Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 21:34, курсовая работа
Цель данного исследования – рассмотреть муниципальное образование как социально-экономическую систему на примере города Оренбурга, структуру города как системы.
Исходя из поставленной цели, ставим перед собой следующие задачи:
- рассмотреть муниципальное образование как социально – экономическую систему;
- исследовать свойства муниципального образования как социально-экономической системы;
Введение……………………………………………………………………………………..2
1.Муниципальное образование как объект управления………………………5
1.1.Структура органов местного самоуправления……………………………….5
1.2.Понятие, виды, группы, признаки, типы муниципальных образований............................................................................................................12
2. Муниципальное образование как социально – экономическая система…………………………………………………………………………………….17
2.1. Аспекты системного подхода к исследованию муниципальных образований……………………………………………………………………………….17
2.2. Свойства муниципального образования как социально-экономической системы……………………………………………………………………………………23
3. Исследование муниципального образования как социально-экономической системы……………………………………………………………..35
3.1. Город Оренбург как ресурс социально-экономического развития Оренбургской области и Южного Урала…………………………………………..35
3.2. Анализ социально-экономического развития муниципального образования г. Оренбург за 2009-2011г……………………………………………...37
Заключение………………………………………………………………………………...43
Список использованной литературы………………………………………………..46
Приложение……………………………………………………………………………….48
Дифференциация и лабильность в сочетании с иерархической структурой управления образует механизм адаптивности муниципального образования, определяющий его развитие и устойчивость. Управление муниципальным образованием всегда происходит в условиях неопределенности, которая определяется двумя главными его свойствами. Первое - это принципиальная неопределенность развития муниципального образования, заложенная в его природе, вследствие частой смены администрации и других факторов.
Конкретный путь эволюции муниципального образования относителен. Можно прогнозировать только общее направление развития, содержащее различные траектории. Эта неопределенность всегда присутствует при принятии решений в местных органах. Вторым свойством является неполная наблюдаемость процессов функционирования муниципального образования. Многие политические, социальные, экономические и другие процессы вообще не поддаются прямому наблюдению и о них можно судить только косвенно, по некоторым конечным результатам. Большинство процессов не имеют количественной меры и определяются только качественными категориями (влияние отдельных лиц, с учетом их рейтинга, на процессы в муниципальном образовании). Дискретно наблюдаемой является также часть социально-экономических процессов, хотя существует их количественная характеристика, например статистика, но она не дает полного представления о происходящих явлениях, да и к тому же, дает запаздывающую информацию о происходящих процессах. Неопределенность развития муниципального образования и неполная наблюдаемость происходящих в нем процессов составляют основные проблемы информационного обеспечения принятия решений в местных органах и, да и не только в них.
СЭС,
как сложные системы
Все
муниципальные образования
Муниципальное
образование может быть разделено
на несколько частей, которые можно
рассматривать как
Описание муниципального образования производится с помощью его качественных и количественных характеристик, именуемых параметрами. Параметры составляют основу описания процесса функционирования муниципального образования.
К важным понятиям системного анализа относится понятие состояние муниципального образования, под которым понимается совокупность значений параметров его описания, зафиксированное на какой-либо момент времени. Функционирование муниципального образования – это целенаправленное изменение его состояния во времени и пространстве.
Состояние муниципального образования обычно определяется в соответствии с выбранным критерием управления. Критерий - это некоторая функция от состояния муниципального образования, отражающая цели его функционирования в определенный отрезок времени. Использование в практике и теории муниципального управления понятия критерий весьма конструктивно и полезно. Он позволяет ранжировать муниципальные образования в субъекте федерации и объективно подойти к оценке деятельности главы муниципального образования.
Глава муниципального образования является координирующим элементом системы муниципального управления, согласовывающим действия нижестоящих звеньев.
Структурные
подразделения администрации
Муниципальные
унитарные предприятия (организации)
являются исполнительными элементами
системы муниципального управления, которые
выполняет определенные функции, например,
производят конкретную услугу или продукт.
Совокупное и целенаправленное действие
исполнительных элементов муниципального
образования составляет процесс его функционирования.
3. Исследование муниципального образования как социально-экономической системы
3.1
Город Оренбург
как ресурс социально-
Город Оренбург - крупный индустриальный, финансовый и культурный центр Оренбургской области и Южного Урала. Это столица вполне самодостаточного региона (Оренбургской области), находящегося в пятерке основных производителей сельскохозяйственной продукции всей России, соединяющего в себе европейскую и азиатскую части необъятной страны, открывающего выход на рынки наших юго-восточных соседей.
Оренбург имеет выгодное географическое положение, развитую логистическую инфраструктуру: международный аэропорт, узловая железнодорожная станция, таможенные терминалы и склады. Через него проходят многочисленные автомобильные дороги федерального и международного значения.
Сегодняшний Оренбург крупный индустриальный центр всего Южного Урала. Здесь развитая многоотраслевая экономика со специализацией в отраслях машиностроения и стройиндустрии, электротехнической и нефтехимической, газодобывающей и газоперерабатывающей, пищевой и легкой отраслях промышленности.
