Отраслевые министерства, федеральные агенства и их службы

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 03:37, контрольная работа

Описание работы

Орган исполнительной власти – это самостоятельная структурная единица в системе исполнительной власти, которая реализует функции государственного управления в рамках предоставленных полномочий в определенной сфере государственного ведения. Являясь частью государственного аппарата, он обладает определенной компетенцией, имеет структуру, территориальный масштаб деятельности, образуется в установленном законом или иными нормативными правовыми актами порядке.

Содержание

Введение 3

1. Структура отраслевых министерств и иных органов

исполнительной власти 4

2. Органы управления в хозяйственно-экономической сфере 7

3. Органы управления социально-культурной сферой 11

4. Органы управления административно-политической сферой 19

Заключение 25

Список литературы 27

Работа содержит 1 файл

Отраслевые министерства, федеральные агенства и их службы.КОНТРОЛЬНАЯ.doc

— 119.50 Кб (Скачать)

       Содержание: 
 

Введение            3

1. Структура  отраслевых министерств и иных  органов 

исполнительной  власти          4

2. Органы  управления в хозяйственно-экономической  сфере    7

3. Органы  управления социально-культурной  сферой    11

4. Органы  управления административно-политической сферой   19

Заключение           25

Список  литературы          27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение

       Орган исполнительной власти – это самостоятельная  структурная единица в системе исполнительной власти, которая реализует функции государственного управления в рамках предоставленных полномочий в определенной сфере государственного ведения. Являясь частью государственного аппарата, он обладает определенной компетенцией, имеет структуру, территориальный масштаб деятельности, образуется в установленном законом или иными нормативными правовыми актами порядке. Орган исполнительной власти наделен правом выступать по поручению государства, и призван осуществлять в порядки исполнительной и распорядительной деятельности повседневное руководство хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством.

       Орган исполнительной власти – это самостоятельная  структурная единица в системе исполнительной власти, которая реализует функции государственного управления в рамках предоставленных полномочий в определенной сфере государственного ведения. Являясь частью государственного аппарата, он обладает определенной компетенцией, имеет структуру, территориальный масштаб деятельности, образуется в установленном законом или иными нормативными правовыми актами порядке. Орган исполнительной власти наделен правом выступать по поручению государства, и призван осуществлять в порядки исполнительной и распорядительной деятельности повседневное руководство хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством.

       Перечень  министерств устанавливается Президентом, и действуют они в масштабах всей страны под непосредственным руководством Председателя Правительства РФ (кроме Министерства обороны, внутренних, иностранных дел, юстиции, по чрезвычайным ситуациям, которые подчинены Президенту РФ). 
 

       1. Структура отраслевых  министерств и  иных органов исполнительной  власти

       В систему федеральных органов  исполнительной власти входят кроме  Правительства РФ отраслевые и межотраслевые  федеральные органы исполнительной власти. Их структурный состав достаточно разнообразен и в разное время включал министерства, государственные комитеты, комитеты, федеральные службы, агентства, надзоры, межведомственные комиссии и другие органы государственного управления, осуществляющие полномочия исполнительной власти. В настоящее время систему федеральных органов исполнительной власти составляют: министерства РФ, государственные комитеты РФ, федеральные комиссии РФ, федеральные службы России, Российские агентства, федеральные надзоры России.

       Министерство  Российской Федерации – как и  другие федеральные органы исполнительной власти – это самостоятельный орган системы. Он имеет центральный аппарат, реализующий функции данного органа в пределах определенной компетенции по предметной области государственного управления, которая входит в его ведение.

       Министерство  Российской Федерации - это «федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента РФ, деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.» Хотя традиционно министерство является органом отраслевого управления, по сути многие министерства являются межотраслевыми и распространяют свои полномочия на все другие органы, объекты управления по определенной сфере функционального характера.

       Правительство назначает и освобождает от должности  заместителей федеральных министров, кроме того, оно вправе отменять и приостанавливать действие актов министерств.

       Государственные комитеты Российской Федерации теоретически предназначены для выполнения межведомственных или надведомственных полномочий. Их решения, принимаемые коллегиально, распространяются либо на всю систему исполнительной власти, либо на сферу, непосредственно связанную с профилем государственного комитета.

       Согласно  определению к этому виду органов  относятся федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Госкомитет возглавляет председатель государственного комитета Российской Федерации.

       Федеральные комиссии – это коллегиальные органы, учреждаемые Президентом РФ. Особенностью функциональной направленности этих органов является то, что не существует определенного критерия для их образования. Предусмотрены три комиссии: Федеральная энергетическая комиссия РФ; по рынку ценных бумаг; по недвижимому имуществу и оценке недвижимости.

       В систему федеральных органов  исполнительной власти входят и такие  органы, как федеральные службы, надзоры и агентства.  Это органы исполнительной власти, которые осуществляют специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах ведения.

       К федеральным органам исполнительной власти относятся также межведомственные, правительственные комиссии и советы.

       Это наиболее подвижная и изменяемая часть структуры исполнительной власти. Комиссии создаются и ликвидируются, их статус часто меняется или обновляется. Эти органы призваны восполнять недостаток координационных функций  основных структур исполнительной власти. В основном они имеют координационное назначение, некоторые выполняют аналитические и консультативные функции. Существуют и комиссии Правительства РФ наделенные полномочиями госоргана и принимающие обязательные для других органов решения.

