Особенности управления государственной и муниципальной собственностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 10:51, курсовая работа

Описание работы

В связи с этим целью работы является изучение деятельности органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью: их компетенция, практика управления и эффективность деятельности.

Содержание

Введение 2
Понятие государственной и муниципальной собственности 2
Законодательные аспекты управления государственной и муниципальной собственностью 9
Технологии управления муниципальной собственностью 22
Технологии управления государственной собственностью 24
Проблемы управления муниципальной собственностью 31
Проблемы управления государственной собственностью 47
Пути повышения эффективности управления муниципальной собственностью 52
Рекомендации по повышению эффективности управления государственной собственностью. Меры по повышению эффективности управления пакетами акций, находящихся в федеральной собственности 56
Заключение 63
Список использованных нормативных актов и литературы 69

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ!!!!.doc

— 316.00 Кб (Скачать)

В данном случае, в качестве использования зарубежного опыта, необходимо говорить о реформировании отношений государственной и местной властей, а именно о необходимости пересмотра распределения вопросов ведения (соответственно, и объектов собственности) муниципальных образований и государственной власти с учётом мнения каждого муниципального образования: от чего, собственно, местные власти готовы отказаться, дабы эффективнее использовать оставшуюся муниципальную собственность.

Таким образом, существующие сегодня основные проблемы, стоящие перед органами местного самоуправления и муниципального управления, могли быть частично решены: ликвидировать существующие сегодня трудности в управлении муниципальной собственности полностью не представляется возможным, поскольку это требует слишком кардинальных действий.

8. Рекомендации по повышению эффективности управления государственной собственностью. Меры по повышению эффективности управления пакетами акций, находящихся в федеральной собственности.

 

Проблема управления государственной собственностью является одной из самых насущных в условиях переходной экономики. Эта проблема особенно актуальна в сложившейся ситуации, когда налицо кризис бюджета и дефицит финансовых ресурсов. В этой связи повышение эффективности управления объектами государственной собственности может стать одним из способов снижения дефицита бюджета и повышения платежеспособности страны.

Результаты проведенных  исследований позволяют заключить  следующее:

1. С юридической точки  зрения собственность - это отношение между человеком и группой или сообществом субъектов с одной стороны, и любой субстанцией материального мира (объектом), с другой стороны, заключающееся в постоянном или временном, частичном или полном отчуждении, отсоединении, присвоении объекта собственности.

Субъект собственности - активная сторона отношений собственности, имеющая возможность и право  обладания объектом собственности.

Объект собственности - пассивная сторона отношений  собственности в виде предметов  природы, имущества, вещества, информации, духовных и интеллектуальных ценностей.

2. Особенность отношений  между субъектами и объектами  собственности на федеральном  уровне объясняются следующими  обстоятельствами:

  • результаты процесса управления федеральной собственностью влияют на судьбы многих людей, определяя уровень их жизни, социальную защищенность, состояние здоровья, интеллектуальное развитие, безопасность и многие другие общепризнанные человеческие ценности;
  • федеральная собственность охватывает огромное число объектов, расположенных на всей территории страны и за ее пределами;
  • объекты федеральной собственности отличаются большим организационным и правовым многообразием, охватывают широкий спектр отраслей национального хозяйства и предназначены для использования в самых разнообразных направлениях;
  • реализация права государства на объекты собственности достигается через функционирование системы управления государственной собственностью, представляющей собой трехуровневую иерархическую структуру.

Объектами управления в  рамках госсобственности являются государственные унитарные предприятия, объекты недвижимого имущества, пакеты акций предприятий, принадлежащие государству.

3. Объекты собственности  как товар могут формировать  рынок собственности с присущей  ему иерархической системой управления ее функциями, связями и другими признаками.

Объекты рынка собственности  могут представлять все формы  собственности (частную, государственную, муниципальную и иную), а субъектами могут быть граждане, юридические  лица, Россия, Субъекты Федерации, муниципальные образования, общественные и религиозные организации, фонды.

