Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 23:34, курсовая работа
Цель курсовой работы, проанализировать становление и современное функционирование всех звеньев местного самоуправления.
В соответствии с поставленной целью в рамках исследуемой проблемы поставлены следующие задач:
-рассмотреть понятие, роль и сущность местного самоуправления;
-изучить местное самоуправление как форму народовластия;
-выявить причины недостаточной и малоэффективной работы местного самоуправления.
Введение
Глава I. Понятие местного самоуправления: местное самоуправление как форма народовластия
Местное самоуправление как форма народовластия
Местное самоуправление как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения
Определение местного самоуправления в законодательстве РФ
Глава II. Анализ деятельности органов местного самоуправления г. Рязани на современном этапе
2.1 Общая характеристика городского местного самоуправления
2.2 Роль муниципальных органов г. Рязани в решении финансовых вопросов
2.3 Реализация национальных проектов
Глава III. Выводы и предложения по улучшению местного самоуправления г. Рязани на современном этапе развития
Заключение
Список используемой литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I. Понятие местного самоуправления: местное самоуправление как форма народовластия
Глава II. Анализ деятельности органов местного самоуправления г. Рязани на современном этапе
2.1 Общая характеристика городского местного самоуправления
2.2 Роль
муниципальных органов г.
2.3 Реализация национальных проектов
Глава III. Выводы и предложения по улучшению местного самоуправления г. Рязани на современном этапе развития
Заключение
Список используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня в нашей жизни происходят удивительно большие перемены, касающиеся социально – политической жизни, экономики и каждого из нас. Страна, перейдя к демократии, приобрела новые формы управления, сформировались новые структуры, изменилась и организация. В свою очередь произошли изменения и в становлении местного самоуправления.
Развитие местного самоуправления в мире – объективный процесс, характерный XX веку. Он распространялся и вглубь и вширь, затрагивая все новые территории. Процесс местного самоуправления, то сдерживался центральной властью, то активизировался вновь.
Страна уже давно признала неоспоримые достоинства местного самоуправления и отвела ему особое место в структуре власти. На органы местного самоуправления, наиболее тесно связанные с населением, была возложена ответственность за решение практически всех проблем локального характера: жилищного и коммунального хозяйства, развитие сферы услуг, экологии и т.д.
Данная тема актуальна, так как, местное самоуправление является важнейшим элементом конституционного строя демократических стран. Оно представляет собой тот специфический уровень исполнительной и представительной власти, которая, с одной стороны, участвует в осуществлении воли государства, а с другой – наиболее полно учитывает интересы населения. Рассматривая становление местного самоуправления в России можно сделать следующие выводы, что с формально- правовой точки зрения в настоящее время серьезных препятствий для реализации местной власти нет. Более того, уже сформированы все необходимые структуры и институты. Однако, на практике местное самоуправление работает малоэффективно и недостаточно востребовано государством, к тому же снижается рост доверия населения к органам управления.
Данная тема в литературе является изученной достаточно хорошо. Наиболее развернутую картину дает Кокина И.А.
Она подробно рассматривает понятие и сущность местного самоуправления, его принципы.
Цель курсовой работы, проанализировать становление и современное функционирование всех звеньев местного самоуправления.
В соответствии с поставленной целью в рамках исследуемой проблемы поставлены следующие задач:
-рассмотреть понятие, роль и сущность местного самоуправления;
-изучить
местное самоуправление как
-выявить
причины недостаточной и
Объектом исследования является деятельность органов местного самоуправления в Российской Федерации.
Предметом
исследования являются общественные отношения,
связанные с реализацией
Итогом данной контрольной работы является заключение, в котором представлены общие выводы по работе.
1. ПОНЯТИЕ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ: МЕСТНОЕ
САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК
ФОРМА НАРОДОВЛАСТИЯ
Местное самоуправление представляет собой основополагающий принцип организации и осуществления власти в обществе и государстве, который наряду с другими конституционными принципами, определяет систему демократического управления в обществе и государстве. Местное самоуправление – не только дань демократии, но и инструмент эффективного управления, экономического роста, мощный фактор стабилизации конфликтных ситуаций, особенно межнациональных. Многообразие организационных форм, использование местных ресурсов, которые могут быть на общегосударственном уровне, позволяет местному самоуправлению гибко реагировать на вызовы и угрозы, возникающие в процессе функционирования общества и государства.
Своими корнями местное самоуправление уходит еще в первобытнообщинный строй, когда объединение людей и осуществление определенной совместной деятельности было основой выживания. В процессе исторического развития совместная деятельность людей и обеспечение интересов каждого индивидуума и разных групповых интересов породила множество видов организации этой деятельности, которые « в конечном итоге приобрели вполне конкретные формы государственных институтов». Самоорганизация развивалась и усложнялась по мере усложнения характера и объема взаимоотношений между людьми. Появилась необходимость регулирования, как совместной хозяйственной деятельности, так и различных сторон жизни людей, что привело к формированию властных структур и государства как способа регулирования и организации отношений между людьми, частными и групповыми интересами. Одна из основных целей местного самоуправления – объединение людей, превращение их в общность с близкими каждому целями.
