Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 10:51, курсовая работа
В связи с этим целью работы является изучение деятельности органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью: их компетенция, практика управления и эффективность деятельности.
Введение 2
Понятие государственной и муниципальной собственности 2
Законодательные аспекты управления государственной и муниципальной собственностью 9
Технологии управления муниципальной собственностью 22
Технологии управления государственной собственностью 24
Проблемы управления муниципальной собственностью 31
Проблемы управления государственной собственностью 47
Пути повышения эффективности управления муниципальной собственностью 52
Рекомендации по повышению эффективности управления государственной собственностью. Меры по повышению эффективности управления пакетами акций, находящихся в федеральной собственности 56
Заключение 63
Список использованных нормативных актов и литературы 69
В связи с последним пунктом отметим, что, не смотря на поставленные задачи, резкого снижения числа предприятий и учреждений, которое могло бы дать ощутимый результат, не произошло. Сопоставляя приведённые в работе данные относительно числа муниципальных предприятий и учреждений за 2001 и 2003 годы, увидим, что сокращение произошло на 13 и 4 соответственно. Это равноценно может свидетельствовать как о неэффективности работы мэрии по сокращению их числа, так и о том, что органы МСУ и муниципального управления – при имеющемся количестве предприятий и учреждений – стали эффективнее ими управлять и необходимость в резком сокращении их числа отпала. Скорее, второй вариант имеет место быть, поскольку неналоговые поступления в бюджет в 2003 году увеличились более чем в 2 раза по сравнению с 2001 годом.
Что касается муниципальных учреждений, то регламентированная правовыми актами система контроля за осуществлением учреждениями хозяйственных операций отсутствует. При этом анализ данных, полученных в результате проведённых проверок, показал, что большое количество учреждений, «которые должны создаваться для осуществления функций некоммерческого характера», использует закреплённое за ними имущество в коммерческих целях. При этом доходы от использования имущества не перечисляются и не учитываются в бюджете.
Таким образом, проблемы (в том числе перечисленные в предыдущих параграфах) обусловлены, прежде всего, несовершенством законодательства. И это логично, поскольку законодательство Российской Федерации – по сути – призвано создать условия для нормального функционирования всех участников правовых отношений, в том числе в экономической и социальной сферах. А именно здесь и реализуется система управления муниципальной собственностью в отдельно взятом муниципальном образовании. Особенно важной является социальная направленность (общесоциальный характер) муниципальной собственности. Но не только в федеральном законодательстве заключаются проблемы управления муниципальной собственностью, а также очевидна проблема громоздкости и ветхости большого числа объектов муниципальной собственности. В итоге, проблемы использования и управления муниципальной собственностью проявляются в социальной сфере и отражаются на местном сообществе, населении муниципального образования (которое и является собственником).
6. Проблемы управления
Существующая система управления недвижимостью в Российской Федерации нуждается в совершенствовании потому, что:
- не сформирован
полный реестр государственной
недвижимости, что не позволяет
провести четкое разграничение
собственности и не дает
- отсутствует
система рыночной оценки
- полномочия
государства как собственника
недвижимости осуществляются
- права государства
на принадлежащие ему объекты н
- слабо используется
многовариантный и
- большое количество
объектов незавершенного
- распоряжение
федеральными землями
- пользователю
федеральной недвижимости
- развитие земельного
законодательства отстает от
развития иных отраслей
Таким образом, несмотря на устойчивую тенденцию повышения доходов, получаемых от использования недвижимости, эти доходы значительно отстают от сложившихся рыночных показателей, что является основанием для изменения подходов к управлению недвижимым имуществом.
Для совершенствования
системы управления недвижимостью
необходимо достичь следующих целей:
- максимально возможное повышение доходности
государственных объектов недвижимости;
- наиболее эффективное выполнение
государством своих социальных функций
в процессе использования государственной
недвижимости;
- стимулирование за счет недвижимости
развития реального сектора экономики,
обеспечение максимально простого и удобного
доступа предпринимателей к объектам
недвижимости;
- исключение возможности для коррупции
в процессе управления недвижимостью;
- вовлечение в хозяйственный оборот объектов
незавершенного строительства.
