Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 22:34, реферат
Понятие, признаки и правовое положение органов исполнительной власти
В зависимости от порядка решения подведомственных вопросов .органы исполнительной власти делятся на единоначальные и коллегиальные.
Во главе єдиноначального органа стоит одно лицо — руководитель, имеющий право лично принимать решения по всем основным вопросам компетенции этого органа. Единоначалие обеспечивает оперативность руководства, использование индивидуальных способностей и опыта руководителей и вместе с тем повышает их персональную ответственность, поскольку на руководителя возлагается ответственность за деятельность всего органа государственного управления. К единоначальным относятся большинство органов исполнительной власти: министерства и другие центральные органы исполнительной власти, местные органы исполнительной власти.
Тем не менее и в единоначальных органах для решения наиболее важных вопросов создаются коллегиальные органы (коллегии, научно-технические, технико-экономические советы и т.п.). Они выполняют вспомогательные, консультативные функции, поскольку их решения утверждаются решением руководителя или воплощаются в жизнь посредством решения руководителя.
Во главе коллегиального органа стоит группа лиц, входящих в состав этого органа, т. е. являющихся организационно и юридически оформленными. Основные вопросы, отнесенные к компетенции такого органа, обсуждаются и разрешаются на заседаниях коллективно. Для вынесения решения по обсуждаемому вопросу необходимо иметь кворум. Решения в коллегиальных органах чаще всего принимаются абсолютным большинством голосов, т. е. если заданное решение проголосовало больше половины присутствующих членов органа. Как правило, это связано с большим объемом их компетенции и широкими задачами руководства, которые касаются многих отраслей и функций государственного управления. Коллегиальность позволяет правильно решать наиболее сложные вопросы руководства с участием специалистов, с использованием их опыта. Поэтому к коллегиальным органам прежде всего относятся: Кабинет Министров Украины и Совет министров АРК, а также некоторые другие органы. Но и в этих органах коллегиальность дополняется единоначалием руководителей, которые лично решают некоторые оперативные организационные вопросы деятельности возглавляемого ими органа.
В зависимости от предмета направленности компетенции органы исполнительной власти делятся на:
а) органы управления хозяйственным производством, экономикой и сферой социального обслуживания: промышленностью, сельским хозяйством, транспортом и связью, внутренней торговлей, жилищно-коммунальным хозяйством и бытовым обслуживанием населения;
б) органы управления социальным развитием и культурой: образованием, здравоохранением, физической культурой и спортом, развитием науки, культуры, социальным обеспечением;
в) органы управления в административно-политической сфере: обороной, государственной безопасностью, внутренними делами, юстицией, внешними сношениями;
г) органы межотраслевого управления, осуществляющие функции: ценообразования, статистики, финансового регулирования, стандартизации, сертификации и др.
Если брать за критерий классификации положение и место в системе органов исполнительной власти, то они разделяются на высшие и низшие. Так, областная государственная администрация будет низшей по отношению к Кабинету Министров Украины, но высшей по отношению к районной государственной администрации. Отсюда — подчиненность, подконтрольность, подотчетность низших органов перед высшими, обязательность решений вышестоящих органов для выполнения нижестоящими.
Многочисленные и разнообразные органы исполнительной власти образуют соответствующую систему, эффективность деятельности которой зависит от степени упорядоченности, организованности, слаженности во всех звеньях. В единую систему их объединяют содержание деятельности — исполнительно-распорядительное и общая основа учреждения (образования) — государственная собственность. Каждый орган исполнительной власти — от центрального до местного — выступает субъектом права государственной собственности, наделяется статусом юридического лица и вместе с тем решает разные вопросы оперативного управления и охраны этой собственности.
Итак, органы исполнительной власти — не просто общность однородных единиц, а целостная система, т. е. такая совокупность, в которой все составные части (отдельные органы и их структурные подразделения) взаимосвязаны и вместе с тем составляют самостоятельные подсистемы со своими особенностями структуры, функций, компетенции.
Эта
система строится на началах единства
и целостности государственной
территории, объединения принципов
централизации и
Построение
и совершенствование системы
и подсистем органов
Образование органов исполнительной власти, формирование их системы и ее функционирование осуществляются в соответствии с принципами демократизма и законности. Конституция Украины предоставляет гражданам право принимать участие в управлении государственными делами, во всеукраинском и местных референдумах, свободно избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Граждане пользуются равным правом доступа к государственной службе, а также к службе в органах местного самоуправления (ст. 38).
