Особенности управления государственной и муниципальной собственностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 10:51, курсовая работа

Описание работы

В связи с этим целью работы является изучение деятельности органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью: их компетенция, практика управления и эффективность деятельности.

Содержание

Введение 2
Понятие государственной и муниципальной собственности 2
Законодательные аспекты управления государственной и муниципальной собственностью 9
Технологии управления муниципальной собственностью 22
Технологии управления государственной собственностью 24
Проблемы управления муниципальной собственностью 31
Проблемы управления государственной собственностью 47
Пути повышения эффективности управления муниципальной собственностью 52
Рекомендации по повышению эффективности управления государственной собственностью. Меры по повышению эффективности управления пакетами акций, находящихся в федеральной собственности 56
Заключение 63
Список использованных нормативных актов и литературы 69

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ!!!!.doc

— 316.00 Кб (Скачать)

Учреждения, будучи некоммерческими организациями, наделяются специальной правоспособностью. В то же время в соответствии с учредительными документами им может быть предоставлено право заниматься деятельностью, приносящей доходы. Законом предусмотрено, что доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. По смете указанные доходы не проводятся. Если в законе или ином правовом акте не предусмотрено, что такие доходы и приобретенное за их счет имущество поступают в собственность учреждения, то, по-видимому, речь в этих случаях должна идти об особом вещном праве, которое не укладывается ни в рамки права оперативного управления, ни в рамки права хозяйственного ведения.

3. Технологии управления муниципальной собственностью

На сегодняшний  день местными администрациями могут быть использованы как организационно-распорядительные, так и экономические методы управления муниципальной собственностью. К первой группе методов можно отнести:

1.  создание муниципальных предприятий;

2.  контракты с руководителем муниципальных предприятий;

3.  договора на передачу прав на имущество;

4.  внесение доли в уставный капитал акционерных обществ;

5.  передача имущества с баланса на баланс и списание;

6.  аренда, лизинг;

7.  залог, ипотека;

8.  доверительное управление (траст);

9. отчуждение;

10. приватизация  муниципальных предприятий 

Вторая группа методов включает:

1. муниципальный заказ;

2. нормативы отчислений от прибыли муниципальных предприятий в городской бюджет;

3. дотации;

4. нормативы платежей за использование муниципальной собственности;

5. местное налогообложение;

6. экономические санкции, штрафы.  

Аренда и  субаренда занимают особое место  в системе управления муниципальной  собственностью. Доходы от сдачи в  аренду муниципального имущества является стабильным источником доходов местных бюджетов, поэтому управление муниципальной собственностью не означает ее продажу по максимально высокой цене.

В качестве перспективного направления можно назвать создание предприятий смешанной формы  собственности в различных сферах городской экономики. Будучи держателем пакета акций, местная администрация может принимать непосредственное участием в оперативном управлении предприятиями. По всем предприятиям (и смешанным, и чисто муниципальным) необходимо наладить систему профессионального аудита с целью своевременного предотвращения банкротства и контроля за «движением» имущества.

Поскольку, собственнику принадлежат все правомочия в  отношении соответствующего объекта  собственности, то он в праве самостоятельно выбирать для себя такие правовые режимы ее использования, которые максимально способствуют достижению его целей. Он вправе сам владеть и пользоваться своим имуществом (к примеру, зданием, в котором расположены органы МСУ, транспортом, бюджетными средствами и другими объектами), а может передавать эту собственность во владение, пользование и распоряжение другими лицами, оставаясь при этом оставаясь собственником или распоряжаться им иным способом.

Само МО в  лице органов МСУ использует сравнительно небольшую часть муниципальной собственности. Большая ее часть передается на тех или иных условиях (правовых режимах). Например, таких как: аренда (включая лизинг), доверительное управление, бесплатное пользование, хозяйственное ведение (для муниципальных предприятий), залог.

Наряду с  перечисленными способами собственник  вправе распоряжаться принадлежащими ему объектами и таким образом, когда прекращаются его права  собственности:

-   внесение имущества в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ;

-   продажа (приватизация) имущества; его дарение; безвозмездная передача в собственность других лиц (в случаях, когда это допускается федеральным законодательством).

Цель муниципальной  политики в области управления собственностью – получение максимального эффекта от ее использования.

Эффект может  быть получен как в денежной форм6е (например, за счет арендной платы), так  и путем извлечения прямой пользы (оказание услуг населению). Муниципальная  собственность,  не приносящая достаточной  пользы либо экономического эффекта, может быть приватизирована.

4. Технологии управления государственной  собственностью

Содержание  процесса управления федеральной собственностью

Формирование реальных схем управления федеральной собственностью следует осуществлять исходя из принципов эффективного менеджмента, используя базовые положения гражданского и хозяйственного законодательства. Практическая реализация этих задач одновременно может служить своеобразной проверкой создаваемых механизмов управления, которые осуществляются в рамках единого замкнутого процесса управления (рис. 3.1).

Регулирование процесса управления на любом этапе (в соответствии с результатами этапа 9: корректировка  исходных данных расчетов, кадровых решений, плановых заданий, последовательности проведения мероприятий и т. д.)

В результате такого закрепления  происходит изменение правового  статуса отдельных объектов собственности, что влияет на выбор способов управляющих  воздействий на объекты со стороны  собственника. В рамках описанного цикла, структура системы управления ГС определяется этапами и их целями (табл. 3.1).

