Муниципальная служба и ее взаимосвязь с государственной службой

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 23:23, контрольная работа

Описание работы

Принцип разделения властей влечет создание противовеса каждому виду власти. Поскольку государственная власть едина, то ее ветви постоянно взаимодействуют, что порождает борьбу, соперничество. Законодательная власть вторгается в полномочия исполнительной власти, и наоборот. Чтобы не произошло полного, абсолютного поглощения одной ветви власти другой, была выработана система сдержек и противовесов. Ее сущность состоит в том, чтобы уравновесить власти, не дать возможность каждой из них оставаться бесконтрольной. Другими словами, в самой идее разделения властей заложено их противостояние. Отметим, что необходимым элементом системы сдержек и противовесов является оппозиция.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Зарождение и развитие принципа разделения властей………………….4
Философско-правовые и исторические основы разделения государственной власти…………………………………………………...6
Представительная власть в системе разделения властей……………….7
Исполнительная власть в системе разделения властей…………………9
Судебная власть в системе разделения властей…………………………17
Заключение………………………………………………………………..23
Список литературы……………………………………………………….26

Работа содержит 1 файл

ВП ГМУ_ИКР.docx

— 52.88 Кб (Скачать)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(РГГУ)

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

 

Угничева Александра Александровна

Доктрина разделения властей.

 

Итоговая контрольная работа по курсу:

Введение в профессию  ГМУ

Студента 1-го курса заочной  формы обучения

 

Руководитель

Чернов В. В.

 

 

 

Сургут,  2012

Содержание:

  1. Введение……………………………………………………………………3
  2. Зарождение и развитие принципа разделения властей………………….4
  3. Философско-правовые и исторические основы разделения государственной власти…………………………………………………...6
  4. Представительная власть в системе разделения властей……………….7
  5. Исполнительная власть в системе разделения властей…………………9
  6. Судебная власть в системе разделения властей…………………………17
  7. Заключение………………………………………………………………..23
  8. Список литературы……………………………………………………….26

 

Введение 

Принцип разделения властей  является важнейшим элементом функционирования демократического государства, исключающим  возможность соединения законодательной, исполнительной и судебной власти в  одних руках.

Принцип разделения властей  влечет создание противовеса каждому  виду власти. Поскольку государственная  власть едина, то ее ветви постоянно  взаимодействуют, что порождает  борьбу, соперничество. Законодательная  власть вторгается в полномочия исполнительной власти, и наоборот. Чтобы не произошло полного, абсолютного поглощения одной ветви власти другой, была выработана система сдержек и противовесов. Ее сущность состоит в том, чтобы уравновесить власти, не дать возможность каждой из них оставаться бесконтрольной. Другими словами, в самой идее разделения властей заложено их противостояние. Отметим, что необходимым элементом системы сдержек и противовесов является оппозиция.

 

 

Зарождение и  развитие принципа разделения властей

Теория и практика разделения властей имеют долгую, противоречивую и вместе с тем поучительную историю. Современная интерпретация принципа разделения властей при всей своей  актуальности и динамичности содержания опирается на огромный социальный опыт всего человечества, и поэтому  является достоянием всей цивилизации1.

Впервые идея ограниченной и сложноорганизованной государственной  власти появилась в Древней Греции. Именно там начала формироваться  современная модель государственности2.

Древнегреческое идейно-теоретическое  наследие оказало огромное влияние  на становление и дальнейшее развитие государственности и мировой  правовой культуры. В Древней Греции была создана система политико-правовых принципов и категорий, которые составляют основу современного мировоззрения. Принципиально важно отметить уникальность античной интерпретации личности и гражданского общества, понимание особенностей их взаимодействия с государством и отдельными его институтами. Впоследствии такое восприятие всего социального стало отправной точкой и одновременно ориентиром для западноевропейской политической и правовой культуры2.

Все категории, входящие в  систему ценностей древнегреческой  цивилизации, объединяет общий источник возникновения, которым является демократическое  устройство первых государств-полисов  и мифологическое представление  о божественной природе законов. Развитие древнегреческой правовой мысли происходило в контексте  поиска естественноправовой связи полиса-государства и личности на основе принципов справедливости, равенства и гражданской свободы2.

Основным качеством свободного гражданина полиса считалось его  право и обязанность участвовать  в управлении государством, что было несомненным достижением политической культуры того времени.

Античная Греция, как известно, передала эстафету Риму. Греческая  модель организации государственной  власти в основных своих чертах была заимствована Римской республикой4.