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать лишь на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины (ч. 2 ст. 19 Конституции Украины). Организация и деятельность органов исполнительной власти, основы государственной службы определяются законами Украины.
Важной особенностью построения и функционирования органов исполнительной власти являются организационные связи структурных единиц системы, проявляющиеся в распорядительности, подчиненности, подконтрольности, подотчетности и координации.
Распорядительность одного органа управления относительно других проявляется прежде всего в обязательности для них его приказов. В свою очередь она обусловлена подчиненностью тех или иных органов распоряжающимся органам. Так, Кабинет Министров Украины в пределах своей компетенции издает постановления и распоряжения, обязательные для выполнения министерствами и другими органами исполнительной власти, работу которых он направляет и координирует.
Подконтрольность означает, что вся деятельность органов или какой-либо ее объем проверяется вышестоящими органами или органом, специально созданным для осуществления контроля или надзора.
Подотчетность выражается в обязанности органа информировать о своей работе вышестоящий орган, который, руководствуясь данными отчетов, оценивает деятельность подотчетного ему органа в целом или по отдельным направлениям. Так, местные государственные администрации подотчетны и подконтрольны органам исполнительной власти высшего уровня.
Координация состоит в объединении координирующим органом подчиненных или подконтрольных ему органов для выполнения определенных задач.
Как уже отмечалось, система органов исполнительной власти имеет свои подсистемы, звенья и отдельные органы, которые различаются между собой по определенным критериям. Наиболее важными из них являются объем компетенции и территориальный масштаб деятельности. В соответствии с этими критериями в систему органов исполнительной власти входят такие звенья:
- Кабинет Министров Украины — вышестоящий орган в системе органов исполнительной власти;
— министерства, государственные комитеты и другие центральные органы исполнительной власти;
— органы исполнительной власти АРК;
—
областные государственные
— Киевская и Севастопольская городские государственные администрации, управления, отделы министерств и других центральных органов исполнительной власти в городах;
-
районные государственные
— администрации государственных предприятий, учреждений, организаций.
Система
и подсистемы органов исполнительной
власти имеют соответствующие
В
соответствии с разделом V Конституции
Украины Президент Украины
С согласия Верховной Рады Украины Президент Украины назначает членов Кабинета Министров Украины, руководителей других центральных органов исполнительной власти, а также председателей местных государственных администраций и прекращает их полномочия на этих должностях; создает, реорганизует и ликвидирует по представлению Премьер-министра Украины министерства и другие центральные органы исполнительной власти, действуя в пределах средств, предусмотренных на содержание органов исполнительной власти.
Президент Украины отменяет акты Кабинета Министров Украины и акты Совета министров АРК; является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил Украины; назначает на должности и освобождает от должностей высшее командование Вооруженных Сил Украины, других воинских формирований; осуществляет руководство в сферах национальной безопасности и обороны государства; возглавляет Совет национальной безопасности и обороны Украины, который является координационным органом по вопросам национальной безопасности и обороны при Президенте Украины; вносит в Верховную Раду Украины представление об объявлении состояния войны и принимает решение об использовании Вооруженных Сил Украины в случае вооруженной агрессии против Украины; принимает в соответствии с законом решение о всеобщей или частичной мобилизации и введении военного положения в Украине либо в отдельных ее местностях в случае угрозы нападения, опасности для государственной независимости Украины; принимает в случае необходимости решение о введении в Украине либо в отдельных ее местностях чрезвычайного положения, а также объявляет в случае необходимости отдельные местности Украины зонами чрезвычайной экологической ситуации — с последующим утверждением этих решений Верховной Радой Украины; присваивает высшие воинские звания, высшие дипломатические ранги и другие высшие специальные звания и классные чины. Президент Украины принимает решение о принятии в гражданство Украины и прекращении гражданства Украины, о предоставлении убежища в Украине; осуществляет помилование.
Президент Украины подписывает законы, принятые Верховной Радой Украины; имеет право вето в отношении принятых Верховной Радой Украины законов с последующим возвращением их на повторное рассмотрение Верховной Радой Украины.
На основе и во исполнение Конституции и законов Украины Президент Украины издает указы и распоряжения, которые являются обязательными к исполнению на территории Украины. В случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 106 Конституции Украины, акты Президента Украины скрепляются подписями Премьер-министра Украины и министра, ответственного за акт и его исполнение.