Муниципальное управление в Пермском крае

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 10:35, курсовая работа

Описание работы

Цель: анализ ситуации и выявление проблем в сфере информатизации муниципального управления в Пермском крае.

Задачи: 1. Анализ содержания федеральной целевой программы «Электронная Россия»;

2. анализ региональных программ и концепций информатизации государственного и муниципального управления;

3. анализ текущего состояния информатизации и уровня применения информационных технологий в муниципальном управлении на примере администрации Дзержинского района г.Перми.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 5
1.1. «Электронная Россия» — Федеральная целевая программа 5
1.2. Информационные технологии в муниципальном управлении 14
1.3. Понятие муниципальной информационной системы 20
ГЛАВА 2. ПРОЦЕССЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В ПЕРМСКОМ КРАЕ 25
2.1. «Концепция информатизации управленческой деятельности администрации города и администраций районов 25
города Перми до 2008 года» 25
2.2. Краевая Программа «Электронное Прикамье» 37
ГЛАВА 3. ОПИСАНИЕ РЕАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ 44
3.1. Текущее состояние информатизации в Пермском крае 44
3.2. Проблемы и решения применения информационно-коммуникационных технологий в муниципальном управлении 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ: 63

Работа содержит 1 файл

diplom.doc

— 1.01 Мб (Скачать)

     • «Справочно-правовая система города Перми», WEB-серверы администрации города Перми, районов города Перми.

     • «Система ведения электронного дежурного  плана г.Перми» (электронные карты  разных масштабов, схемы и планы  города, предназначенные для решения  различных задач), магистральные участки общегородской корпоративной сети, и информационные системы:

     •  введена система автоматизированного документооборота «Бионт-САД» в аппарате Главы города, в структурных подразделениях администраций города и районов, «Население города», «Муниципальная жилая очередь», «Получатели социального пособия»,

     •  «Реестр ветхого жилья»,

     •  «Реестр предприятий» (предприятия, учреждения, организации), «Недвижимость» (земля, здания, сооружения, жилые и нежилые помещения),

     • «Инженерные коммуникации» (тепловые, электрические, транспортные и другие сети).

     Перспективное и текущее планирование информатизации служб администрации города, координацию  работ по развитию городской ИТ инфраструктуры осуществляет Управление информатизации администрации города, подчиняющийся курирующему заместителю Главы города.

     К настоящему времени разработаны  и реализованы ряд крупных  проектов по формированию и развитию информационного пространства Пермского  края:

  • создана информационно-телекоммуникационная система, охватывающая структурные подразделения исполнительных органов государственной власти;
  • построены локальные вычислительные сети;
  • в целом решены проблемы обеспечения потребностей органов власти в современной вычислительной технике, ее подключению к сети Интернет, каналам электронной почты и т.п.;
  • разрабатываются географические информационные системы;
  • формируются цифровые адресные реестры населенных пунктов. В органах государственной власти края, Администрации губернатора края, Аппарате Правительства края внедрена интегрированная система электронного документооборота, архива и управления потоками работ, начата работа по внедрению интегрированной системы управления, предполагающей построение системы консолидированной управленческой и финансовой отчетности для анализа бюджетных расходов и обеспечения бюджетного планирования, обеспечение информационной поддержкой процесса управления государственным имуществом, движением денежных средств по публичным обязательствам. Развитию информатизации Пермского края способствуют участие региона в реализации федерального проекта «Информатизация системы образования», мероприятия ОЦП «Информационные ресурсы учреждений культуры – экономическому и социальному развитию Пермской области» (2004-2006 гг.).17

     Растет  численность сотрудников органов местного самоуправления, обеспеченных персональными компьютерами, отвечающими современным требованиям.

     Помимо  этого, региональная власть, в рамках программы информатизации, активно реализует мероприятия в целях создания в регионе комплекса государственных и муниципальных информационных систем, обеспечивающих поддержку деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также объединяющих их на основе общей информационно-технологической инфраструктуры региона (электронного правительства региона).