Основу
экономического потенциала города составляют
более 15 тысяч предприятия
Наличие высококвалифицированного кадрового и научного потенциала позволяет говорить об Оренбурге, как о городе с наукоемким и инновационным производством в машиностроении, металлообработке, электротехнической промышленности, газовой и энергетической отраслях.
В
последние годы в городе наметилась
позитивная тенденция практически
во всех отраслях экономики. Город набирает
солидные темпы роста в социально-
Вопросы социально-экономического развития, и в частности, привлечения внешних и внутренних инвестиций в экономику города реализуются через «Концепцию промышленной, инвестиционной и инновационной политики города Оренбурга до 2011 года» и «Основные направления социально-экономического развития города Оренбурга на 2008-2011 годы».
Инвестиционная политика направлена на объединение усилий всех участников инвестиционного процесса: предприятий, банков, страховых и лизинговых компаний, инвестиционных фондов и других структур.
Хорошо
развитая транспортная и энергетическая
инфраструктура, солидный научный и
кадровый потенциал делают город
привлекательным для
Создание
благоприятных условий для
В четвертый раз подряд Оренбург был признан «Лучшим муниципальным образованием Оренбургской области» по итогам областного конкурса «Лидер экономики» в социально-экономическом развитии территории.
Значительный инновационный потенциал города открывает большие возможности для создания уникальных и высоко конкурентных научно-производственных комплексов. В развитие экономики и социальной сферы город ежегодно готов принять и освоить более 200 миллионов долларов инвестиций на приобретение и монтаж новой производственной техники, оборудования и транспорта, обеспечивающих эффективность материального производства, на строительство жилья, зданий и сооружений, на развитие современной инфраструктуры.
Кроме
того, Оренбург может стать туристическим
центром, прекрасной здравницей, и даже
зимним курортом для наших соседей
и зарубежных гостей, богатые и
разнообразные природные
3.2
Анализ социально-
В 2009г экономический анализ показывает позитивную динамику основных показателей. Социально-экономическая ситуация в областном центре по итогам 2009 года охарактеризовалась сохранением достаточно высоких темпов роста. По 10 экономическим показателям из 15 Оренбург занимает 1 - 5 места среди городов Приволжского федерального округа (в том числе: добыча полезных ископаемых, производство и распределение электроэнергии, газа и воды на душу населения - I место).
Отмечается стабильно высокая занятость населения. Активно развивается предпринимательство. 8400 предприятий, представляющих малый бизнес, оказывают неоценимую помощь городу в решении социальных общегородских вопросов. Доля поступлений в бюджет города от предприятий малого бизнеса составляет 38%. В свою очередь местные власти оказывают малому бизнесу всестороннюю поддержку: выработаны и успешно применяются меры финансовой поддержки предпринимательства, создан Фонд поддержки малого бизнеса.
Отмечаются позитивные процессы в аграрном секторе. Второй год работают субботние ярмарки сельхозтоваропроизводителей; три сельхозпредприятия обеспечивают бюджетные учреждения овощами и картофелем по муниципальному заказу. Большая финансовая поддержка из бюджетов всех уровней идет на осуществление приоритетных национальных проектов. На реализацию национального проекта «АПК» выделено 22 млн. рублей, проекта «Образование» - 138 млн. рублей.
2010 год для Оренбурга был стабильным и успешным. Построены сотни тысяч метров жилья, современные спорткомплексы, детский сад, были приобретены троллейбусы, автобусы, современное оборудование для школ, больниц.
Динамика развития промышленного производства в течение 2010 года в целом оставалась положительной по всем видам экономической деятельности, несмотря на проявление негативных тенденций, связанных с мировым финансовым кризисом, затронувшим все сферы деятельности в конце года. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по фактическим видам деятельности, составил: добыча полезных ископаемых – 14,0 млрд. рублей или 128,1% к уровню 2009 года; обрабатывающие производства – 28,3 млрд. рублей (125,6%); производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 36,5 млрд. рублей (107,1%).
Объём инвестиций в основной капитал по всем источникам финансирования за 2010 год по оценке составит 24,6 млрд. руб., с ростом на 7,9% к 2009 году.
Изменение
общего объёма произошло за счёт снижения
собственных средств
В 2010 году значительно улучшились показатели работы сельхозпредприятий. На более высоком технологическом уровне проведены весенне-полевые работы, соблюден весь комплекс агротехнических мероприятий, что повлияло на результаты – валовой сбор зерновых культур составил свыше 57 тыс. тонн зерна, что выше уровня 2009 года на 38,6%; урожайность более 16,1 ц/га – наивысшая за последние 3 года. На существенный урожай зерновых культур в 2010 году повлияло несколько факторов: высокая цена на зерно в прошлом году, что позволило привлечь дополнительные инвестиции в сельское хозяйство и активизировать бизнес в агропромышленном комплексе, а также использование средств химизации (удобрения внесены на площади 2,6 тыс. га, средства защиты растений применены на площади 36,7 тыс. га).
Получены хорошие результаты в отрасли овощеводства.
Информация о работе Муниципальное образование как социально-экономическая система