Муниципальное образование как социально-экономическая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 21:34, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования – рассмотреть муниципальное образование как социально-экономическую систему на примере города Оренбурга, структуру города как системы.
Исходя из поставленной цели, ставим перед собой следующие задачи:
- рассмотреть муниципальное образование как социально – экономическую систему;
- исследовать свойства муниципального образования как социально-экономической системы;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..2
1.Муниципальное образование как объект управления………………………5
1.1.Структура органов местного самоуправления……………………………….5
1.2.Понятие, виды, группы, признаки, типы муниципальных образований............................................................................................................12
2. Муниципальное образование как социально – экономическая система…………………………………………………………………………………….17
2.1. Аспекты системного подхода к исследованию муниципальных образований……………………………………………………………………………….17
2.2. Свойства муниципального образования как социально-экономической системы……………………………………………………………………………………23
3. Исследование муниципального образования как социально-экономической системы……………………………………………………………..35
3.1. Город Оренбург как ресурс социально-экономического развития Оренбургской области и Южного Урала…………………………………………..35
3.2. Анализ социально-экономического развития муниципального образования г. Оренбург за 2009-2011г……………………………………………...37
Заключение………………………………………………………………………………...43
Список использованной литературы………………………………………………..46
Приложение……………………………………………………………………………….48

Работа содержит 1 файл

курсач 1. 1. Муниципальное образование как социально-экономическая система..docx

— 76.19 Кб (Скачать)

     Стабильно развивалось животноводство.

     В 2010 году предприятиями всех форм собственности было получено государственной поддержки из бюджетов всех уровней на сумму свыше 45 млн. рублей, что практически в 2 раза выше, чем в 2009 году.

     В отчетном периоде наблюдалось увеличение розничной продажи и потребления  товаров местных производителей.

     Продолжалось  укрупнение предприятий и совершенствование  форм обслуживания, хотя следует отметить и негативное влияние на развитие сферы потребительского рынка экономического кризиса.

     В отчетном периоде сеть предприятий  торговли и общественного питания  увеличилась соответственно на 47 объектов (всего 1836 объектов торговли) и на 29 объектов (660 предприятий общественного  питания). Торговые площади увеличились  на 53,0 тыс. м2 или на 16,9% (в 2009 г. увеличение на 22,4 тыс. м2).

     Сальдированный  финансовый результат организаций  составил +12 039,2 млн. руб. (169,8% к аналогичному периоду прошлого года). 154 организации  получили прибыль 12 346,4 млн. руб., 30 - имели  убыток на сумму 307,2 млн. руб. Значительно выше уровня 2009 года получена прибыль в добыче полезных ископаемых – в 2,3 р., в обрабатывающих производствах – 113,0%, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – 146,6%, в строительстве – 173,5%. Динамичное развитие предприятий позволило формировать городской бюджет.

     Бюджет  города за 2010 год исполнен по доходам на 98,1%. Общая сумма доходов составила 7 838,2 млн. руб. при плане 7 993,8 млн. руб., план не выполнен на 155,5 млн. руб., в том числе за счет налоговых и неналоговых доходов в сумме 12,1 млн. руб., недопоступивших из областного бюджета безвозмездных перечислений в сумме 133 млн. руб., доходов от предпринимательской деятельности –10,4 млн. руб.

     По  сравнению с 2009 годом общая сумма доходов (без учета безвозмездных перечислений) за 2010 год увеличилась на 1 167 млн. руб. Из них налоговые доходы увеличились на 951 млн. руб., неналоговые – на 216 млн. руб.

     Социальной  службой города продолжена работа по предоставлению различных выплат и  компенсаций, возмещению расходов поставщикам  услуг за предоставленные меры социальной поддержки льготным категориям граждан, социальному обслуживанию населения.

     Для обеспечения социальных выплат и  компенсаций выделены: - субвенции  областного бюджета в размере 284,5 млн. руб., из которых использовано 244,5 млн. руб., охвачено 123,9 тыс. чел.; - средства городского бюджета в размере 22,8 млн. руб., из которых использовано 22,3 млн. руб. Кроме того, определено право  и принято решение о назначении различных социальных выплат 7,1 тыс. чел. на сумму 67,7 млн. руб.