4. Несмотря на различие  исходных условий и подходов  к управлению федеральной собственностью  в России и развитых странах,  некоторые аспекты зарубежного  опыта в этой сфере деятельности  могут быть использованы в отечественной практике, в частности:

  • дифференцированный подход к приватизации крупных государственных объектов с целью создания экономической структуры с разумным балансом малых, средних и крупных предприятий, с достаточной степенью конкуренции между предприятиями в различных отраслях и с достаточным участием иностранных инвесторов;
  • разнообразие способов передачи государственной собственности в частные руки;
  • предоставление краткосрочных кредитов с гарантией государства предприятиям, деятельность которых находится под квалифицированным контролем, для финансирования заработной платы и обязательств перед поставщиками и др.

5. Формирование реальных  схем управления федеральной  собственностью следует осуществлять  исходя из принципов эффективного  менеджмента, используя базовые положения гражданского и хозяйственного законодательства. Практическая реализация этих задач осуществляется в рамках единого замкнутого процесса управления, включающего идентификацию, учет, оценку эффективности использования, планирование мероприятий по повышению эффективности, оценку возможностей федеральной поддержки планируемых мероприятий и реализацию мероприятий.

В связи с тем, что  федеральная собственность отличается абсолютным масштабом обобществления, затрудняющим реализацию оперативных управляющих воздействий собственника на объекты собственности, при управлении ею используется передача отдельных объектов конкретным физическим и юридическим лицам, что позволяет локализовать управляющее воздействие на них.

6. Стратегическими целями управления государственной собственностью являются:

  • рост национального богатства;
  • повышение благосостояния населения;
  • увеличение занятости;
  • снижение темпов инфляции;
  • оптимизация платежного баланса.

Тактика достижения этих целей заключается в использовании следующих механизмов:

  • регулирование соотношения спроса и предложения;
  • сглаживание производства и занятости;
  • регулирование уровня ставки рефинансирования;
  • регулирование денежного обращения;
  • снижение дефицита федерального бюджета.

Оценка эффективности управления государственной собственностью осуществляется на основе таких критериев, как прибыль государства, затратный показатель, ресурсный показатель, рыночная эффективность портфеля собственности и др.

7. выбор метода управления  государственной собственностью зависит от вида объекта. По степени значимости и функциональному назначению объекты государственной собственности можно разделить на 3 группы:

  • объекты предназначенные для выполнения общегосударственных задач;
  • объекты, обеспечивающие поддержание и развитие экономического потенциала страны;
  • объекты, через которые государство берет на себя функции проведения централизованной социально-экономической политики и социальной защиты населения.

8. Сущность управления  государственным унитарным предприятием состоит в реализации цикла управления для достижения максимальной эффективности его функционирования. Наиболее приемлемым для государственного унитарного предприятия является расширенный цикл управления, содержащий семь этапов: анализ возможностей, планирование, организация, мотивация, диспетчирование, контроль и регулирование.

9. Пакеты акций, находящиеся  в собственности государства,  как и любое федеральное имущество,  являются инструментом пополнения  доходной части бюджета. Для  оценки эффективности использования федеральных пакетов акций используются следующие показатели: доходность к погашению, дивидендная ставка, ликвидность, динамика курсовой стоимости.

В целях повышения  эффективности использования государственных  акций может быть использован  адаптированный цикл управления пакетами акций, включающий:

  • инвентаризацию и учет пакетов;
  • оценку эффективности и ликвидности;
  • планирование повышения ликвидности и вариантов использования пакета;
  • организацию мероприятий и мотивация федеральных служащих;
  • контроль приватизируемых предприятий и трастовых управляющих.

Цикл управления недвижимостью  имеет специфику, определяемую в  основном спецификой использования  федеральной недвижимости и должен включать:

  • инвентаризацию и учет недвижимости;
  • оценку стоимости и правового положения недвижимости;
  • оценку эффективности использования недвижимости;
  • планирование вариантов использования недвижимости;
  • реализацию запланированных мероприятий;
  • контроль использования федерального недвижимого имущества.

