Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 03:37, контрольная работа
Орган исполнительной власти – это самостоятельная структурная единица в системе исполнительной власти, которая реализует функции государственного управления в рамках предоставленных полномочий в определенной сфере государственного ведения. Являясь частью государственного аппарата, он обладает определенной компетенцией, имеет структуру, территориальный масштаб деятельности, образуется в установленном законом или иными нормативными правовыми актами порядке.
Введение 3
1. Структура отраслевых министерств и иных органов
исполнительной власти 4
2. Органы управления в хозяйственно-экономической сфере 7
3. Органы управления социально-культурной сферой 11
4. Органы управления административно-политической сферой 19
Заключение 25
Список литературы 27
4. Органы управления административно-политической сферой
Особенности государственного управления в сфере административно-политического строительства отличаются высокой степенью централизации системы органов исполнительной власти, осуществляющих разнообразные полномочия в области обеспечения законности, прав и свобод граждан, охраны собственности и общественного порядка, обороны и безопасности, внутренних дел, обеспечения юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, гражданской обороны. В соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами их деятельностью руководит Президент РФ, который также по представлению председателя Правительства РФ утверждает положения о них и назначает их руководителей, осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности России. Правительство РФ, являясь органом общей компетенции, ведает в данной сфере многими вопросами, закрепленными за ним Конституцией РФ и федеральным законодательством. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере административно-политической деятельности организуют выполнение законодательства и контролируют его соблюдение на подведомственной территории, осуществляют меры, связанные со спасением жизни людей, защитой их здоровья и прав, руководят подчиненными органами записи актов гражданского состояния, милиции, пожарной охраны, создают специализированные формирования по охране общественного порядка, обеспечивают выполнение законодательства о воинской обязанности, организуют прием населения, рассматривают поступающие от него жалобы, заявления и предложения и др.
Организационно-правовые основы государственного управления в области обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, юстиции, чрезвычайных ситуаций, образующих в своей совокупности административно-политическую сферу, обобщенно сводятся к следующему.
Центральными органами, осуществляющими реализацию военной политики и военной доктрины, а также специальные полномочия по руководству Вооруженными Силами РФ являются Министерство обороны РФ и Генеральный штаб Вооруженных Сил РФ Правовые основы их деятельности регламентируются федеральным законодательством и Положениями, утвержденными Указами Президента РФ. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления (которые в области обороны наделяются отдельными государственными полномочиями в соответствии с федеральным законодательством) во взаимодействии с органами военного управления в пределах своей компетенции организуют и обеспечивают воинский учет и подготовку граждан России к военной службе, их призыв на военную службу, обеспечивают выполнение мероприятий по гражданской и территориальной обороне и осуществляют иные функции.
В соответствии с Законом РФ "О безопасности" от 5 марта 1992 г. № 2446-1 безопасность понимается как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз. Она достигается проведением единой государственной политики в данной области и обеспечением единой системы мер экономического, политического, организационного и иного характера. Конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности, является Совет Безопасности РФ. Силами обеспечения безопасности в Российской Федерации являются: Вооруженные Силы; Федеральная служба безопасности; органы Министерства по делам гражданкой обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий; внутренние войска; органы обеспечения безопасного ведения работ в промышленности, энергетике, на транспорте, в сельском хозяйстве; природоохранные органы, органы охраны здоровья населения; и др.
Обеспечение внутренней государственной безопасности возложено на единую централизованную систему органов безопасности России, в которую входят: Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ); управления (отделы) ФСБ по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности); управления (отделы) ФСБ в Вооруженных Силах, войсках и иных воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках). Деятельность их осуществляется по трем основным направлениям: контрразведка, разведка, борьба с преступностью. Внешняя разведка России ведется специально созданными государством органами с использованием методов и средств, определенных Федеральным законом "О внешней разведке" от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ.
Безопасность внешних границ обеспечивает Пограничная служба РФ, определяемая Федеральным законом "О пограничной службе Российской Федерации" от 4 мая 2000 г. № 55-ФЗ как государственная военная организация, составляющая основу системы обеспечения безопасности личности, общества и государства в сфере защиты и охраны Государственной границы, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа России и их природных ресурсов.
Государственное управление в области внутренних дел, традиционное понимание которых сложилось как защита прав и свобод человека и гражданина, охрана правопорядка, обеспечение общественной безопасности, осуществляют органы Министерства внутренних дел РФ (МВД России). Систему МВД РФ, согласно положению о нем, составляют:
В соответствии с Указом Президента РФ от 31 июля 2000 г. № 1415 "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации", созданы окружные подразделения МВД РФ — комитеты федеральной криминальной милиции МВД РФ по федеральным округам.
