Муниципальное образование как социально-экономическая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 21:34, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования – рассмотреть муниципальное образование как социально-экономическую систему на примере города Оренбурга, структуру города как системы.
Исходя из поставленной цели, ставим перед собой следующие задачи:
- рассмотреть муниципальное образование как социально – экономическую систему;
- исследовать свойства муниципального образования как социально-экономической системы;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..2
1.Муниципальное образование как объект управления………………………5
1.1.Структура органов местного самоуправления……………………………….5
1.2.Понятие, виды, группы, признаки, типы муниципальных образований............................................................................................................12
2. Муниципальное образование как социально – экономическая система…………………………………………………………………………………….17
2.1. Аспекты системного подхода к исследованию муниципальных образований……………………………………………………………………………….17
2.2. Свойства муниципального образования как социально-экономической системы……………………………………………………………………………………23
3. Исследование муниципального образования как социально-экономической системы……………………………………………………………..35
3.1. Город Оренбург как ресурс социально-экономического развития Оренбургской области и Южного Урала…………………………………………..35
3.2. Анализ социально-экономического развития муниципального образования г. Оренбург за 2009-2011г……………………………………………...37
Заключение………………………………………………………………………………...43
Список использованной литературы………………………………………………..46
Приложение……………………………………………………………………………….48

Работа содержит 1 файл

курсач 1. 1. Муниципальное образование как социально-экономическая система..docx

— 76.19 Кб (Скачать)

     Глава муниципального образования в соответствии с  уставом муниципального образования:

     1) избирается на  муниципальных выборах либо представительным  органом муниципального образования  из своего состава;

     2) в случае избрания  на муниципальных выборах либо  входит в состав представительного  органа муниципального образования  с правом решающего голоса  и исполняет полномочия его  председателя, либо возглавляет  местную администрацию;

     3) в случае избрания  представительным органом муниципального  образования исполняет полномочия  его председателя;

     4) не может одновременно  исполнять полномочия председателя  представительного органа муниципального  образования и полномочия главы  местной администрации. 

     Глава муниципального образования в пределах полномочий:

     1) представляет муниципальное  образование в отношениях с  органами местного самоуправления  других муниципальных образований,  органами государственной власти, гражданами и организациями, без  доверенности действует от имени  муниципального образования;

     2) подписывает и  обнародует в порядке, установленном  уставом муниципального образования,  нормативные правовые акты, принятые  представительным органом муниципального  образования;

     3) издает в пределах  своих полномочий правовые акты;

     4) вправе требовать  созыва внеочередного заседания  представительного органа муниципального  образования. Глава муниципального  образования подконтролен и подотчетен  населению и представительному  органу муниципального образования.

     Полномочия главы  муниципального образования прекращаются досрочно в случае:

     1) смерти;

     2) отставки по  собственному желанию;

     3) отрешения от  должности в соответствии со статьей 74 настоящего Федерального закона;

     4) признания судом  недееспособным или ограниченно  дееспособным;

     5) признания судом  безвестно отсутствующим или  объявления умершим;

     6) вступления в  отношении его в законную силу  обвинительного приговора суда;

     7) выезда за пределы  Российской Федерации на постоянное  место жительства и др.

     Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган  муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования  полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления  отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования. Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.

     Глава местной администрации  не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная  и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно  за счет средств иностранных государств, международных и иностранных  организаций, иностранных граждан  и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным  договором Российской Федерации  или законодательством Российской Федерации.

     Контрольный орган  муниципального образования (контрольно-счетная  палата, ревизионная комиссия и другие) образуется в целях контроля за исполнением  местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о  его исполнении, а также в целях  контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной  собственности. Он формируется на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования. Депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий.

     Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного  должностного лица местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее  двух и более пяти лет. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.  

     1.2 Понятие, виды, группы, признаки, типы муниципальных образований

     Муниципальное образование — городское или  сельское поселение, муниципальный  район, городской округ либо внутригородская  территория городов федерального значения. Обязательными признаками любых  муниципальных образований являются следующие: наличие единой населенной территории, в пределах которой осуществляется местное самоуправление; устав муниципального образования; обособленная муниципальная  собственность; местный бюджет; органы местного самоуправления.

     Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями Федерального закона.

     В ФЗ используются следующие основные термины и понятия: сельское поселение – один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; городское поселение – город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; поселение – городское или сельское поселение; муниципальный район – несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; городской округ – городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; внутригородская территория города федерального значения – часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; муниципальное образование – городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения; межселенная территория – территория, находящаяся вне границ поселений; административный центр сельского поселения, муниципального района – населенный пункт, который определен с учетом местных традиций и сложившейся социальной инфраструктуры и в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации находится представительный орган соответствующего муниципального образования.

     В сельских поселениях, включающих два  и более населенных пункта, муниципальных  районах выделяются административные центры — поселения, в которых  расположены органы местного самоуправления соответственно сельского поселения, муниципального района.