     Для обеспечения деятельности учреждений и предприятий бюджетной сферы, в рамках функциональной подсистемы электронного правительства создаются:

  • в сфере образования – подсистемы информационно-аналитической и нормативно-методической поддержки образовательного процесса;
  • в сфере здравоохранения и медицины – подсистемы мониторинга в области здравоохранения, а также государственные информационные системы, включающие справочную информацию о применении лекарственных средств и их наличии в аптечных учреждениях;
  • в сфере культуры – подсистемы учета культурных ценностей и библиотечных фондов, ведения баз данных, содержащих информацию о них, а также подсистемы информационно-справочного обслуживания населения;
  • в сфере социального обслуживания населения – подсистемы учета лиц, нуждающихся в социальной помощи со стороны государства, а также информационные системы предоставления социальных услуг, оказываемых учреждениями и предприятиями социального обслуживания;
  • в сфере транспорта – подсистемы оформления проездных документов, учета объемов перевозок пассажиров и контроля оплаты ими проезда, ведения расписаний и информационно-справочного обслуживания населения;
  • в сфере потребительского рынка и услуг – информационно-маркетинговые центры, подсистемы учета товаропроизводителей и поставщиков, а также проведения электронных закупок и торговли;
  • в сфере физической культуры и спорта – подсистемы информационно-справочной поддержки пропаганды спорта и здорового образа жизни;
  • в сфере жилищно-коммунального хозяйства – подсистемы технической инвентаризации и учета технического состояния жилищного фонда (учета объемов потребления населением предоставляемых коммунальных услуг, их себестоимости, а также произведенных расчетов и существующей задолженности), оформления счетов за предоставленные коммунальные услуги и приема платежей.

     В рамках региональной информационно-технологической  инфраструктуры создаются региональные и муниципальные уровни:

  • государственного регистра населения, обеспечивающего информационный автоматизированный обмен персональными данными между различными системами учета населения в рамках устанавливаемых регламентов, а также возможность однозначной идентификации личности в них;
  • государственного кадастра объектов недвижимости, обеспечивающего учет их размещения и технического состояния;
  • государственного реестра прав на объекты недвижимости, обеспечивающего их учет в рамках государственной регистрации;
  • единой государственной геоинформационной системы, обеспечивающей инфраструктуру хранения пространственных данных;
  • регистра лиц, имеющих право на получение социальной поддержки; 
    государственного кадастра природных ресурсов;
  • государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; 
    системы государственной статистики;
  • информационной системы обеспечения охраны правопорядка, общественной безопасности, защиты населения и объектов инфраструктуры от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и террористических действий;
  • основных государственных классификаторов и справочников, обеспечивающих унификацию используемых названий, терминов и др.

     При помощи информационно-аналитической  подсистемы обеспечивается сбор, обработка  и анализ информации в электронном  виде, необходимой для поддержки  принятия решений на всех уровнях  управления регионом; информационное взаимодействие с базами государственных статистических данных, формируемыми на региональном уровне территориальными подразделениями уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере государственной статистики.

     Отметим и то, что информационные системы, создающиеся в их рамках проектов по информатизации, сориентированы на возможность интеграции с другими, уже существующими системами. Характерный пример здесь – уже эксплуатирующаяся Единая Автоматизированная Информационная Система (ЕАИС) «Социальный регистр населения». Ее назначение состоит в учете контингента лиц, имеющих право на меры социальной помощи и поддержки, хранении информации о лицах, имеющих право на меры социальной помощи и об их праве на льготы, хранении сведений о фактах предоставления льгот, обеспечении механизма расчета размера пособий и ежемесячных денежных выплат и др.  

     
    1. Проблемы и решения применения информационно-коммуникационных технологий в муниципальном управлении
 

     В Пермском крае остается актуальным решение ряда серьезных проблем, связанных с использованием информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе управления на уровне краевых и муниципальных органов власти.

     В краевой программе «Электронное Прикамье 2008- 2010 г.» подробно описаны проблемы, возникающие в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Мы попытались проанализировать положение дел в администрации Дзержинского района г. Перми и соотнести их с общими проблемами, свойственными большинству муниципалитетов.

     Одна  из проблем, которую призваны решать ИКТ, это предоставление государственных услуг и сокращение времени ожидания.

     По  мнению разработчиков Краевой программы  «Электронное Прикамье 2008 – 2010г.» для  обеспечения адресного взаимодействия населения с органами исполнительной власти последние должны обеспечить:

  • предоставление гражданам необходимой информации о деятельности органов исполнительной власти и их подразделений: местонахождение, списки лиц, работающих с населением, сферу деятельности, полномочия, телефоны, возможности консультаций через Интернет или лично, время работы и т.п.;
  • предоставление гражданам всей информации о социальных категориях, льготах, субсидиях и порядке их получения, правилах и способах подачи заявлений в государственные органы, в том числе в электронном виде;
  • получение персональных сведений на основе социального паспорта из внешних баз данных, в том числе по предоставляемым ему льготам и выплатам, его пенсионным счетам, земельно-имущественным отношениям и т.п.;
  • реализацию принципов «единого окна» при получении гражданами информации и причитающихся денежных пособиях, оформлении документов, оплате оказанных услуг;
  • формирование отзывов граждан на деятельность представителей органов власти и оценку доступности и качества предоставленных услуг.