Основы правового положения милиции — системы государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в установленных законодательством пределах, определяются Законом РФ "О милиции" от 18 апреля 1991 г. № 1026-1. Милиция входит в систему МВД РФ и подразделяется на криминальную милицию, находящуюся в подчинении МВД РФ и милицию общественной безопасности, которая подчиняется также соответствующим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В криминальную милицию входят подразделения: уголовного розыска; по борьбе с экономическими преступлениями; по борьбе с незаконным оборотом наркотиков; по борьбе с организованной преступностью, в том числе отряды (отделы) быстрого реагирования и другие. В структуру милиции общественной безопасности входят: дежурные части; участковые инспекторы милиции; подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД — ГАИ); отряды милиции особого назначения; подразделения патрульно-постовой службы; подразделения по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства и т. д..
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области иностранных дел (отношений с иностранными государствами и международными организациями), является Министерство иностранных дел РФ (МИД России), деятельность которого непосредственно связана с реализацией внешней политики России и подчинена Президенту РФ. Оно действует в соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента РФ № 271 от 14 марта 1995 г.. В систему МИД РФ входят: дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации; представительства России при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях; территориальные органы — представительства МИД на территории Российской Федерации; подведомственные предприятия, учреждения и организации, созданные для обеспечения его деятельности. Организационными формами представительств являются посольства и миссии, которые образуются и действуют на основе норм международного права и соглашений Российской Федерации в странах, установивших с нашей страной дипломатические отношения. Консульские учреждения функционируют в крупных городах, в морских, речных портах страны пребывания. К ним относятся консульские отделы диппредставительств России, генеральные консульства, консульства, вице-консульства, консульские агентства.
Систему органов управления юстицией образуют Министерство юстиции РФ (Минюст России) и его территориальные органы в субъектах Российской Федерации, иные органы и учреждения юстиции, а также организации, обеспечивающие их деятельность. Минюст России является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области юстиции, а также координирующим деятельность иных федеральных органов исполнительной власти, действующим на основании Положения о нем, которое утверждено Указом Президента РФ "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" от 2 августа 1999 г. № 954.
Особенности
управления в чрезвычайных ситуациях
природного и технологического характера
предусмотрены Федеральным законом "О
защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и технологического
характера" от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ.
В нем чрезвычайной ситуацией понимается
обстановка на определенной территории,
сложившаяся в результате аварии как опасного
природного явления, катастрофы, стихийного
или иного бедствия, которые могут повлечь
или повлекли за собой человеческие жертвы,
причинили ущерб здоровью людей или окружающей
природной среде, навлекли значительные
материальные потери и нарушение условий
жизнедеятельности людей. Для предупреждения
ликвидации чрезвычайных ситуаций сформирована
единая государственная система, объединяющая
органы исполнительной власти и местного
самоуправления, а также организации,
в полномочия которых входит решение вопросов
по защите населения и территорий от подобной
опасности. Специальным федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим
государственное управление и координацию
федеральных органов исполнительной власти
в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций является Министерство
Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий (МЧС России).
Оно образует подведомственные ему территориальные
органы соответствующего профиля4.
Заключение
Государственный
орган — это часть
Система
федеральных органов
Министерство Российской Федерации — федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в определенной сфере деятельности. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства министр (федеральный министр), обладающий решающей властью в своем министерстве и несущий персональную ответственность за его деятельность. Министерства РФ являются единоначальными органами (например, Министерство финансов, Министерство транспорта). Гарантией от произвола министра чаще всего является коллегия министерства, которая имеет совещательное значение и не может принимать обязательных решений, однако разногласия между министром и коллегией докладываются Правительству.
Перечень министерств устанавливается Президентом, и действуют они в масштабах всей страны под непосредственным руководством Председателя Правительства РФ (кроме Министерства обороны, внутренних, иностранных дел, юстиции, по чрезвычайным ситуациям, которые подчинены Президенту РФ).
Федеральные службы осуществляют контрольные и надзорные, а также некоторые специальные функции (например, федеральная служба по надзору в среде образования и науки).
Федеральные агентства призваны оказывать государственные услуги, управлять государственным имуществом в различных сферах (например, Федеральное агентство по образованию).
Федеральные службы и агентства находятся в ведении соответствующих министерств.
Именно
такая трехзвенная система
Список
литературы:
Информация о работе Отраслевые министерства, федеральные агенства и их службы