Особенности становления и организации местного управления на примерах. Сравнительный анализ организации местного самоуправления России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 08:30, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотреть опыт зарубежных стран в муниципальном самоуправлении на примерах Германии и Великобритании. Я решила, что более целесообразным будет подробнее рассмотреть опыт организации и положение местного самоуправления именно в Европе, так как право и государственное устройство в России традиционно формируется под сильным влиянием европейских стран.

Содержание

Введение…………………………………………………………….................... 2
Глава 1.Общая характеристика местного управления и его моделей…………………………………………….…………………………… 4
1.1 Анализ Европейской Хартии местного самоуправления, её основных принципов……………………………..……………..…..................... 4
1.2 Классификация и характеристика моделей систем) местного управления…...…………………………………………………..……………… 9
Глава 2. Особенности становления и организации местного управления на примерах. Сравнительный анализ организации местного самоуправления России и Германии…………………………………..….. 13
2.1 Влияние исторического развития и территориальных аспектов на формирование систем местного управления………………………..… 13
2.2 Характеристика местного самоуправления зарубежных стран на примерах Германии, Великобритании…………………………………. 16
Сравнительный анализ организации местного управления в России и Германии: сходства и различия……………………………….…………30
Заключение…………………………………………………………………….. 35
Библиографический список…………………………...…………………….. 37

Работа содержит 1 файл

курсач 5 курс 10 семестр,по десциплине МСУ.docx

— 67.18 Кб (Скачать)

В Германии организационная модель местного самоуправления закрепляется в земельных законах об общинах (районах), а организационное верховенство коммун ограничивается правом определения  внутренних административных структур, некоторых других вопросов внутренней организации в соответствии с  законом земель. В России структура  органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Таким образом, выбор организационной модели местного самоуправления остается за муниципалитетом.20

Различие в моделях федеративного  устройства России и Германии предопределяет различные подходы к разграничению  предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами.  В  ФРГ вопросы правовой регламентации  коммунального самоуправления, как  и обеспечения институциональной  гарантии самоуправления, относятся  к компетенции земель. В Российской  Федерации «определение общих принципов  организация местного самоуправления» -  это предмет совместного  ведения Федерации и субъектов.21 Соответственно Федерация обладает широким кругом законодательных полномочий в этой сфере. Органы местного самоуправления зачастую наделяются отдельными федеральными полномочиями непосредственно в федеральных законах, их компетенция также напрямую определяется Федерацией, в том числе и без какого-либо участия субъектов РФ.

 Основной закон ФРГ исходит  из двухуровневой территориальной  организации коммунального самоуправления  в землях (исключение составляют  города-земли): территориальные корпорации  первого уровня - общины; территориальные  корпорации второго уровня - районы (уезды).22 Причем приоритет в разграничении компетенции отдается первому уровню: районы (уезды) осуществляют местное самоуправление только в рамках отведенной им законом компетенции. Важной особенностью районного (уездного) самоуправления является двойственный статус некоторых его органов, которые одновременно выступают низовыми органами непосредственного государственного управления земли. Таким образом, организационное обособление общин и их объединений (наделение статусом юридических лиц публичного права) не означает их полного отделения от государства. В России же, до вступления в действие 8 октября 2003 года новой редакции Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации»23, вопросы территориальной организации муниципальных образований практически полностью были отнесены к ведению субъектов Федерации (Федеральный закон о местном самоуправлении в редакции 1995 года, ст. 5 и 13).24

Несмотря на имеющиеся различия  в  формировании и  функционировании  местного самоуправления   в России и  ФРГ существуют и сходные  черты. Так,  например, в  РФ и Германии  местное самоуправление  изначально  стало формироваться сверху. В  отличие от некоторых малых европейских  государств, где местное самоуправление действительно кровью было завоевано  городами и поселениями.