     В рассматриваемой нами администрации  ни одна из этих услуг в электронном  виде не предоставляется. Получить информацию даже о режиме работы, приемных днях и т.д. в лучшем случае можно по телефону, а вот получить информацию, например, о необходимых документах проблематично даже посредством телефонной связи. Очень рано говорить о реализации принципов «единого окна», так как реально, чтобы воспользоваться государственной услугой, получить какой-либо документ в органах муниципальной власти нужно пройти по следующему пути: в первый раз нужно прийти, чтобы все узнать (время приема, необходимые документы, образцы заполнения ит.д.), затем пройти по различным организациям и ведомствам, чтобы все собрать (справки, выписки и т.д.), затем прийти во второй раз, чтобы убедиться, что вы сделали все правильно и сдать документы, либо, (что бывает чаще), выяснить, что в первый раз Вам что-то не объяснили или что Вы что-то неправильно поняли, затем повторить «круг» и, наконец, прийти еще раз, чтобы получить то, ради чего, собственно, все и затевалось. В этой цепочке ИКТ могли бы решить проблему информирования населения о том, когда, куда, к кому и с какими документами обращаться, и создатели программы «Электронное Прикамье» и говорят о необходимости создания интернет-портала, где все желающие смогут получить такую информацию. Однако встает вопрос о том, что часто заполнение документов и сбор необходимых справок имеет некоторые нюансы, особенности, отличные от общей схемы, выяснить которые можно только при личном контакте. На наш взгляд, помимо интернет-портала, которым пока не могут воспользоваться все желающие, возможно создание call-центров, куда может позвонить каждый и получить максимум информации по вопросам работы администрации.

     Остановившись на проблеме информирования о деятельности органов власти, хочется более подробно сказать и о представленности в сети Интернет органов государственного и муниципального управления.

     Созданные в Интернете сайты органов власти в большинстве своем работают в справочном режиме, предоставляя информацию о времени работы и контактах со специалистами. Такого рода информацию можно найти на пермском региональном сайте www.perm.ru. Своего сайта администрация Дзержинского района не имеет.

     Пономарев С.В.  в своем исследовании ««Юзабилити» электронных представительств органов власти Пермского края» делает вывод, что «политический сегмент сети Интернет Пермского края, образуемый электронными ресурсами органов власти, прежде всего, регионального и местного уровней, является фрагментированным и качественно неоднородным. Отсутствуют электронные представительства многих региональных министерств, не говоря уже об агентствах и управлениях. Основной Пермский региональный сервер (www.perm.ru.) лишь частично исполняет функцию информационного «перекрестка» по концентрированию ссылок и информации на другие ресурсы. Что касается электронных представительств органов власти, не все из них имеют гиперссылки на политические ресурсы органов власти Пермского региона других уровней. Поэтому о замкнутом, едином информационно-коммуникационном пространстве приходится говорить с трудом».18

     Автор пытается сформулировать основные недостатки электронных представительств региональных органов власти, и говорит о том, что основной недостаток – информационная политика ресурсов. Если главные страницы сайтов в большинстве своем обновляются регулярно, то стоит лишь «копнуть чуть глубже» и пройтись по разделам, как чаще всего информация будет годичной или полугодичной давности. Это крайне негативно сказывается на имидже ресурсов, ставит под сомнение актуальность всей остальной информации.

     Интерактивные формы, вроде гостевых книг или форумов, поддерживаются по остаточному принципу. Ни у одного из электронных представительств органов власти Пермского края нет своего корпоративного электронного Живого Журнала. Данный сегмент сети Интернет видимо не представляется интересным для разработок.

     Вторым  недостатком, по мнению автора, является функция обратной связи, реализованная, во-первых, формализованным путем и не всегда качественным исполнением, а во-вторых, зачастую игнорируемая теми должностными лицами, для которых эта функция создавалась. Большинство реализованных функций обратной связи крайне формализованы: отсутствуют сопроводительные записи, множество полей для обязательного заполнения. Из всех рассмотренных сайтов, лишь единицы дают пояснения об условиях хранения и распространения собранной информации. Для всех остальных необходимость соблюдения права на неприкосновенность частной жизни остается вне сферы интересов.

Информация о работе Муниципальное управление в Пермском крае