Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2011 в 19:34, контрольная работа
Органы местного самоуправления осуществляют ту разновидность публичной власти, которая носит название местной, или муниципальной, т.е., местное самоуправление, хотя и является независимым звеном в системе публичной власти Российской Федерации, отнюдь не исключается из процесса управления государством в целом. Систему органов государственной власти нельзя считать устойчивой до тех пор, пока она не подкреплена эффективным механизмом самоуправления территорий. Гражданин государства - в первую очередь житель и лишь потом участник политических процессов. Почти все государственные решения, затрагивающие его интересы, проходят через местные органы власти.
Введение 2
1. Органы местного самоуправления в системе управленческо- правовых отношений 4
2. Взаимодействие органов местного самоуправления и органов государственной власти 14
Заключение 28
Библиография
Таким образом, местное самоуправление – это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти, предполагающая самостоятельное решение населением (под свою ответственность) вопросов локального значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.
Именно местная (муниципальная) власть является ближайшим уровнем публичной власти к гражданину. При этом население даже по своей воле не вправе упразднять местное самоуправление.
К органам местного самоуправления относятся:
Как
известно, органы местного самоуправления
не входят в систему органов
Компетенция органов государственной власти Российской Федерации и компетенция органов местного самоуправления существенно различаются как по объему, так и по характеру. Эти органы не являются равными субъектами управления, но их отношения в одних случаях можно назвать партнерскими, в других по содержанию они больше похожи на властеотношения. Исходя из правовых оснований возникновения взаимоотношений органов государственной власти Российской Федерации определяются и формы их взаимоотношений.
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. в ст. 5 и 6 устанавливает параметры осуществления исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления. Осуществление исполнительно-распорядительных полномочий органами государственной власти федерального и регионального уровней по местному самоуправлению допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
Важное значение в этой связи приобретает материально-отраслевая структура предмета совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, включающая в себя и вопросы местного самоуправления. Организация любой системы или комплекса управления должна базироваться, естественно, на твердой, т.е. объективной, основе как изначальном факторе построения последующих структур. В организации государственного руководства отраслями такой основой служит отрасль, о которой сказано выше как о структуре, сложившейся в процессе общественного развития. Отрасль, конечно, материальная и, по крайней мере, признанная государством4.
Анализ содержания конституционных норм, закрепляющих основы правового регулирования местного самоуправления в Российской Федерации, говорит о том, что в них только очерчиваются общие контуры материально-отраслевой структуры вопросов местного значения: владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, осуществление охраны общественного порядка, а также решение иных вопросов местного значения (ст. 130, 132 Конституции).
Дальнейшее раскрытие содержательной стороны материально-отраслевой структуры вопросов местного значения происходит в федеральном законодательстве по вопросам организации местного самоуправления в Российской Федерации. В первую очередь это относится к упоминавшемуся уже выше Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. В нем закрепляется перечень вопросов местного значения (вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно) и вопросов местного значения межпоселенческого характера (вопросы местного значения, решение которых в соответствии с законодательством осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления муниципального района самостоятельно).
Указанные перечни составляют правовую основу материально-отраслевой структуры местного самоуправления в Российской Федерации. Ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. относит к вопросам местного значения:
В данном случае в качестве примера приведена только часть вопросов местного значения и только в целях иллюстрации объема материально-отраслевой структуры вопросов местного значения. При этом необходимо учитывать, что этот перечень является открытым5.
В то же время значительная часть вопросов местного значения входит в предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, очерченный в ст. 72 Конституции, за исключением п. "н". И соответственно, правовое регулирование по этим вопросам осуществляется в первую очередь на федеральном и региональном уровнях. Например, ст. 8 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан6, ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 40 Основ законодательства Российской Федерации о культуре7, ст. 84 Лесного кодекса Российской Федерации8 и т.д.
В
силу того что общие принципы организации
местного самоуправления являются предметом
совместного ведения Российской Федерации
и ее субъектов, органы местного самоуправления
не могут устанавливать самостоятельно
предметы своего ведения, т.е. регулировать
свою компетенцию. Это позволяет сделать
вывод о том, что главная роль в разрешении
проблемы разграничения предметов ведения,
полномочий, ресурсов и ответственности
между органами государственной власти
и местного самоуправления в области регулирования
местного самоуправления принадлежит
именно государству и органам государственной
власти в пределах их полномочий9.
При передаче органам местного самоуправления тех или иных государственных полномочий и их реализации органы государственной власти Российской Федерации обязаны вступать во взаимоотношения с органами местного самоуправления в ходе контроля за надлежащим исполнением переданных полномочий. Такой контроль могут осуществлять федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие отраслевое управление: Минрегион России, Минтранс России, Минздравсоцразвития России, Минобрнауки России и др.
Формы
взаимоотношений органов
Для
обеспечения надлежащего
Материально-отраслевая структура местного самоуправления говорит о том, что местное самоуправление и его организационно-правовое содержание в современном виде и состоянии является не только логическим продолжением государственного управлением делами общества на местах. Местное самоуправление детерминирует, адаптирует государственное управление применительно к местным особенностям, с учетом исторических и иных местных традиций и интересов. И именно в местном самоуправлении государственное управление окончательно реализуется, получает оформленное выражение в муниципальных правовых актах, достигает своих целей и решает поставленные перед ним задачи. Государственное управление и местное самоуправление, при организационной самостоятельности последнего (ст. 12 Конституции РФ), в правовом выражении являются самостоятельными элементами единого механизма правового регулирования общественных отношений. И в этой связи исследование правовых проблем соотношения государственной власти и местного самоуправления в условиях современного федеративного государственного устройства России и организационной самостоятельности муниципальной власти является по-прежнему актуальным. Проблема построения сбалансированной и эффективно действующей модели взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления в настоящее время приобрела первостепенное значение. Как справедливо отметил Президент Российской Федерации, одной из существенных причин неразвитости местного самоуправления в Российской Федерации является "нечеткость в разграничении полномочий с региональными органами власти, а также неопределенность, за что именно должны отвечать государственные органы, а за что - органы местного самоуправления"10.
В юридической науке к настоящему времени не сформировалось общего доктринального подхода к проблеме соотношения государственного и муниципального управления. В определенной мере это обусловлено и объективными условиями становления и развития правовых основ местного самоуправления в современной России. Первое десятилетие XXI в. ознаменовалось новым этапом реформы российского местного самоуправления - к этому времени уже основанного на общепризнанных демократических принципах, имевшего солидную теоретическую базу и сложившуюся практику.
Вначале
опиравшаяся на наработки правовой
науки и эволюционные методы реформа
со временем все более утрачивала
планомерность и
Кроме того, как уже мной говорилось, Конституция России, как нормативно-правовой акт прямого действия, закрепляет только базовые принципы системы органов местного самоуправления, к числу которых относятся следующие концептуальные положения:
1)
местное самоуправление
2)
местное самоуправление (в том
числе и его органы) самостоятельно
в пределах собственной
3)
органы местного
4)
общие принципы определения
5)
структура органов местного
6)
органы местного
7)
органы местного
Информация о работе Органы местного самоуправления в системе управленческо-правовых отношений