Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 23:23, контрольная работа
Принцип разделения властей влечет создание противовеса каждому виду власти. Поскольку государственная власть едина, то ее ветви постоянно взаимодействуют, что порождает борьбу, соперничество. Законодательная власть вторгается в полномочия исполнительной власти, и наоборот. Чтобы не произошло полного, абсолютного поглощения одной ветви власти другой, была выработана система сдержек и противовесов. Ее сущность состоит в том, чтобы уравновесить власти, не дать возможность каждой из них оставаться бесконтрольной. Другими словами, в самой идее разделения властей заложено их противостояние. Отметим, что необходимым элементом системы сдержек и противовесов является оппозиция.
Введение……………………………………………………………………3
Зарождение и развитие принципа разделения властей………………….4
Философско-правовые и исторические основы разделения государственной власти…………………………………………………...6
Представительная власть в системе разделения властей……………….7
Исполнительная власть в системе разделения властей…………………9
Судебная власть в системе разделения властей…………………………17
Заключение………………………………………………………………..23
Список литературы……………………………………………………….26
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(РГГУ)
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
Угничева Александра Александровна
Доктрина разделения властей.
Итоговая контрольная работа по курсу:
Введение в профессию ГМУ
Студента 1-го курса заочной формы обучения
Руководитель
Чернов В. В.
Сургут, 2012
Введение
Принцип разделения властей
является важнейшим элементом
Принцип разделения властей влечет создание противовеса каждому виду власти. Поскольку государственная власть едина, то ее ветви постоянно взаимодействуют, что порождает борьбу, соперничество. Законодательная власть вторгается в полномочия исполнительной власти, и наоборот. Чтобы не произошло полного, абсолютного поглощения одной ветви власти другой, была выработана система сдержек и противовесов. Ее сущность состоит в том, чтобы уравновесить власти, не дать возможность каждой из них оставаться бесконтрольной. Другими словами, в самой идее разделения властей заложено их противостояние. Отметим, что необходимым элементом системы сдержек и противовесов является оппозиция.
Зарождение и развитие принципа разделения властей
Теория и практика разделения
властей имеют долгую, противоречивую
и вместе с тем поучительную историю.
Современная интерпретация
Впервые идея ограниченной и сложноорганизованной государственной власти появилась в Древней Греции. Именно там начала формироваться современная модель государственности2.
Древнегреческое идейно-теоретическое наследие оказало огромное влияние на становление и дальнейшее развитие государственности и мировой правовой культуры. В Древней Греции была создана система политико-правовых принципов и категорий, которые составляют основу современного мировоззрения. Принципиально важно отметить уникальность античной интерпретации личности и гражданского общества, понимание особенностей их взаимодействия с государством и отдельными его институтами. Впоследствии такое восприятие всего социального стало отправной точкой и одновременно ориентиром для западноевропейской политической и правовой культуры2.
Все категории, входящие в
систему ценностей
Основным качеством свободного
гражданина полиса считалось его
право и обязанность
Античная Греция, как известно, передала эстафету Риму. Греческая модель организации государственной власти в основных своих чертах была заимствована Римской республикой4.
Даже в первое столетие
империи Рим не являлся классической
самодержавной монархией с
На смену античному полису и империи с республиканскими институтами власти приходит средневековое мировоззрение, основанное на вотчинно-сеньориальной системе общественных отношений и принципах христианской морали. Именно в это время складывается классическое государство, которое окончательно отделяется от общества и приобретает черты уникального социального явления3.
Во времена средневековья создаются основы современной государственности, в конце концов, возникает само понятие «государственный аппарат», смыслом которого становится четкая государственно-властная иерархия специальных органов управления. Государство как особый элемент жизни общества становится субъектом и объектом права.
Однако при всей значимости эпохи средневековья следует все же признать, что более важным этапом, подготовившим основные идейные, теоретические и духовные предпосылки для дальнейшей разработки и модернизации концепции разделения властей, стали Реформация и Просвещение2.
Философско-правовые и исторические основы разделения государственной власти.
Очевидно, что первое наиболее крупное разделение власти развело политическую и религиозную (духовную) власти, т.е. власть государства и церкви. Это разделение не закончилось и в новейший период, так как если западная модель государственной власти однозначно решила данный спор в пользу светской власти, то восточная (мусульманская) - в пользу религиозных структур и институтов4.