     В 2010 году достигнуты позитивные результаты по большинству показателей социально-экономического развития. С увеличением на 0,1% работают предприятия по добыче полезных ископаемых, на 6% - по производству и распределению энергетических ресурсов. Вместе с тем на 35,2% сократился объем отгруженной продукции в обрабатывающих отраслях. В производстве пищевых продуктов выше уровня прошлого года было произведено хлеба и хлебобулочных изделий, растительного масла, молочной продукции, безалкогольных напитков и пива.

     Критическое положение наблюдается в сфере  производства нефтепродуктов, а также  строительных и отделочных материалов. Снижение производства в этой отрасли  связано с уменьшением спроса на продукцию и сокращением темпов строительства в целом по городу.

     Рост  экономических показателей наблюдается  на предприятиях малого и среднего бизнеса. В малом бизнесе Оренбурга  занято более 160 тысяч человек (60% трудоспособного  населения), обеспечивающих порядка 40% налоговых поступлений собственных  доходов муниципальной казны.

     Сохранена позитивная динамика и на потребительском  рынке. Сегодня эта сфера экономики  города отвечает стандартам высокоорганизованной торговли. Оборот розничной торговли оценивается в 91,6 млрд. рублей с ростом на 7,3% при увеличении потребления  товаров местных производителей.

     Общий объем инвестиций в основной капитал  по всем источникам финансирования в 2011 году оценивается в сумме 16,6 млрд. рублей, общий объем налогооблагаемой прибыли - в пределах 22,7 млрд. рублей. Доля убыточных крупных и средних организаций в общем объеме анализируемых предприятий составило около 24% с увеличением к прошлогоднему показателю на 9,4 процентных пункта, убытки оцениваются в сумме порядка 375 млн. рублей.

     Инфляция  по итогам года оценивается в пределах 111%. Негативное влияние на уровень  заработной платы оказали процессы, предпринятые руководителями некоторых  предприятий, связанные с сокращением  продолжительности рабочего дня  и недели, отпусками без сохранения содержания в начале нынешнего года. Тем не менее, выравнивание ситуации во всех секторах городской экономики  позволяет оценивать среднемесячную зарплату по полному кругу предприятий  в размере 15,4 тыс. рублей. Средний  размер пенсии увеличился и составил на 1 ноября 5252 рубля, прожиточный минимум в расчете на душу населения по городу Оренбургу - 4490 рублей.

     Благоприятные процессы во всех сферах и секторах экономики города позволили пополнять  муниципальный бюджет и выполнять все намеченные на 2011 год социальные проекты и планы. В Оренбурге реализуется социально ориентированная политика. 
 

 

      Заключение

     Делая вывод всего вышесказанного, следует  заключить, что территориальная  организация местного самоуправления имеет двухуровневую структуру. На первом уровне поселения. На втором — муниципальные районы. Наличие  обоих уровней обязательно. Исключение из общего правила — городские  округа, соединяющие в своей компетенции  полномочия обоих уровней. Однако объединение  городских и сельских поселений  в муниципальные районы не означает подчинения первых вторым. Все муниципальные  образования в пределах своей  компетенции самостоятельны.

     Объединение городских и сельских поселений  в муниципальные районы преследует, во-первых, цель усиления их взаимодействия, сотрудничества. Так, органы местного самоуправления входящих в муниципальный  район поселений, органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать  между собой соглашения о передаче друг другу осуществления части  своих полномочий. Они могут учреждать  межмуниципальные хозяйственные общества в форме закрытых акционерных  обществ и обществ с ограниченной ответственностью, некоммерческие организации  в форме автономных некоммерческих организаций и фондов. Во-вторых, названное объединение нацелено на специализацию полномочий муниципальных  образований первого и второго  уровней. Законодатель постарался наделить городские, сельские поселения, с одной  стороны, и муниципальные районы — с другой, разными задачами, функциями. Так, муниципальные районы призваны прежде всего решать задачи межпоселенческого характера. Отношения  между разноуровневыми муниципальными образованиями следует охарактеризовать не как их административное с подчинение, а как муниципальную связь.

     Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что муниципальное образование  может представлять собой систему, однако с некоторой степенью условности.

     Муниципальное образование - локальная территориальная  система, в основе которой лежат  социальные и экономические процессы, обусловленные институциональным  средой - местным самоуправлением.

     Многие  проблемы управления социально-экономическими процессами, происходящими в муниципальном  образовании, могут и должны решаться с помощью системного подхода, общей теории систем и системного анализа. Овладение системными знаниями и их практическое применение в муниципальном управлении составляет основу научного подхода к принятию решений на муниципальном уровне. Они составляют фундамент современной методологии изучения и управления сверхсложными объектами, которыми являются муниципальные образования.