     Муниципальные образования делятся на четыре группы:

     1) городские и сельские поселения;

     2) муниципальные районы;

     3) городские округа;

     4) внутригородские территории городов  федерального значения (Москва и  Санкт-Петербург).

     Сопредельные  городские и (или) сельские поселения  объединены в муниципальные районы. Наряду с поселениями муниципальный  регион может включать и межселенные  территории, т.е. находящиеся вне  границ составляющих район поселений. Городские округа занимают промежуточное  положение между муниципальными образованиями первой и второй групп. С одной стороны, они относятся  к числу городских поселений  и обладают закрепляемыми за ними полномочиями, с другой — наделяются и правами муниципальных районов, не входя в состав последних. Такие  поселения, как Москва, Санкт-Петербург, являются не муниципальными образованиями, а субъектами РФ. Местное самоуправление осуществляется на их отдельных территориях, именуемых внутригородскими территориями, и обладает рядом особенностей.

     Типы  муниципальных образований во многом зависят от специфики расселения и хозяйственной деятельности населения. Исходя из данного критерия, можно  выделить три основных типа муниципальных  образований. Наиболее древними и ныне малораспространенными являются территориальные  муниципальные образования. Данный тип характеризуется тем, что  на территории района практически отсутствуют  сколько-то значимые постоянные поселения. Этому признаку больше всего соответствуют  районы, где население занимается скотоводством и ведет преимущественно кочевой образ жизни. Подобная модель может использоваться также в сельскохозяйственных районах с высокой степенью рассеянности расселения, например, в районах, где преобладают фермерские хозяйства.

     В России территориальные муниципальные  образования рационально использовать преимущественно в районах Крайнего Севера, где население традиционно  занимается оленеводством, в некоторых  южных степных районах Сибири и Дальнего Востока. Другим ярко выраженным типом, возникшим в результате развития социально-экономического уклада, являются территориально-поселенческие муниципальные  образования. Данный тип используется преимущественно в тех районах, где существует несколько поселений, не имеющих самодостаточной собственной  производственной, социальной инфраструктуры. Такие поселения в силу того, что  обычно занимаются однотипным видом  хозяйственной деятельности, либо дополняют  друг друга в выполнении одного производственного  цикла (например, производство и первичная  переработка продуктов сельского  хозяйства), обычно имеют общие интересы и цели развития.

     Этим  характеристикам соответствуют  преимущественно сельские районы. В  связи с тем, что сельские поселения  относительно невелики, по отдельности  они не могут поддерживать многие необходимые объекты социальной инфраструктуры (больницы, школы и  т.п.). В том случае, если поселение  достаточно велико, обладает собственной  необходимой социальной и производственной инфраструктурой, возникает поселенческий  тип муниципальных образований. Традиционно подобные муниципальные  образования развирались как  многофункциональные, во многом самодостаточные  поселения. Однако в ходе индустриализации, как в нашей стране, так и  за рубежом возникли поселения, созданные  не в процессе естественного развития, а в результате целенаправленной политики государства либо крупных  корпораций — собственников градообразующих  предприятий. Для таких поселений характерна узкая специализация на каком-то одном виде деятельности, например, научном (наукограды), производственном (при градообразующих предприятиях), добывающем. Возникли также такие специфические поселения, как закрытые административно-территориальные образования, военные и пограничные городки. Хотя с точки зрения глобального повышения эффективности управления существование таких узкоспециализированных поселений оправдано, всегда следует отдавать себе отчет в том, что сами по себе они не жизнеспособны, так как по определению зависимы от тех организаций, которые их создали.

     Соответственно  органы местного самоуправления и население  таких искусственно созданных образований  в значительной степени лишены возможности  определять направления развития и  могут осуществлять в основном только текущее, функциональное управление. Судьба узкоспециализированных поселений  напрямую зависит от развития градообразующей  организации или предприятия.  
 

 

      2. Муниципальное образование как социально – экономическая система

     2.1 Аспекты системного подхода к исследованию муниципальных образований

     Большинство исследований с позиций системного подходаопределяют муниципальное  образование как социально-экономическую  систему, представляющую собой локальный  уровень в общей типологии  социально-экономических систем, построенной  по территориальному признаку. Среди  региональных социально-экономических  систем РФ выделяют четыре основные типа: макрорегиональные (охватывают значительные по территории регионы страны - европейская  часть России, азиатская часть  России, российский Север и т.д.); межрегиональные (объединяют несколько  регионов - субъектов РФ, которые  наиболее интенсивно взаимодействуют  между собой, например, регионы Северо-Запада, Центра, Черноземья, Урала и т.д.); региональные (соответствуют субъектам  РФ - республикам, краям, областям, автономной области и автономным округам, городам  федерального подчинения); локальные (территориально-административные части субъектов РФ - города, районы, муниципальные образования). Следовательно, исходя из данной классификации муниципальное  образование - локальная социально-экономическая  система.

Информация о работе Муниципальное образование как социально-экономическая система