эффективности деятельности законодательного
органа исполнительной власти субъекта
РФ............................
1.1 Особенности деятельности законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации…………………………………….…5
1.2 Порядок избрания и полномочия депутата законодательного органа государственной власти субъекта………………………………..………………9
2. Направления
совершенствования порядка избрания и
полномочий деятельности законодательного
органа государственной власти субъекта
РФ............................
2.1 Современные правовые проблемы законодательных органов государственной власти субъектов РФ…………………………...……………13
2.2 Перспективы развития российского законодательства………..……….17
Заключение……………………………………………………
Библиографический список……………………………………………………..25
Введение
Основной задачей демократического государства является создание наиболее благоприятных условий для реализации прав и свобод его граждан. При этом вопрос рационального государственного устройства сводится к созданию такой системы власти и управления, при которой эта задача решалась бы наиболее эффективно.
Государственный орган - составная и в то же время относительно обособленная, самостоятельная часть государственного аппарата, которая участвует в осуществлении функций государства и действует от его имени и по его поручению, обладает государственно-властными полномочиями, имеет соответствующую компетенцию и структуру, применяет присущие ей организационно-правовые формы деятельности.
В настоящее время система органов государственной власти и управления на уровне федерального округа находится в стадии становления, характеризуется интенсивным поиском центральной власти их места в структуре государственного аппарата и механизме территориального управления Российской Федерации. Построение и развитие системы органов государственной власти на уровне федерального округа является важнейшей частью административной реформы.
Актуальность данной темы заключается в важной роли законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации как основы осуществления функций государства.
Цель работы – выявить основные правовые проблемы и пути решения в деятельности законодательных органов государственной власти субъектов РФ.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1) изучить особенности деятельности законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
2) определить порядок избрания и полномочия депутата законодательного органа государственной власти субъекта;
3) выявить правовые проблемы деятельности законодательных органов государственной власти субъектов РФ;
4) проанализировать направления совершенствования порядка избрания и полномочий деятельности законодательного органа государственной власти субъекта РФ.
Объект исследования – деятельность законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.
Предмет исследования – порядок избрания и полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.
Для написания настоящей курсовой работы были использованы следующие методы: эмпирический, формально-юридический и анализа.
В качестве нормативной базы данного исследования были изучены: Конституция Российской Федерации, федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Теоретическую базу работы составили статьи в таких научных журналах и монографии таких авторов как К.В. Черкасов, Р.В. Вороков, Е.Ф. Лукьянчикова и др.
1. Порядок избрания и полномочия – важнейшие этапы эффективности деятельности законодательного органа исполнительной власти субъекта РФ
1.1 Особенности деятельности законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации
По доминирующему в юридической науке мнению, принцип разделения властей является одним из необходимых условий формирования правового государства и правовых законов, препятствующим возникновению какой-либо неограниченной власти, не связанной с естественным правом и конституционными принципами. При этом очень важно, чтобы три ветви власти (законодательная, исполнительная и судебная) не были бы полностью разобщены или, напротив, соединены под единым началом, в том числе и под эгидой президентской власти. Такое их состояние позволяет каждой из ветвей власти эффективно осуществлять свои полномочия для обеспечения сбалансированных интересов личности, общества и государства как основы национальной безопасности России[10, c.8].
В
федеративном государстве система
разделения властей имеет свои особенности,
тем более в такой
Правовую основу реализации данного принципа в регионах составляет, наряду с Конституцией России, Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". За время его действия в данный нормативно-правовой акт внесено более 30 изменений и дополнений, в том числе в рассматриваемой области.
Cистему органов государственной власти субъектов Российской Федерации составляют законодательный (представительный), высший исполнительный, а также иные органы государственной власти субъекта России, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта[2, ст.2].
Для законодательного органа:
а) наделение гражданина Российской Федерации полномочиями высшего должностного лица субъекта России по представлению Президента Российской Федерации;
б) право выразить недоверие высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);
в) право обратиться к высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта), а также в органы исполнительной власти региона с предложением о внесении изменений и (или) дополнений в принятые ими правовые акты.
Понятие "законодательная деятельность" отражает главную, но не единственную функцию законодательного органа. Причем процесс подготовки и принятия законов не отождествляется только с этим органом, поскольку в нем участвуют и исполнительная власть, и судебная. Законодательная власть - представительная. Именно на основе выборов народ передает власть своим представителям и уполномочивает представительные органы осуществлять государственную власть.
Конституционные
основы правового статуса
С учетом присущих конституционному
статусу субъектов одного типа свойств
общности, стабильности, однотипности,
унифицированности и
Принципиальное
значение в обосновании высокого
места законодательного органа в
системе государственной власти
имеет его особый характер. Уровень
и объем компетенции
Законодательные органы субъектов Российской Федерации олицетворяют народное представительство, являются представительными по своей конституционной природе. Такая их сущность предопределена конституционным принципом народовластия, допускающим его представительную форму. С другой стороны, выступая органами народного представительства, законодательные органы аккумулируют определенную долю народного суверенитета, что легитимирует их законодательную функцию. При этом речь идет именно о выборном представительстве как средстве обеспечения подлинного народовластия и легитимации государственного органа и его функций.
Так, статья 66 Конституции РФ, предусмотревшая право законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации определять статус субъекта Российской Федерации, фактически приравняла эти органы по своему значению к высшей форме выражения власти в субъекте Российской Федерации - референдуму.
Конституции РФ закрепила за региональным парламентом статус органа, уполномоченного участвовать в формировании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, направляя в его состав своего представителя, выступая при этом от своего имени и от имени субъекта Российской Федерации[1, ч. 2 ст. 95]. Правда, для обозначения регионального парламента как субъекта указанного права в ней используется термин "представительный орган". Ориентиром для вывода о том, что речь идет именно о представительном законодательном органе, является сам контекст употребления термина "представительный" для обозначения не любого представительного органа, а уполномоченного выступать от имени субъекта Российской Федерации в решении вопроса федерального значения. По аналогии с положениями части 2 статьи 66, части 1 статьи 104, статей 134, 136 Конституции РФ к таким органам относятся именно законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 104 Конституции РФ законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации наделены правом законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации наряду с Президентом Российской Федерации, Советом Федерации, членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, Правительством Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации. При этом право законодательной инициативы, принадлежащее региональным парламентам, является универсальным, в отличие от такого права высших судебных органов Российской Федерации оно не связано с вопросами их ведения. Реализация права законодательной инициативы в Государственной Думе региональными парламентами является формой участия субъектов Федерации в федеральном законодательном процессе. Эффективно используя его, региональные парламенты могут повысить влияние на формирование федерального законодательства и тем самым повысить как свой фактический статус, так и фактический статус субъектов Российской Федерации.
Законодательная (представительная) ветвь власти в субъектах России обеспечивает баланс в системе разделения властей, формируя необходимую для деятельности других органов государственной власти законодательную основу, а с другой - обеспечивает гибкое проведение государственной политики посредством оценки представителями народа возможных действий власти и их социально-экономических последствий.