Муниципальное управление в Пермском крае

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 10:35, курсовая работа

Описание работы

Цель: анализ ситуации и выявление проблем в сфере информатизации муниципального управления в Пермском крае.

Задачи: 1. Анализ содержания федеральной целевой программы «Электронная Россия»;

2. анализ региональных программ и концепций информатизации государственного и муниципального управления;

3. анализ текущего состояния информатизации и уровня применения информационных технологий в муниципальном управлении на примере администрации Дзержинского района г.Перми.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 5
1.1. «Электронная Россия» — Федеральная целевая программа 5
1.2. Информационные технологии в муниципальном управлении 14
1.3. Понятие муниципальной информационной системы 20
ГЛАВА 2. ПРОЦЕССЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В ПЕРМСКОМ КРАЕ 25
2.1. «Концепция информатизации управленческой деятельности администрации города и администраций районов 25
города Перми до 2008 года» 25
2.2. Краевая Программа «Электронное Прикамье» 37
ГЛАВА 3. ОПИСАНИЕ РЕАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ 44
3.1. Текущее состояние информатизации в Пермском крае 44
3.2. Проблемы и решения применения информационно-коммуникационных технологий в муниципальном управлении 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ: 63

Работа содержит 1 файл

diplom.doc

— 1.01 Мб (Скачать)

     Организационная структура МО приведена на рис. 1.

     

     Рис.1. Организационная структура муниципального образования.

     Элементы  системы муниципального образования взаимодействуют между собой и с макросредой посредством информационных, материальных и финансовых потоков. Информационные потоки, необходимые для реализации функций управления, связывают местную администрацию, отделения федерального казначейства, производственные, жилищно-коммунальные предприятия и другие организации МО.

     Главной целью муниципального управления является повышение качества жизни жителей МО.

     С точки зрения информационного подхода, местное самоуправление необходимо для повышения качества управленческих решений на региональном и государственном уровнях за счет предоставления более достоверной, адекватной, оперативной и полной информации об экономическом, политическом состоянии и динамике развития муниципальных образований, решениях, принимаемых местными органами власти.8

     Схема системы управления муниципальным  образованием9 приведена на рис. 2.

     

     Рис. 2. Схема системы управления МО.

     Информационной  основой для реализации системы  управления МО является муниципальная информационная система (МИС), обеспечивающая полной, достоверной, актуальной и адекватной информацией все уровни муниципального управления.

     С точки зрения системного подхода  можно выделить несколько уровней  информационных систем, содержащих в  соответствии с уровнями управления информацию в разной степени обобщенную:

  • отраслевые информационные системы – муниципального предприятия, организации, структурного подразделения администрации (наименьшая степень обобщения);
  • интегрированные системы, содержащие проблемно ориентированную информацию из отраслевых подсистем (например, карта городской территории, БД по населению МО и др.);
  • экспертные системы поддержки принятия решений — уровень главы администрации и его заместителей (наивысшая степень агрегации информации).
    1. Понятие муниципальной информационной системы
 

     Муниципальная информационная система представляет собой целостную технологическую, программную и информационную среду создания, хранения, анализа и распространения информации в интересах муниципальных органов власти, предприятий и граждан. МИС является средством информационной поддержки муниципального управления, и ее необходимо рассматривать как объединение всех принятых в организации технологий обработки информации10.

     Выделяют  следующие направления использования современных информационных технологий в деятельности органов муниципального управления:

  1. Обеспечение безбумажной технологии обработки и хранения информации. Работа муниципальных органов власти должна обеспечиваться своевременной информационной поддержкой. В связи с этим возрастает роль систем, ориентированных на безбумажную технологию обработки информации. В состав этих систем входят программы электронного документооборота, а также базы данных, формируемые в органах управления, юридически отвечающих за достоверность и полноту соответствующей информации.
  2. Информационное взаимодействие субъектов муниципального управления (рис. 3);

     

     Рис. 3. Реализация информационного взаимодействия при принятии управленческих решений

  1. Информационно-аналитическая поддержка управленческих решений. Целью информатизации является создание условий для принятия эффективных решений по управлению городом как целостной социально-экономической системой. В соответствии с этим определяются следующие частные цели и основные задачи внедрения МИС11:
  • Сбор данных по различным категориям населения города для эффективного управления социальной инфраструктурой и упорядочения расходования бюджетных средств, направляемых на реализацию социальных программ.
  • Ведение единого городского кадастра для оптимизации градостроительных решений.
  • Ведение единого инженерного кадастра для координации деятельности инженерных служб и оперативного управления жизнеобеспечением города.
  • Ведение единого имущественного кадастра для эффективного управления муниципальным имуществом.
  • Мониторинг бюджета для поддержки оперативных решений по управлению расходами, обеспечение единой системы закупок и контрактов.
  • Нормативно-правовое и документальное обеспечение органов управления для повышения обоснованности и оперативности принимаемых решений.
  • Оперативное информирование населения о деятельности муниципалитета для удовлетворения его информационных потребностей, обеспечения конструктивного взаимодействия населения с органами управления.

     Обобщенная  структура муниципальной информационной системы (рис 4) состоит из следующих компонентов:

  • ИСЦАА — информационная система центрального аппарата администрации;
  • ИСГД — информационная система городской Думы;
  • ИСТОМУ — информационная подсистема территориальных органов муниципального управления;
  • ИСООМУ — информационная подсистема отраслевых органов муниципального управления;
 

     

       Рис. 4. Структура муниципальной информационной системы

  • ИСФОМУ — информационная подсистема функциональных органов муниципального управления;
  • МИП — муниципальный интернет-портал;
  • ЦБД — центральная база данных;
  • ЕИП — единое информационное пространство города.

