Отраслевые министерства, федеральные агенства и их службы

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 03:37, контрольная работа

Описание работы

Орган исполнительной власти – это самостоятельная структурная единица в системе исполнительной власти, которая реализует функции государственного управления в рамках предоставленных полномочий в определенной сфере государственного ведения. Являясь частью государственного аппарата, он обладает определенной компетенцией, имеет структуру, территориальный масштаб деятельности, образуется в установленном законом или иными нормативными правовыми актами порядке.

Содержание

Введение 3

1. Структура отраслевых министерств и иных органов

исполнительной власти 4

2. Органы управления в хозяйственно-экономической сфере 7

3. Органы управления социально-культурной сферой 11

4. Органы управления административно-политической сферой 19

Заключение 25

Список литературы 27

Работа содержит 1 файл

Отраслевые министерства, федеральные агенства и их службы.КОНТРОЛЬНАЯ.doc

— 119.50 Кб (Скачать)

       Объектами государственного контроля Госторгинспекции в соответствии с возложенными на нее задачами являются предприятия, учреждения, организации (независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности), граждане, производящие и реализующие товары или услуги. Госторгинспекция имеет право: осуществлять проверки торговых и промышленных предприятий; производить контрольные покупки товаров с целью определения правильности расчетов с покупателями, изымать образцы (пробы) товаров для проведения исследования их качества; составлять акты и давать обязательные к исполнению продавцом, изготовителем предписания; передавать материалы в следственные органы для привлечения к ответственности должностных лиц, допускающих неоднократные злоупотребления в торговле, выпуске и реализации недоброкачественной продукции; выносить решения о применении в установленном порядке штрафных санкций к изготовителю, продавцу за реализацию товаров (услуг), произведенных (оказываемых) с отступлением от требований стандартов, а также за нарушение дисциплины цен при реализации товаров (услуг)2. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       3. Органы управления  социально-культурной  сферой

       Конституция Российской Федерации провозглашает  ее социально ориентированным государством, призванным обеспечить достойную жизнь и свободное развитие каждого человека. Она гарантирует основные социальные права граждан: право на труд и отдых, фиксированную продолжительность рабочего дня, защиту материнства и детства и др. Государство призвано защитить права своих граждан на бесплатное образование и здравоохранение, способствовать повышению качества социальных стандартов и развитию услуг. Многообразие всех этих задач государственного управления находит отражение в социально-культурной сфере, под которой понимается система разносторонних отношений между всеми субъектами, принимающими участие в социально-духовной жизни, широкий круг общественных (национальных, межнациональных, религиозных и т.д.) отношений, при которых удовлетворяются частные интересы отдельной личности в сочетании с публичными интересами, решаются их проблемы в области образования, науки, культуры и искусства, здравоохранения, социальной защищенности, проведения досуга, творческой и иной подобной деятельности.

       Государство не может не сохранять важную регулирующую роль в социальной сфере. Значение государственного управления в социально-культурной сфере состоит в регулировании с помощью правовых, экономических и административных рычагов социально значимых процессов, оказывающих влияние на жизненные ситуации людей в разных ее областях. Государственное управление в этой сфере общественной жизнедеятельности должно быть направлено на утверждение такого образа жизни, который способствует полноценному развитию личности, на поддержание на должном уровне общественно полезной активности и мотивации населения, на создание равных условий для удовлетворения интересов и потребностей разных групп населения и конкретно каждого человека, на формирование морально-психологически устойчивой, социально дееспособной и ответственной личности как основы здорового и благополучного общества. К основным функциям государственного управления социально-культурной сферой относятся создание благоприятных условий для воспроизводства населения страны, сохранения здоровья и работоспособности населения, организация профессиональной подготовки кадров для народного хозяйства, укрепление семьи и забота о подрастающем поколении, сохранение и приумножение культурного достояния, организация отдыха и досуга населения, создание благоприятных условий для занятий наукой, туризмом, спортом и т. д.

       Система образования в России представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

       В соответствии со ст. 37 Закона "Об образовании" в Российской Федерации создаются и действуют следующие государственные органы управления образованием:

  • федеральные (центральные) государственные органы 
    управления образованием;
  • федеральные ведомственные органы управления образованием;
  • государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации.

       Федеральным органом исполнительной власти специальной компетенции является Министерство образования РФ (Минобразования России), проводящее государственную политику, осуществляющее управление и координирующее в установленном порядке деятельность других федеральных органов исполнительной власти в области образования, молодежной политики, научной и научно-технической деятельности учреждений среднего и высшего профессионального образования, научных и иных организаций системы образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации.

       Минобразования  России в пределах своей компетенции  инспектирует любые образовательные  учреждения и любой орган управления образованием в порядке надзора, а также предоставляет это право другим государственным органам управления образованием. Государственный контроль за качеством образования в аккредитованных образовательных учреждениях осуществляется Государственной аттестационной службой, которая может направить образовательному учреждению, имеющему государственную аккредитацию, рекламацию на качество образования и (или) несоответствие образования требованиям соответствующего государственного образовательного стандарта. Повторная в течение двух лет рекламация автоматически влечет за собой лишение образовательного учреждения его государственной аккредитации.

       Федеральные ведомственные органы управления образованием представлены подразделениями государственных органов. В субъектах Российской Федерации управление образованием осуществляют соответствующие министерства, комитеты, департаменты, главные управления, отделы образования и т. д. (например, в Ростовской области — Министерство общего и профессионального образования Ростовской области). Назначение руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации осуществляется по согласованию с Минобразования России. Местные органы самоуправления вправе создавать муниципальные органы управления образованием.