 Безусловно, указанные  выше  особенности   местного самоуправления  в России  и  Германии -  это  далеко  не все составляющие  имеющихся различий  и сходных   черт   в данной  сфере. Однако, подводя итог сравнительному  анализу  муниципального  управления  в  РФ  и   ФРГ,  можно  сделать  следующий вывод.  Знание и анализ  богатого опыта,  накопленного Германией, близкой  нашей стране не только по  форме государственного устройства, но и по прошлым историческим  связям (использование немецкого  опыта в ходе земской реформы  и др.), способно в немалой степени  помочь России в дальнейшем  реформировании и  оптимизации   системы  местного самоуправления,  для более эффективного  ее  функционирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Трудно переоценить важность местного самоуправления в современной жизни, как России, так и зарубежных стран. Местное самоуправление является противовесом государству и представляет собой  институт, с помощью которого население  может само решать вопросы местного характера. Рассмотрев принципы функционирования муниципалитетов на западе и у  нас, можно сказать, что в России такой развеет далеко не идеально. И тому может быть несколько объяснений. У нашего народа отсутствует опыт самоорганизации, самостоятельной  координации действий, самостоятельного решения проблем и задач, стоящих  перед муниципальными образованиями. И дело не только в длительном периоде  существования СССР, отсутствия практики свободной организации. Дело скорее в менталитете, привычке возлагать  всю ответственность на государство, ждать решения проблем со стороны  властей. Если посмотреть на организацию  местного самоуправления в США, то можно  увидеть (по крайней мере, в небольших  городах), как люди сами, не полагаясь  на власти штатов и тем более на федеральные власти, решают свои проблемы, касающиеся полиции, пожарной охраны и  налогов. Мэр там избирается из местного населения и обычно является самым  уважаемым человеком в округе. Ему не платят, он трудится на общественных началах. Совещаясь, люди решают там  самые разнообразные вопросы. Например, если город спокойный и они  считают, что полицейский департамент  им ни к чему, могут договориться с соседним городом и объединить участки в один, тем самым уменьшив налоговое бремя. Трудно представить  подобную практику у нас. Быть может  со временем, грамотно используя накопленный  в других странах опыт, соотнося его с реалиями нашей страны, в  России будет выстроена система  местного самоуправления ничуть не уступающая западным. Но для этого мало спускаемых сверху директив, законов и предписаний, необходимо изменить отношение людей  к местному самоуправлению, заручится  их поддержкой и пониманием.

Институт местного самоуправления играет значительную роль в процессе формирования гражданского общества, так как все гражданские права  и массовые виды активности, различные  внегосударственные проявления общественной жизни людей зарождаются и  в конечном итоге реализуются  в местных сообществах, образующих базу гражданского общества. Местному самоуправлению принадлежит важная роль в реализации одной из главных  задач современности – соединение в единое целое интересов государства, общества и личности, поскольку главный  смысл, сущность местного самоуправления состоит в том, чтобы на уровне каждой отдельно взятой личности осуществлять гармонизацию прав и свобод человека и гражданина с интересами государства  и общества. Именно такая направленность местного самоуправления отвечает идеям  современного демократического правового  социального государства, высшая ценность которого – человек, его права  и свободы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.

  1. Конституция  РФ. М., 1993.
  2. Основной закон Федеративной Республики Германия от 25 апреля 1949 года // Урьяс Ю.П. Федеративная Республика Германия. Конституция и законодательные акты.  М.,1991.
  3. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 20 августа 1995 г. № 154 – ФЗ //  Собрание законодательства РФ. 28.08.1995. N 35 -     3506 с.
  4. Федеральный закон от 6 октября 2003 года  № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». (с изменениями на 03.06.2006) // Российская газета.  2003.
  5. Актуальные проблемы реформы местного самоуправления.// Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2004. -№ 26.
  6. Бутов В.А, Игнатов В.И/ В.А. Бутов, В.И. Игнатов «Местное самоуправление: Российская практика и зарубежный опыт». Изд.: МарТ, учебное пособие 3-е,Ростов-на-Дону, 2007 – 97 с.
  7. Баглай Н.В./ Н.В. Баглай  «Конституционное право зарубежных стран». Изд.: Норма 2008 – 102 с.
  8. Баранова К.К./ К.К. Баранов «Бюджетная федерация и местное самоуправление в Германии».  Изд.: Дело и Сервис, 2000 – 56 с.
  9. Гриценко Е.В./ Е.В. Гриценко Местное самоуправление в системе публичного управления федеративного государства: Значение опыта ФРГ для России. Изд.: Иркутск, 2001 – 150 с.
  10. Прудников А.С/А.С. Прудников «Местное самоуправление управление в зарубежных странах».// Изд.: Юнити-Дана,  Москва, 2007 – 200 с.
  11. Старцев Я.Ю. Государственное и муниципальное управление в зарубежных странах.  http://exsolver.narod.ru/Books (библиотека exsolver)
  12. Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и муниципальное управление.  http://exsolver.narod.ru/Books (библиотека exsolver)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и муниципальное управление.  http://exsolver.narod.ru/Books (библиотека exsolver)