     Если учитывать частные и основные задачи МИС, то структуру системы, приведенную на рис. 4, можно дополнить следующими функционально обособленными комплексами и подсистемами

  • подсистема бюджетного процесса;
  • подсистема нормативно-правового обеспечения органов местного самоуправления;
  • локальная вычислительная сеть мэрии;
  • подсистема документооборота и делопроизводства;
  • комплекс учета муниципальной собственности;
  • информационная подсистема «Население»;
  • мониторинговая подсистема социально-экономического развития города;
  • информационно-аналитическая система;
  • геоинформационная система города;
  • государственная автоматизированная система «Выборы»;
  • комплекс взаимодействия с глобальной сетью Интернет;
  • подсистема регистрации юридических лиц и предпринимателей;
  • автоматизированная информационная система городского хозяйства;
  • муниципальная телекоммуникационная сеть.

     Информационная  система муниципального образования должна строиться, исходя из принципов:

  • масштабируемости (сохранение работоспособности системы при увеличении числа пользователей и объемов обрабатываемой информации, возможности последующей адаптации к растущим нагрузкам и дополнительным функциям: расширяемость для обеспечения возможности подключения к вновь появляющимся внешним системам);
  • открытости (возможность расширения функционального наполнения системы за счет открытого прикладного программного интерфейса);
  • модульности (деление системы на независимые модули с возможностью простого сопряжения). 

     Итак, информационная система муниципального образования представляет собой  комплекс сложных программных систем. Выше мы рассмотрели понятие муниципальной информационной системы, виды  и принципы построения информационной системы в государственном и муниципальном управлении, обобщенную структуру информационной системы.

 

     

     ГЛАВА 2. ПРОЦЕССЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В ПЕРМСКОМ КРАЕ

     2.1. «Концепция информатизации управленческой деятельности администрации города и администраций районов

     города  Перми до 2008 года»

 

     В последние годы в Пермском крае проделана  большая работа по созданию условий для широкого внедрения информационных и коммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по управлению социально-экономическим развитием территории.

     В нашем регионе принят ряд нормативных  актов, определяющих стратегию информатизации: Концепция областной целевой программы «Электронное Прикамье (2004-2010 гг.)» (постановление Законодательного Собрания Пермской области от 20 ноября 2003 г. № 1105), Концепция политики формирования и развития единого информационного пространства Пермской области, принятая постановлением Законодательного Собрания Пермской области от 19 июня 2003 г. № 890); Краевая целевая программа «Электронное Прикамье на 2008-2010 годы».

     В рамках реализации федеральной программы  «Электронная Россия» в Перми была разработана «Концепция информатизации управленческой деятельности администрации города и администраций районов города Перми до 2008 года».

     Данный  документ определил систему взглядов на построение и перспективное развитие единой муниципальной информационно-управляющей системы (МИУС), и определил стратегию, приоритеты и основные направления информатизации управленческой деятельности администрации города Перми на период до 2008 года.

     Предполагалось, что информатизация управленческой деятельности администрации города Перми позволит повысить эффективность, прозрачность управления городским хозяйством и создать предпосылки для повышения уровня жизни населения, будет способствовать интенсификации процессов информатизации в различных сферах деятельности общества.

     Применение  информационных технологий должно обеспечить:

     • повышение эффективности управления муниципальной собственностью за счет автоматизации учета объектов муниципальной собственности, нематериальных активов, анализа их эффективного использования,

     • повышение качества и доступности муниципальных услуг для граждан и организаций, результативности деятельности администрации на основе внедрения технологий «электронного муниципалитета» и формирования городской корпоративной сети,

     •  снижение операционных затрат на содержание административного аппарата, повышение эффективности управления муниципальными информационными ресурсами на основе создания и развития систем:

    • управления финансовыми, материально-техническими, кадровыми ресурсами, документационного обеспечения деятельности муниципалитета, групповой работы муниципальных служащих с документами, планирования и мониторинга деятельности структурных подразделений, управления проектной деятельностью.
    • контроля целевого использования бюджетных средств, выделяемых на реализацию целевых программ информатизации,
    • анализа ключевых показателей эффективности и результативности деятельности администрации.

     •  рост квалификации муниципальных служащих на основе создания и развития информационной системы поддержки непрерывного профессионального образования, системы управления знаниями,

     • совершенствование взаимодействия органов исполнительной, законодательной, судебной власти и органов местного самоуправления на основе создания общей защищенной информационной среды.

     Политика  в сфере информатизации управленческой деятельности администрации основывается на следующих принципах:

  1. Принцип координации.

     Координация с федеральной целевой программой «Электронная Россия» и с областной  программой «Электронное Прикамье (2004-2010 годы)». Проведение единой политики информатизации. Централизация финансирования закупок, разработок и внедрения программно-технических средств.

     Координация может быть обеспечена путем создания структуры управления информатизацией  с возложением оперативного руководства отделами информатизации структурных подразделений администрации города, администраций районов города, муниципальных предприятий и учреждений по вопросам телекоммуникаций и информатизации, обеспечения соответствия действующим стандартам и нормативам, установленным для унификации взаимодействия информационных систем при их разработке.

Информация о работе Муниципальное управление в Пермском крае