Основные теории местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 13:44, курсовая работа

Описание работы

Среди событий прошедшего века, которые будут отмечены историками России свое место, несомненно, займет реформа в системе государственной власти на местном уровне, основное предназначение которой заключалось в обеспечении развития подлинно демократического самоуправления и децентрализации государственной власти. В последние годы ХХ века и века текущего развитие правовых основ местного самоуправления происходило активно, что позволило создать условия для дальнейшего развития института местного самоуправления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
Понятие местного самоуправления и история развития теории местного самоуправления.
1.1. Понятие местного самоуправления.
1.2. История развития теории местного самоуправления.
II. Классификация теорий местного самоуправления.
2.1. Теория свободной общины.
2.2. Общественно-хозяйственная теория.
2.3. Государственная теория.
2.4. Теория дуализма муниципального управления.
2.5. Теория социального обслуживания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.

Работа содержит 1 файл

курсовая муниципальное право.docx

— 47.74 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

 И  ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ  РОССИИ»

                       КАФЕДРА Административного и  уголовного права 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО

на тему: Основные теории местного самоуправления. 

              Выполнила:

              Студентка 3 курса (6 семестр)

              Заочной формы обучения,

              Специальности 030501.65

              Своекошинова Галина Валерьевна

              Руководитель__________________ 
               

                                        
                 

Саратов 2012 г.

ВВЕДЕНИЕ.

    1. Понятие местного самоуправления и история развития теории местного самоуправления.

     1.1. Понятие местного самоуправления.

     1.2. История развития теории местного самоуправления.

II. Классификация теорий местного самоуправления.

     2.1.  Теория свободной общины.

     2.2. Общественно-хозяйственная теория.

     2.3. Государственная теория.

     2.4. Теория дуализма муниципального управления.

     2.5. Теория социального обслуживания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.  
 
 

  

     

ВВЕДЕНИЕ

     Вопрос местного самоуправления  в большинстве ведущих стан  мира всегда находился в центре  политической жизни общества. Традиции  общинного, городского самоуправления  своими корнями уходят в глубину  веков к полисной демократии  античного мира, городским и сельским  общинам периода сословного государства  средних веков. Муниципалитетом  называли городское управление, которое решало задачи в интересах  населения города: строительство  водопроводов, общественных бань, охрану  правопорядка и собственности  и др.  Термин «муниципалитет»   свою историю начинает с эпохи  республики Древнего Рима. Так  называли города, обладавшие правом  самоуправления, решение вопросов  в которых осуществлялось избираемыми  старейшинами и наиболее почетными  и знатными гражданами города. В современных условиях термин  «муниципалитет»  обозначает  избираемое городское или сельское  самоуправление.

     Среди событий прошедшего века, которые  будут отмечены историками России свое место, несомненно, займет реформа в  системе государственной власти на местном уровне, основное предназначение которой заключалось в обеспечении  развития подлинно демократического самоуправления и децентрализации государственной  власти. В последние годы ХХ века и века текущего развитие правовых основ местного самоуправления происходило  активно, что позволило создать  условия для дальнейшего развития института местного самоуправления.

     Самоуправление - есть самостоятельное улаживание собственных дел, вид управленческой деятельности, заключающейся в сознательном воздействии на волю людей с целью направления их поведения. Если управление можно представить как совокупность отношений между теми, кто управляет (субъектами управления) и теми, чье поведение подвергается управленческой регуляции (управляемые), то самоуправление - это управление, субъекты и объекты которого совпадают, а значит, управляют и выступают в качестве управляемых одни и те же лица.

     Однако  эту логическую схему очень непросто приложить к обществу, поскольку  его индивидуальные, групповые (коллективные), классовые, общесоциальные запросы теснейшим образом переплетены. Они осуществляются через деятельность (включая управленческую) множества разных лиц. Общественные условия приводят к тому, что зачастую субъекты запросов, с одной стороны, и субъекты их непосредственного осуществления, с другой стороны, не совпадают. Между множеством первых и множеством вторых образуются сложные, необыкновенно запутанные связи. Таким образом, общая логическая схема самоуправления не может быть приложена к обществу без ее видоизменения. Она останется общей идеей и принципом до тех пор, пока не произойдет этап "заземления".

     Анализ  социальных явлений показывает, что  в силу ряда объективных и субъективных причин общество не может исключить "чистое" управление (управление, в рамках которого управляющие и  управляемые - разные люди), отношения  представительства, деятельностной, в том числе профессионально-управленческой, специализации. В самом деле, разве под силу человеку в одиночку решать все свои проблемы? Идеально самоуправляющееся общество при буквальном толковании термина "самоуправление" в вышеприведенном значении - это общество с безраздельным господством натурального хозяйства в экономике, с войной всех против всех в политике, с бесконечным дроблением государства на уделы.

     Следовательно, под подлинным самоуправлением мы должны понимать особое общественное устройство, в котором, во-первых, найдено разумное соотношение профессионально-представительского управления и самоосуществления людьми своих запросов; во-вторых, субъекты любых социально значимых интересов обладают действенными средствами (прежде всего - юридическими) заявления и отстаивания своих запросов; в-третьих, институты профессионально-представительского управления (те же органы власти) нацелены на постоянное выявление, справедливое согласование (справедливое - для данного уровня развития общества) и устойчивое удовлетворение всех наличных запросов общества. Следовательно, самоуправление не только не означает изъятия из общества представительства, профессионально-элитарного управления, но и предполагает их существование. Самоуправление, по сути, есть управленческий процесс, строящийся на основе этих трех вышеназванных принципов1. Это справедливо и для местных сообществ жителей городских, сельских поселений, иных малых пространств, в рамках которых люди непосредственно удовлетворяют свои основные запросы, взаимодействуя друг с другом.