Цели, задачи и критерии эффективности  управления федеральной собственностью

Функция управления федеральной  собственностью имеет несколько  аспектов. С одной стороны, государство  является единственным субъектом публичной власти, устанавливающим нормы хозяйственного законодательства. Эта часть функции управления экономикой определяется как нормативная.

С другой стороны, государство  является одним из субъектов рынка, объекты собственности которого функционируют в коммерческом секторе экономики, подчиняясь нормам и правилам, созданным в результате нормативного управления. Эта часть управленческих функций государства определяется как продукционная.

Реализация нормативной  функции управления достигается  формированием институциональных объектов, к числу которых относятся органы федерального управления (в т.ч. функциональные министерства), организации и некоммерческие фонды. Функционирование этой части федеральной собственности обеспечивает решение различных задач, к числу которых можно отнести поддержание обороноспособности, развитие науки и культуры, здравоохранения и образования, содержание законодательной, судебной и исполнительной власти и т. д.

Одна из главных задач  управления госсобственностью - обеспечить формирование предпосылок научно-технического прогресса в виде комплекса общеприменимых технологий, которые после их коммерческой адаптации могут создать стратегические конкурентные преимущества отечественным фирмам.

Продукционное управление объектами госсобственности должно быть направлено на их структурное развитие (в т. ч. через взаимодействие с негосударственными субъектами рынка) для повышения инновационной активности и повышения конкурентного потенциала путем формирования соответствующих конкурентных структур.

Это обстоятельство сегодня  является одним из наиболее значимых для повышения инвестиционной привлекательности  таких фирм. Необходимый толчок в  системе интересов конкурентных структур к поиску и формированию инновационных, факторов дает система  государственных интересов, вводя соответствующие ограничения природопользования.

С учетом этого вывода может быть сделана конкретизация  задач управления федеральной собственностью. Содержательно эти задачи должны быть направлены на достижение стратегических и тактических целей развития национального хозяйства.

В качестве стратегических целей могут выступать:

  • рост национального богатства;
  • повышение благосостояния населения;
  • увеличение занятости;
  • снижение темпов инфляции;
  • оптимизация платежного баланса.

Тактика достижения этих целей заключается в использовании следующих механизмов:

  • регулирование соотношения спроса и предложения;
  • сглаживание производства и занятости;
  • регулирование уровня ставки рефинансирования;
  • регулирование денежного обращения;
  • снижение дефицита федерального бюджета.

Выбор наиболее важных задач  экономического развития при этом определяется особенностями текущего состояния  экономики на современном этапе. Денежные доходы государства как  владельца в виде части прибыли  и платежей в бюджет входят в доходную часть федерального бюджета; другая часть дохода, выраженная в форме приращения ценности имущества, соответствует росту ценности федерального имущества без инвестиций из федерального бюджета.

Плата за использование  природных ресурсов включает:

  • возмещение общественных затрат (включая неявные) по вовлечению ресурсов в хозяйственный оборот и их воспроизводству;
  • экономическую ренту, определяемую редкостью ресурса и спросом на него.

В связи с вышесказанным, рассмотрим критерии эффективности  управления ГС.

Критерии  эффективности управления федеральной  собственностью

Для оценки эффективности  управления ГС можно использовать две  Концепции:

  1. Концепция управления финансовыми потоками (cash flow), основанная на росте прибыли от управления.
  2. Концепция портфеля собственности, основанная на совокупном росте стоимости ГС, входящей в данный портфель.

Рассмотрим кратко эти  концепции.

Доходы включают следующие  составляющие:

  • доходы от продажи (приватизации) ГС;
  • доходы от управления госпакетами акций (дивиденды);
  • доходы от управления казенными предприятиями и др.

Постоянные затраты, не зависящие от совокупной стоимости  ГС:

  • затраты на содержание госаппарата (Министерство государственного имущества, Территориальные комитеты управления государственным имуществом, и т. д.);
  • затраты на содержание казенных предприятий, и т. д.

Переменные затраты:

  • затраты на проведение тендеров;
  • текущие операционные затраты для осуществления уставной основной деятельности государственных унитарных предприятий;
  • текущие операционные затраты предприятий с госдолей, пропорциональные этой доле и т. д.

Основным условием повышения  эффективности управления ГС является оптимизация показателей Эз (Эр), то есть максимизация доходов при  заданных расходах или минимизация  расходов при заданных доходах.

Вторая концепция основана на рассмотрении интегральной совокупности элементов ГС как портфеля собственности (совокупности портфелей собственности - ПС).

Главным принципом этой концепции является повышение совокупной стоимости ПС, состоящей из суммы  рыночных стоимостей ее элементов.

В данном критерии дивиденды  по госпакетам обычно не учитываются, так как они опосредовано влияют на рыночную (текущую) стоимость элементов  ПС.

Основным условием повышения  эффективности управления ГС является максимизация показателя Этп.

Классификация методов управления ГС

Методы управления должны учитывать специфику субъекта управления и могут быть разделены на:

  • административные;
  • экономические;
  • законодательные и нормативные правовые;
  • организационные.

При этом, указанные методы управления могут быть разделены на уровни применения субъектами управления:

  • федеральный;
  • уровень субъектов Федерации или отраслей народного хозяйства;
  • муниципальный или отдельных предприятий и объединений.

Информация о работе Особенности управления государственной и муниципальной собственностью