В то же время местное самоуправление в более современном понимании не ограничивается лишь совместным ведением дел в интересах некоторой группы людей, проживающих на одной территории . Ей присущи и определенные властные элементы, то есть возможность для решения своих задач регулировать определенные отношения и добиваться от окружающих, как минимум, проживающих и решающих свои вопросы совместно на той или иной территории, исполнения требований «общины», местного сообщества.
Ключевым для понимания сущности местного самоуправления являются следующие основные подходы:
-местное
самоуправление является
-местное
самоуправление представляет
-местное
самоуправление является
Местное
самоуправление – институт сложный
и многогранный. С одной стороны,
он не ограничен исключительно
В современной российской науке местное самоуправление определяется как форма народовластия (форма публичной власти), позволяющая территориальным коллективам (местным сообществам) с использованием собственных материальных и финансовых ресурсов самостоятельно и под свою ответственность непосредственно и через органы местного самоуправления, в структуру которых обязательно входят выборные органы, в пределах и в порядке, установленных законом, решать определенный круг вопросов, составляющих общие интересы членов территориального коллектива.
Конституция РФ, определяя основы конституционного строя России, называет единственным источником власти в Российской Федерации ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления, и устанавливает, что высшим и непосредственным выражением власти народа является референдум или свободные выборы. Таким образом, Конституцией Российской Федерации определены основные формы осуществления народом своей власти:
1) непосредственное;
2) через органы государственной власти, которые в соответствии с федеральным устройством России разделяются на федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
3)
через органы местного самоуправления.
Именно поэтому местное самоуправление
можно определить как форму народовластия.
Российское
законодательство признает основным объектом
местного самоуправления муниципальное
образование, называя лишь территориальные
типы муниципальных образований, но,
не давая определения этому
Сопоставляя этот факт и конституционные нормы о народе РФ как источники власти, можно сделать вывод о том, что правом на местное самоуправление обладает население, проживающее на локальной, законодательно определенной территории, объединенной общими интересами в решении определенного круга вопросов. Местное самоуправление осуществляется в Российской Федерации повсеместно и на всей территории РФ.
Статья 130 Конституции Российской Федерации закрепляет, что местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают вопросы местного значения. Конституция РФ исходит из того, осуществляется населением, как через формы прямого волеизъявления, так и через выборные и другие органы местного самоуправления .
Право
населения на осуществление местного
самоуправления обеспечивается правом
каждого гражданина Российской Федерации
на осуществление местного самоуправления.
Признавая право населения на осуществление
местного самоуправления, государство
признает самостоятельность местного
самоуправления в пределах его полномочий
и берет на себя обязанность создавать
необходимые условия для осуществления
данного права. Государство признает право
населения на самостоятельное определение
структуры органов местного самоуправления.
Изменение границ территорий, в которых
осуществляется местное самоуправление,
допускается с учетом мнения соответствующих
территорий.
Исходя из основных содержательных характеристик местного самоуправления, в законодательстве РФ даны определения этого понятия. Конституция РФ, признавая и гарантируя местное самоуправление, не дает определения понятия «местное самоуправление».
Первое
юридическое определение
К общим принципам местного самоуправления относятся:
а) Соблюдение прав и свобод человека и гражданина.
б)
Самостоятельность решения
в)
Организационная обособленность органов
местного самоуправления в системе управления
государством и взаимодействие с органами
государственной власти в осуществлении
общих задач и функций. Основные элементы
этого принципа были показаны выше
г) Соответствие материальных
и финансовых ресурсов местного самоуправления
его полномочиям. Без реализации данного
принципа невозможно обеспечить самостоятельность,
реальность и эффективность местного
самоуправления его полномочиям.
д) Ответственность органов
и должностных лиц местного самоуправления
перед населением.
Таким образом, можно сделать
ряд следующих выводов.
Вектор
развития муниципальной реформы в Российской
Федерации в настоящее время определяется
двумя базовыми документами – Федеральным
законом от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации» и Посланием предыдущего
Президента Российской Федерации В.В.
Путина Федеральному Собранию Российской
Федерации от 26 апреля 2007 года.
В указанных документах, задача дальнейшего
развития муниципалитетов была названа
в качестве одного из стратегических направлений
развития государства, что позволит добиться
экономического роста и, как результат,
повышения уровня и качества жизни населения.
2007 год
является первым отчётным годом действия
нового федерального закона от 6.10.2003 №
131-ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации».
Как отметил В.В. Путин в своем послании
Федеральному собранию Российской Федерации,
первый год реализации нового закона о
местном самоуправлении поставил актуальные
акценты в развитии местной власти.