     Муниципальные образования можно отнести к  динамичным системам – они являются постоянно изменяющимися системами. Всякие изменения, происходящие в них, называются процессом. Они являются вероятностными системами – их функционирование может быть предсказано с определенной степенью вероятности на основе изучения их прошлого.

     Социально-экономические, как и другие процессы непрерывны и не могут быть остановлены, иначе  муниципальное образование прекратит  свое существование (исчезновение населенных пунктов, преобразование муниципальных  образований). Все процессы в муниципальном  образовании, как в живом организме, взаимообусловлены. Функционирование частей определяют характер функционирования целого, и наоборот. Функционирование муниципального образования связано  с его непрерывным изменением. Жизнедеятельность муниципального образования представляет собой  постоянное развитие, которое отражается в непрерывной функциональной и  структурной перестройке системы  муниципального управления, его подсистем  и отдельных элементов.

     В курсовой работе было проведено исследование муниципального образования (г. Оренбург) как социально-экономической системы.

     Вопросы социально-экономического развития, и  в частности, привлечения внешних и внутренних инвестиций в экономику города реализуются через «Концепцию промышленной, инвестиционной и инновационной политики города Оренбурга до 2011 года» и «Основные направления социально-экономического развития города Оренбурга на 2009-2011 годы».

       Значительный инновационный потенциал города открывает большие возможности для создания уникальных и высоко конкурентных научно-производственных комплексов. В развитие экономики и социальной сферы город ежегодно готов принять и освоить более 200 миллионов долларов инвестиций на приобретение и монтаж новой производственной техники, оборудования и транспорта, обеспечивающих эффективность материального производства, на строительство жилья, зданий и сооружений, на развитие современной инфраструктуры.

     Настоящий труд не претендует на законченность  и совершенство, это лишь попытка  осмысления, предполагающая более развернутое  и профессиональное исследование муниципального образования как социально-экономической  системы.

     Хочется надеяться, что данная курсовая работа может найти практическое применение в области изучения данных вопросов. 
 

 

      Список использованной литературы 

1. Устав  города Оренбурга

2. Блауберг  И.В. Проблема целостности и  системный подход - М.: Эдиториал  УРСС, 2007. - 450с

3. Шугрина  ЕС. Муниципальное право. - М.: Проспект, 2004. – 56с

4. Васильев  А.А. Муниципальное управление. –  Н. Новгород: Гладкова О.В., 2009. -388 с

5. Могилевский  В.Д. Методология систем: вербальный  подход. –М.: «Экономика», 2009. -251 с.

6. Спицнатель  В.Н. Основы системного анализа.  – СПб.: «Изд. Дом «Бизнес-пресса», 2000. – 326 с.

7. Об  общих принципах организации  местного самоуправления в РФ: Федеральный закон от 6 октября 2003г. №131-ФЗ //Собрание законодательства РФ. 2003. №40. Ст. 3822

8. Воронин  А.Г.; Лапин В.А. Основы управления  муниципальным хозяйством. -М., 2008.-476с

9. Мухин  В.И.; Шумянкова Н.В. Система муниципального управления в России. -М., 2006.-498с

10. Финансово-экономические  проблемы муниципальных образований  /Под ред. Н.Г. Сычева. -М., 2008.-580с

11. Якупова  Э.Р. Роль местных бюджетов в управлении муниципальным образованием //Оптимизация механизмов государственного и муниципального управления в условиях глобализации: сб. науч. трудов. -Саратов: ПАГС, 2006 (0,2 п.л.).

12. Каримова  Э.Р. Совершенствование организации бюджетирования в управлении муниципальным образованием //Проблемы социально-экономической устойчивости региона: сб. мат-лов IV Междунар. науч.-практ. конф.- Пенза: РИО ПГСХА, 2007 (0,2 п.л.).

13. Каримова  Э.Р. Местное самоуправление в России: сущность и необходимость развития //Экономическое и социальное развитие регионов России: сб. мат-лов III Всерос. науч.-практ. конф.- Пенза: РИО ПГСХА, 2007 (0,2 п.л.).

14. Каримова  Э.Р. Формирование организационной структуры в управлении муниципальным образованием //Актуальные проблемы социокультурной трансформации российского общества: сб. статей Всерос. науч.-практ. конф. -Пенза: Приволжский дом знаний, 2007 (0,4 п.л.). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение

Информация о работе Муниципальное образование как социально-экономическая система