Таким образом, на основе классификации объектов государственной собственности и классификации методов управления с использованием цикла управления можно существенно повысить эффективность управления государственной собственностью.

Меры  по повышению эффективности управления пакетами акций, находящихся в федеральной собственности

Причины низкой эффективности  управления федеральными пакетами акций  акционерных обществ и долями в уставных капиталах предприятий  носят как объективный, так и  субъективный характер:

  • слабый контроль за деятельностью представителей государства в акционерных обществах со стороны органа исполнительной власти, от которого назначен тот или иной представитель государства;
  • отсутствие материальной заинтересованности федеральных служащих в этой работе, поскольку по сути она является дополнительной служебной нагрузкой (без каких-либо вознаграждений) при исполнении ими, в полном объеме, своих функций по основному месту работы;
  • представители государства не несут персональной ответственности за свою деятельность.

Одним из путей решения данной проблемы может быть сокращение количества закрепленных пакетов акций. На наш взгляд, можно выделить три группы акционерных обществ, решения по которым должны носить стратегический характер и приниматься на самом высоком уровне:

  • работающие в сферах естественных монополий как общероссийского, так и регионального значения;
  • занимающие доминирующее положение на соответствующем товарном рынке и требующие реструктуризации в целях создания конкурентной среды;
  • пакеты акций которых используются для создания интегрированных образований при проведении структурной перестройки в оборонной отрасли, на транспорте и в иных отраслях экономики.

Управление закрепленными  пакетами акций должно строиться  в соответствии со степенью важности акционерного общества для экономики страны. На наш взгляд, дивидендная политика каждого акционерного общества должна быть индивидуальной. То есть решения о выплате дивидендов и их размерах должны тщательно анализироваться представителями государства в акционерных обществах. Эта работа должна вести к повышению платежей по дивидендам, но и не наносить ущерб развитию этих компаний.

Важным аспектом повышения  эффективности использования находящихся  в федеральной собственности  пакетов акций является повышение  их курсовой стоимости.

 

Заключение

Целью написания  данной курсовой работы ставилось изучение деятельности органов местного самоуправления по управлению государственной и муниципальной собственностью.

При поэтапном  изучении вопроса управления муниципальной  собственностью были сделаны следующие выводы. Очевидно, что отношения собственности влияют на взаимоотношения различных субъектов гражданского общества. Одной из важнейших функций собственности, тем более муниципальной, является социальная. Некоторые авторы в этой связи говорят об «общесоциальном характере» собственности. Также в ходе проведённого анализа экономической составляющей понятия муниципальной собственности в сравнении с другими видами собственности (по объекту) была выявлена схожесть муниципальной собственности с государственной. А именно по двум параметрам: природа собственника (население) и социальная направленность объектов собственности.

При изучении вопроса управления муниципальной  собственностью мной проанализировано федеральное законодательство, нормативные  правовые акты. Конституция наделяет муниципальные образования правом самостоятельно управлять своей собственностью для обеспечения самостоятельности самоуправления в целом. Гражданский Кодекс Российской Федерации определяет использование муниципальной собственности через передачу его муниципальным унитарным предприятиям и учреждениям. При этом важной особенностью является законодательно зафиксированная защищённость собственника от потери своего имущества в следствие неуспешной деятельности руководства предприятия (учреждения) по управлению этой собственностью. Регулирование отношений муниципальной собственности осуществляется также в соответствии с Федеральными законами («Об общих принципах МСУ», «О финансовых основах МСУ», «О приватизации государственной и муниципальной собственности»). Они устанавливают общие принципы организации управления муниципальной собственностью, а также принципы и способы использования муниципальной собственности. Например, в качестве обеспечения муниципальных облигаций. Важным здесь является положение об использовании муниципальной собственности для получения определённых финансовых средств.

Информация о работе Особенности управления государственной и муниципальной собственностью