2 Чиркин В.Е. Современные модели местного самоуправления //Российский юридический журнал. М., 1995. N 3(7) С. 125.

3 Ачкасов В.Л. Опыт местного самоуправления на Западе. - Доступно: www.ovsem.com.info@ovsem.com.

4 Старцев Я.Ю. Государственное и муниципальное управление в зарубежных странах.  http://exsolver.narod.ru/Books (библиотека exsolver)

5 Старцев Я.Ю. Государственное и муниципальное управление в зарубежных странах.  http://exsolver.narod.ru/Books (библиотека exsolver)

6 Бутов В., Игнатов В. «Местное самоуправление: Российская практика и зарубежный опыт». Изд.: МарТ, учебное пособие 3-е,Ростов-на-Дону, 2007г.

7 Гриценко Е.В. Местное самоуправление в системе публичного управления федеративного государства: Значение опыта ФРГ для России. Изд.: Иркутск, 2001.

8 Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и муниципальное управление.  http://exsolver.narod.ru/Books (библиотека exsolver)

9 Гриценко Е.В. Местное самоуправление в системе публичного управления федеративного государства: Значение опыта ФРГ для России. Изд.: Иркутск, 2001.

10 Прудников А.С «Местное самоуправление управление в зарубежных странах». Изд.: Юнити-Дана,  Москва, 2007г.

11 Старцев Я.Ю. Государственное и муниципальное управление в зарубежных странах.  http://exsolver.narod.ru/Books (библиотека exsolver)

12 Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и муниципальное управление.  http://exsolver.narod.ru/Books (библиотека exsolver)

13 Старцев Я.Ю. Государственное и муниципальное управление в зарубежных странах.  http://exsolver.narod.ru/Books (библиотека exsolver)

 

14 Бутов В., Игнатов В. «Местное самоуправление: Российская практика и зарубежный опыт». Изд.: МарТ, учебное пособие 3-е,Ростов-на-Дону, 2007г

15 Гриценко Е.В. Местное самоуправление в системе публичного управления федеративного государства: Значение опыта ФРГ для России. Иркутск,  2001, с. 167.

16  Федеральный Закон РФ от  11. 04.98  № 55  - ФЗ «О ратификации европейской хартии местного самоуправления».

17 Гриценко Е.В. Местное самоуправление в системе публичного управления федеративного государства: Значение опыта ФРГ для России. Иркутск,  2001, с. 167.

18 Основной закон Федеративной Республики Германия от 25 апреля 1949 года // Урьяс Ю.П. Федеративная Республика Германия. Конституция и законодательные акты.  М.,1991, с.84.

19 Конституция РФ. М.,  1993, с. 28.

20 Актуальные  проблемы реформы местного самоуправления/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ.  М., 2004. № 26 , с. 246

21  Конституция РФ. Там же.

22 Основной закон Федеративной Республики Германия от 25 апреля 1949 года // Урьяс Ю.П. Федеративная Республика Германия. Конституция и законодательные акты. С. 122.

23 Федеральный закон от 6 октября 2003 года  № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями на 03.06.2006) // Российская газета.  2003.  8 октября., с.  9

24 Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 20 августа 1995 г. № 154 – ФЗ //  Собрание законодательства РФ. 28.08.1995. N 35. ст. 3506., сс. 256-258


Информация о работе Особенности становления и организации местного управления на примерах. Сравнительный анализ организации местного самоуправления России