       Органы  государственной власти Российской Федерации гарантируют субъектам научной и (или) научно-технической деятельности свободу творчества, защиту от недобросовестной конкуренции, свободу доступа к научной и научно-технической информации, подготовку, повышение квалификации и переподготовку научных работников и специалистов государственных научных организаций, финансирование проектов, выполняемых по государственным заказам.

       Министерство  промышленности, науки и технологий РФ (Минпромнауки России) является федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим разработку и реализацию государственной промышленной, научно-технической и инновационной политики, определение путей и методов ее эффективного регулирования.

       Минпромнауки  России осуществляет лицензирование видов  деятельности в отраслях промышленности и науки, находящихся в сфере его ведения, формирует предложения по проведению научно-исследовательскими организациями научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, обеспечивает в установленном порядке их финансирование и осуществляет контроль за использованием выделенных на эти цели ассигнований; обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки, разрабатывает и реализует программы фундаментальных и поисковых исследований межведомственно го характера, координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, а также Российской академии наук и отраслевых академий, имеющих государственный статус.

       Российское  агентство по патентам и товарным знакам (Роспатент) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции в области охраны объектов промышленной собственности, правовой охраны программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем, а также в области авторского права и смежных прав по вопросам совершенствования законодательства, международного сотрудничества и взаимодействия с общественными организациями, имеющим межведомственный характер, за исключением вопросов пресечения нарушений указанных прав. Роспатент выполняет функции государственного патентного ведомства, установленные Патентным законом РФ от 23 сентября 1992 г. и Законом РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" от 23 сентября 1992 г. и функции агентства по правовой охране программ для ЭВМ.

       Основы  законодательства о культуре устанавливают  разделение компетенции государственного управления в области культуры между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

       Министерство  культуры РФ (Минкультуры России) — федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику в области культуры, искусства, охраны и использования историко-культурного наследия. Оно является специально уполномоченным государственным органом охраны памятников истории и культуры, а также органом государственного контроля за соблюдением установленного порядка вывоза из России и ввоза на ее территорию культурных ценностей, реализации предметов антиквариата, правил внешнеэкономической деятельности в отношении культурных ценностей.

       Минкультуры России разрабатывает и реализует  федеральные целевые программы развития культуры и искусства; осуществляет государственный учет и охрану недвижимых памятников истории и культуры; осуществляет лицензирование деятельности музеев, хранение, учет и экспертизу культурных ценностей; принимает в установленном порядке решение о выдаче или отказе в выдаче юридическим лицам лицензий на осуществление деятельности, связанной с реализацией предметов антиквариата на территории Российской Федерации, осуществляет выдачу лицензий.

       Министерство  Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций (Минпечати РФ) является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим разработку и реализацию государственной политики в области средств массовой информации и массовых коммуникаций, телерадиовещания, информационного обмена, вещания дополнительной информации, развития компьютерных сетей общего пользования, печати, издательской, полиграфической деятельности, распространения периодических изданий, книжной и иной печатной продукции, регулирования производства и распространения аудио- и видеопродукции, включая регистрацию и лицензирование в этих областях деятельности.

       В соответствии с возложенными на него задачами Минпечати РФ осуществляет: разработку и ведение единых общероссийских реестров средств массовой информации и массовых коммуникаций; регистрацию средств массовой информации и массовых коммуникаций, информационных агентств, рекламных агентств; лицензирование телерадиовещания, вещания дополнительной информации, издательской и полиграфической деятельности, деятельности по изготовлению и уничтожению всех видов печатей и штампов органов государственной власти и органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности и физических лиц, деятельности по изготовлению и нумерации официальных бланков, а также иных видов деятельности, определенных законодательством России и относящихся к его компетенции; контроль за соблюдением условий регистрации и лицензий, налагает взыскания, предусмотренные российским законодательством, выносит предупреждения; приостанавливает и аннулирует регистрации и лицензии.

       Федеральным органом управления в области  здравоохранения является Министерство здравоохранения РФ (Минздрав России)2, которое является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области охраны здоровья, а также в случаях, предусмотренных нормативными актами Российской Федерации, координирующим деятельность в этой области других федеральных органов исполнительной власти.

       В систему Минздрава России входят его территориальные органы, государственные лечебно-профилактические научно-исследовательские, образовательные учреждения фармацевтические, аптечные предприятия и другие организации, санаторно-курортные и реабилитационные учреждения, санитарно-профилактические учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, районах и городах, иные предприятия, учреждения и организации, подведомственные Минздраву России. В его составе действует Федеральное управление медико-биологических и экстремальных проблем, которое обеспечивает медико-санитарное обслуживание работников отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и санитарно-эпидемиологический надзор в этих объектах.

       В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического  благополучия в Российской Федерации действует Государственная санитарно-эпидемиологическая служба РФ, которая является единой федеральной централизованной системой органов и учреждений, осуществляющей санитарно-эпидемиологический надзор1. Основными ее задачами являются профилактика инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний населения Российской Федерации, предупреждение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, гигиеническое воспитание и образование населения.

       Министерство  труда и социального развития РФ (Минтруд России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области труда, занятости и социальной защиты населения, а также координирующим деятельность по этим направлениям иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

       Минтруд России возглавляет и организует деятельность федеральной государственной  службы занятости населения, службы по урегулированию коллективных трудовых споров и государственных инспекций  труда (государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации, межрегиональных государственных инспекций труда), создает их территориальные органы. Совместно с органами социального обеспечения субъектов Российской Федерации и Пенсионным фондом РФ оно разрабатывает также государственную политику в области пенсионного обеспечения и контролирует назначение, перерасчет и выплаты государственных пенсий3. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Отраслевые министерства, федеральные агенства и их службы