       Здесь важно отметить, что такое множество комиссий свидетельствует о том, что происходит девальвация полномочий министерств и государственных комитетов. По сути, образование комиссии говорит об изъятии функций от ведомства и переложении их на временно действующий орган. Кроме того, сколь бы представительной ни была комиссия, ее решения не могут быть приравнены к акту органа исполнительной власти Российской Федерации, хотя есть случаи, когда комиссия квалифицируется именно как «орган правительства».

       Говоря  о структуре федеральных органов  исполнительной власти нельзя не упомянуть о том, что  для осуществления своих полномочий Правительство может создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Оно устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов исполнительной власти, размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

       В соответствии с постановлением Правительства  от 27 мая 1993 г. «О порядке создания и  деятельности территориальных органов министерств и ведомств Российской Федерации» территориальные органы являются составной частью системы исполнительной власти и действуют под руководством соответствующих федеральных органов исполнительной власти1. 
 
 
 
 
 
 

       2. Органы управления в хозяйственно-экономической сфере

       Государственное управление административно-правовыми средствами в хозяйственно-экономической сфере имеет целенаправленное воздействие на естественные и общественные процессы для обеспечения желательных изменений в состоянии экономики и социальной сферы. Отсюда следует, что предпочтительным является такое государственное регулирование экономики, при котором государство, не вмешиваясь в оперативную деятельность предприятия, тем более в сферу внутрикорпоративных отношений, устанавливает необходимые правовые рамки, наряду с экономическими и социальными нормативами, вводя их в практику законодательным путем. Организация государственного управления социально-экономическими процессами имеет своей целью выработку оптимальной стратегии и тактики (концепций, прогнозов, программ) развития экономики (в целом, по секторам и регионам) с подготовкой необходимых институциональных решений и действий. Эффективность осуществления государством его роли в экономике страны зависит от ее отраслевой и региональной структуризации, от квалификации государственных служащих и многих других факторов, как внутренних, так и внешних. Специфика современного государственного управления в хозяйственно-экономической сфере отдельной страны не может быть замкнута в национальных рамках. Она определяется общемировыми тенденциями, влиянию которых подвержено любое государство: глобализация, открытость и постоянное расширение информационного пространства общественных коммуникаций, технический прогресс, развивающийся рынок (самоорганизация и координация) — все это наряду с глобальными проблемами и вызовами современности детерминирует цели, функции, формы, методы и средства государственного управления (сочетание публично-правового и частноправового, с учетом имплементации норм международного права в национальном законодательстве и т. д.).

       Хозяйственно-экономическая  сфера, выступающая объектом государственного управления, представляет собой совокупность отраслей народно-хозяйственных комплексов (промышленный, топливно-энергетический, аграрный, транспортный, связи и т. д.), подотраслей (например, в промышленности — машиностроительный комплекс, металлургический, нефтехимический), в которых осуществляется производство промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, перевозка грузов, оказание информационных, транспортных и иных услуг и т. д. Система государственного управления народнохозяйственными комплексами должна соответствовать принципам рыночной организации таким образом, чтобы она могла в полной мере задействовать не только механизм рыночной конкуренции, но и оказывать эффективное государственное регулирование. Такое регулирование осуществляется косвенно, через экономические рычаги, а также посредством координационно-организационного влияния со стороны государственных органов. Прямые государственные решения, принятые в административно-правовых формах, приобретают возможность целенаправленного воздействия на социально-экономические процессы.

       Задачи  и функции, порожденные изменениями  социально-экономической ситуации, предопределяют изменения в структуре, функциях и полномочиях органов государственной власти, главным образом исполнительной, осуществляющих государственное управление в сфере хозяйственно-экономической деятельности: промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в связи и других областях. В структуре органов исполнительной власти общее управление народно-хозяйственными комплексами осуществляется Правительством РФ, имеющим в своем составе экономические и отраслевые министерства. Так, социально-экономическую политику проводит Министерство экономического развития и торговли РФ, которое определяет пути и методы развития российской экономики. Полномочия по осуществлению государственного управления в ключевых направлениях этого развития закреплено за отдельными функциональными ведомствами. Например, управление конкретными отраслями народно-хозяйственных комплексов выполняют: Министерство путей сообщения РФ, Министерство по атомной энергии РФ, Министерство транспорта РФ, Министерство сельского хозяйства РФ, Государственный комитет по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, Министерство связи и информатизации и ряд других.

       В задачи и функции Минэкономразвития  России, осуществляющего руководство общими вопросами государственной социально-экономической политики, в том числе торговой политики, в рассматриваемой области входят: разработка и реализация государственной политики в области внутренней торговли, потребительского рынка и сферы услуг; координация внешнеторговой деятельности субъектов Российской Федерации по вопросам совместного ведения с ними Российской Федерации; обеспечение благоприятных условий для доступа российских товаров и услуг на внешний рынок, для увеличения объемов экспорта российских товаров; разработка и реализация мер по обеспечению интеграции экономики России в мировую экономику; разработка предложений о формировании государственной политики в отношении свободных экономических зон. Оно разрабатывает предложения о совершенствовании ценового регулирования в отраслях, где применяется государственное регулирование цен (тарифов), прогнозирует динамику цен и индексы-дефляторы и участвует в осуществлении контроля за применением государственно регулируемых цен (тарифов).

       При Министерстве действует Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, основными задачами которой являются: государственный контроль за соблюдением норм и правил торговли и общественного питания, порядком применения цен по отдельным группам товаров, качеством и безопасностью товаров народного потребления; деятельность по искоренению злоупотреблений в торговле, общественном питании, по недопущению поступлений на потребительский рынок недоброкачественных товаров.

Информация о работе Отраслевые министерства, федеральные агенства и их службы