Параллельно с процессом разграничения светской и духовной властей шел процесс разделения профессиональных функций власти - между властью центральной и местной. Таким образом, к новому времени разделение власти стало одной из организационных основ государств, где функционирует система разграниченных, но взаимосвязанных между собой государственных органов и учреждений.
Разделение государственной власти шло неравномерно. Классической и наиболее ранней формой разделения стало образование в конце ХVII в. парламента в Англии. Решающую роль сыграло образование разделенной государственной власти в США. Дальнейшее совершенствование теории и практики разделения государственной власти продолжается по сей день4.
Представительная власть в системе разделения властей
Представительная ветвь власти - неотъемлемая составляющая принципа разделения властей. В соответствии с концепцией разделения властей первое место среди ветвей государственной власти принадлежит представительной (законодательной). Исполнительная и судебная ветви хотя и имеют свою сферу деятельности, но действуют от имени и во исполнение закона1.
Представительная (законодательная) власть осуществляется, прежде всего, общегосударственным представительным органом, а в субъектах Федерации, в автономиях политического характера - также местными законодательными органами.
Представительная ветвь власти характеризуется определенной совокупностью черт.
Базовой является системность
представительной ветви власти: она составляет
систему представительных органов. Система
представительной ветви власти характеризуется
слабыми, в сравнении с системой исполнительной
ветви власти, внутрисистемными связями.
Системность представительной ветви власти
подтверждается наличием единого источника
власти (народа), общими принципами формирования
и деятельности, единой компетенцией с
разделением территории воздействия.
Общегосударственный представительный
орган не вправе распустить представительный
орган субъекта Федерации, автономии,
административно-
Представительные органы
обладают определенным объемом функций
и полномочий, набор которых зависит
от демократичности строя и
В сферу законодательной власти вмешиваются верховные и конституционные суды, конституционные советы. Они вправе объявлять законы неконституционными и тем самым лишать их юридической силы.
Основополагающее место представительной ветви власти в реализации принципа разделения властей определяет нормативное закрепление ведущей роли парламента. Парламент как носитель верховной законодательной власти занимает привилегированное положение в системе высших органов государственной власти3.
Выделив и проанализировав основные черты представительной ветви власти, можно предложить ее определение.
Представительная ветвь власти - ведущая из трех ветвей - согласно принципу разделения властей представляет собой систему коллегиальных выборных органов государства, выполняющих законотворческие, представительские и иные функции в зависимости от реализации системы сдержек и противовесов, принципов парламентаризма в конкретной стране в определенный исторический период, основанную на свободном или императивном мандате, ограниченном сроке полномочий.
Исполнительная власть в системе разделения властей
Происходящее усложнение
процессов социального
В XVII - начале XX в. была популярна идея господства законодательной власти над исполнительной и судебной. Так, один из основоположников теории разделения властей - Дж. Локк считал, что в "конституционном государстве, опирающемся на свой собственный базис и действующем в соответствии со своей собственной природой, т.е. действующем ради сохранения сообщества, может быть всего одна верховная власть, а именно законодательная, которой все остальные подчиняются"2.
Идея господства законодательной
власти над другими властями и
сегодня находит поддержку
Принципиально иное мнение высказывает Г.Н. Чеботарев4. Задаваясь вопросом, «совместимо ли сложившееся представление о разделении властей как властей не только самостоятельных, но и не подчиненных никаким другим властям с верховенством власти законодательной», он подчеркивает, что «само понятие «верховенство» предполагает подчиненность, а потому совершенно очевидно, что указанной совместимости быть не может»4. Развивая это положение, он отмечает, что «на вопрос о равенстве представительных, исполнительных и судебных органов или верховенстве одних над другими трудно дать однозначный ответ», ибо все они «занимают в системе свои ниши, а возможности воздействия друг на друга никак не могут использовать для того, чтобы поставить себя выше других»4.
Приведенные суждения Г.Н. Чеботарева
весьма показательны. Пожалуй, ныне в
российской юридической науке наиболее
распространено мнение, согласно которому
в развитых в экономическом отношении,
демократических странах
Информация о работе Муниципальная служба и ее взаимосвязь с государственной службой