     Теории  о местном самоуправлении появляются в первой половине 19 века на основе рассуждений о взаимоотношении  личности и государства, местных  и центральных органов власти в условиях демократического государства  и самодержавия. Местное самоуправление, предполагающее относительную децентрализацию  и автономию, стало предметом внимания различных политических сил и движений, выгодным лозунгом в борьбе за власть. С ним связано проведение ряда реформ 18-19 веков. 
 
 

    1. Понятие местного самоуправления и история развития теории местного самоуправления .
    1. Понятие местного самоуправления.

   Понятие “местное самоуправление” отражает комплексное и многообразное  явление, которое, естественно, порождает  различные подходы к его исследованию.

   Местное самоуправление можно рассматривать  в качестве:

а) основы конституционного строя;

б) права  населения на самостоятельное решение  вопросов местного значения;

в) формы  народовластия.

     Местное самоуправление согласно Европейской  Хартии о местном самоуправлении составляет одну из основ любого демократического строя. “Принцип местного самоуправления, — гласит статья 2 Хартии, — должен быть признан в законодательстве страны, и, по возможности, в конституции  страны”.

     Конституция Российской Федерации, определяя российское государство как демократическое, закрепляет важнейшие устои его  демократизма, находящие выражение прежде всего в народовластии, разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, идеологическом и политическом многообразии, а также местном самоуправлении. Конституция Российской Федерации признает и гарантирует местное самоуправление в статьях 3, 12, 130—133 и др. Основываясь на конституционных положениях, Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” от 28 августа 1995 г. в статье 2 констатирует: “Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации”.

     Местное самоуправление как одна из основ  конституционного строя представляет собой основополагающий принцип  организации и осуществления  власти в обществе и государстве, который наряду с другими конституционными принципами определяет систему демократического управления в нашей стране. Признание местного самоуправления в качестве одной из основ конституционного строя предполагает установление децентрализованной системы управления, закрепление иных (нежели в условиях централизации и концентрации власти) основ взаимоотношений федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Конституция Российской Федерации, закрепляя местное самоуправление в качестве одного из элементов конституционного строя, гарантирует организационную обособленность местного самоуправления, его органов в системе управления обществом и государством. В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Следовательно, они не могут рассматриваться как структурное подразделение государственной системы управления.

     Статья 3 Европейской Хартии о местном  самоуправлении определяет местное  самоуправление как право и реальную способность органов местного самоуправления регулировать и управлять в рамках закона и под свою ответственность  важной частью публичных дел в  интересах своего населения. Таким образом, Европейская Хартия о местном самоуправлении, связывая местное самоуправление с правом органов местного самоуправления на самостоятельную и под свою ответственность деятельность, указывает, прежде всего на роль местных органов в реализации местного самоуправления. Но вместе с тем Европейская Хартия устанавливает, что это право осуществляется не только выборными органами самоуправления, но и через формы прямого участия граждан в реализации функций местного самоуправления.

     Российское  законодательство признает основным субъектом  права на самоуправление население  городских и сельских поселений. Статья 130 Конституции Российской Федерации  закрепляет, что местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение  населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Вместе с тем Конституция Российской Федерации исходит из того, что  право местного самоуправления осуществляется населением, как через формы прямого волеизъявления, так и через выборные и другие органы местного самоуправления.

     Признавая право населения на осуществление  местного самоуправления, государство  признает самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий и берет на себя обязанность создавать  необходимые условия для осуществления  данного права.

     Местное самоуправление также форма народовластия. Согласно статье 3 Конституции Российской Федерации народ осуществляет свою власть: а) непосредственно (то есть путем референдума, выборов); б) через органы государственной власти; в) через органы местного самоуправления. Таким образом, местное самоуправление — это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти.

     Местное самоуправление в Российской Федерации  — признаваемая и гарантируемая  Конституцией Российской Федерации  самостоятельная и под свою ответственность  деятельность населения по решению  непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. 

Это определение  позволяет выделить основные черты, характеризующие местное самоуправление, его место в системе народовластия.

1.2. История развития теорий местного самоуправления.

     Впервые попытки разобраться в сущности местного самоуправления были предприняты  в конце XVIII - начале XIX в. Толчком  к появлению теорий, объясняющих  природу этого социального явления, послужило конституционное движение, охватившее в то время европейские  страны. Наиболее значительную роль в  распространении идей местного самоуправления сыграла Конституция Бельгии 1831 г., признавшая, наряду с законодательной, исполнительной и судебной властью - власть муниципальную. Идея местного самоуправления, получившая закрепление  в Конституции, основывалась на теории свободной общины. Ее создатели - представители  французской и бельгийской правовых школ: Турэ, Токвиль, Гербер, Арене и другие считали, что право общины на заведование своими делами является таким же естественным и неотчуждаемым, как права человека, ибо община является первичной по отношению к государству, которое обязано уважать свободу общинного самоуправления. Согласно этой теории "община имеет право на самостоятельность и независимость от центральной власти по самой своей природе, причем государство не создает общину, а лишь признает ее".2

Информация о работе Основные теории местного самоуправления