Для достижения указанных целей необходимо:
- сформировать полный реестр государственной недвижимости (баланс недвижимости), содержащий количественные, стоимостные, технические и правовые характеристики объектов недвижимости, включающий объекты незавершенного строительства;
- четко разграничить и скоординировать полномочия всех государственных органов власти, участвующих в процессе управления недвижимостью;
. формировать
объекты управления, исключив возможность
распоряжения одной частью
- установить, в каких случаях и на каком праве должны предоставляться земельные участки;
- обеспечить
безусловное применение
- создать необходимую
правовую базу, позволяющую использовать
различные способы
- создать условия
для привлечения инвестиций в
реальный сектор экономики
- урегулировать
вопросы приобретения
- установить
жесткий контроль за
- выявить излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество государственных учреждений (исходя из использования его исключительно для выполнения тех функций, тая которых создано учреждение). Изъять указанное имущество;
- использовать для эффективного управления недвижимостью механизм возмещения расходов на управление недвижимостью (в том числе на инвентаризацию и оценку), аналогичный гражданско-правовому, поскольку государство при использовании своей недвижимости участвует в гражданском обороте наравне с другими его участниками. Определить норматив отчисления средств органами по управлению недвижимостью с последующим зачетом их в счет финансирования из бюджета;
- изменить существующий
механизм продажи недвижимости,
так как он допускает
- установить
для всех субъектов Российской
Федерации единый порядок
- обеспечить профессиональную подготовку государственных служащих, осуществляющих управление федеральной недвижимостью.
Для того, чтобы
арендные ставки определялись на основе
рыночной стоимости объекта
С точки зрения данной Концепции, оценочная деятельность обеспечивает информационную основу для принятия хозяйственных управленческих решений, способствует структурной перестройке экономики, формированию конкурентной рыночной среды, активизации инвестиционных процессов. Развитие оценочной деятельности является составной частью общего процесса реформирования экономики и создания правового государства.
Оценка выступает как инструмент эффективного управления собственностью. Крупнейшим собственником в Российской Федерации остается государство. Оценка стоимости объектов государственного имущества и прав пользования им является необходимым условием эффективного управления государственной собственностью. В случае совершения сделок с объектами оценки, принадлежащих полностью или частично государству, проведение оценки является обязательным.
7. Пути повышения эффективности управления муниципальной собственностью
Одной из важнейших задач управления муниципальной собственностью является также повышение эффективности управления муниципальной собственностью как непрерывный процесс самоанализа, который должен присутствовать в соответствующих управленческих организациях.
Предлагается механизм управления, который предусматривает следующие меры
С данными мерами можно не только
согласиться как с обеспечивающими верный
подход к исправлению сложившейся ситуации,
но и в дополнение к ним следовало бы принять
на местном уровне нормативный правовой
акт, в соответствии с которым обязательным
пунктом
договора (контракта) с руководителем
предприятия будет норма, устанавливающая
право собственника переданного муниципального
имущества освобождать данного руководителя
от занимаемой должности в случае, если
результативность деятельности организации
не отвечает определённым требованиям,
когда на то не было объективных причин.
В результате,
в течение определённого
При этом необходимо больше внимания уделить подготовке управленческих кадров именно в сфере муниципального управления, давая при этом специалистам знания об общих принципах и закономерностях управления муниципальным хозяйством.
Что же касается
ветхого и аварийного жилищного
фонда и водопроводно-
С одной стороны, второй вариант оправдан, так как в результате разграничения вопросов ведения муниципальные образования оказались заложниками своего положения. Во многом это связано с тем, что процесс шёл «сверху». С другой стороны, капитальный ремонт – это обслуживание объектов собственности, а это прямая обязанность собственника. Поэтому «выбивание» средств из федерального или областного бюджета представляется довольно сложным. Следовательно, остаётся перераспределение средств расходной части городского бюджета либо общее увеличение доходной части бюджета, в том числе засчёт повышения эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий.
С целью повышения
эффективности управления муниципальной
собственностью можно использовать
зарубежный опыт. При изучении муниципального
опыта зарубежных стран интерес вызвал
подход к этой проблеме в Федеративной
Республике Германия. Система местного
управления этой страны строится в соответствии
с административно-
Информация о работе Особенности управления государственной и муниципальной собственностью