Даже в первое столетие империи Рим не являлся классической самодержавной монархией с всемогущим государем во главе. В Риме империя  не отменяла республику, а как бы дополнила ее. Имперские учреждения существовали параллельно с республиканскими, они довлели над ними, но не уничтожили их. Такая «живучесть» республиканских институтов объяснялась их высокой эффективностью. Парадоксально, но факт – империя пользовалась республиканской системой государственных органов3.

На смену античному  полису и империи с республиканскими институтами власти приходит средневековое  мировоззрение, основанное на вотчинно-сеньориальной системе общественных отношений и принципах христианской морали. Именно в это время складывается классическое государство, которое окончательно отделяется от общества и приобретает черты уникального социального явления3.

Во времена средневековья  создаются основы современной государственности, в конце концов, возникает само понятие «государственный аппарат», смыслом которого становится четкая государственно-властная иерархия специальных  органов управления. Государство  как особый элемент жизни общества становится субъектом и объектом права.

Однако при всей значимости эпохи средневековья следует  все же признать, что более важным этапом, подготовившим основные идейные, теоретические и духовные предпосылки  для дальнейшей разработки и модернизации концепции разделения властей, стали  Реформация и Просвещение2.

 

Философско-правовые и исторические основы разделения государственной  власти.

Очевидно, что первое наиболее крупное разделение власти развело  политическую и религиозную (духовную) власти, т.е. власть государства и  церкви. Это разделение не закончилось  и в новейший период, так как  если западная модель государственной  власти однозначно решила данный спор в пользу светской власти, то восточная (мусульманская) - в пользу религиозных  структур и институтов4.

Параллельно с процессом  разграничения светской и духовной властей шел процесс разделения профессиональных функций власти - между властью центральной и  местной. Таким образом, к новому времени разделение власти стало  одной из организационных основ  государств, где функционирует система  разграниченных, но взаимосвязанных  между собой государственных  органов и учреждений.

Разделение государственной  власти шло неравномерно. Классической и наиболее ранней формой разделения стало образование в конце  ХVII в. парламента в Англии. Решающую роль сыграло образование разделенной государственной власти в США. Дальнейшее совершенствование теории и практики разделения государственной власти продолжается по сей день4.

 

Представительная  власть в системе разделения властей

Представительная ветвь  власти - неотъемлемая составляющая принципа разделения властей. В соответствии с концепцией разделения властей  первое место среди ветвей государственной  власти принадлежит представительной (законодательной). Исполнительная и  судебная ветви хотя и имеют свою сферу деятельности, но действуют  от имени и во исполнение закона1.

Представительная (законодательная) власть осуществляется, прежде всего, общегосударственным представительным органом, а в субъектах Федерации, в автономиях политического характера - также местными законодательными органами.

Представительная ветвь власти характеризуется определенной совокупностью черт.

Базовой является системность представительной ветви власти: она составляет систему представительных органов. Система представительной ветви власти характеризуется слабыми, в сравнении с системой исполнительной ветви власти, внутрисистемными связями. Системность представительной ветви власти подтверждается наличием единого источника власти (народа), общими принципами формирования и деятельности, единой компетенцией с разделением территории воздействия. Общегосударственный представительный орган не вправе распустить представительный орган субъекта Федерации, автономии, административно-территориальной единицы. Представительство интересов, выборность - следующие характерные черты исследуемой ветви власти1.

Представительные органы обладают определенным объемом функций  и полномочий, набор которых зависит  от демократичности строя и реализации системы сдержек и противовесов, принципов парламентаризма в  той или иной отдельно взятой стране. Во многих странах парламент не является единственным общегосударственным  законодательным органом: законы могут  издавать и другие местные представительные органы2.

В сферу законодательной  власти вмешиваются верховные и  конституционные суды, конституционные  советы. Они вправе объявлять законы неконституционными и тем самым лишать их юридической силы.

Основополагающее место  представительной ветви власти в  реализации принципа разделения властей  определяет нормативное закрепление  ведущей роли парламента. Парламент  как носитель верховной законодательной власти занимает привилегированное положение в системе высших органов государственной власти3.

Выделив и проанализировав  основные черты представительной ветви  власти, можно предложить ее определение.

Представительная ветвь  власти - ведущая из трех ветвей - согласно принципу разделения властей представляет собой систему коллегиальных  выборных органов государства, выполняющих  законотворческие, представительские  и иные функции в зависимости  от реализации системы сдержек и  противовесов, принципов парламентаризма  в конкретной стране в определенный исторический период, основанную на свободном  или императивном мандате, ограниченном сроке полномочий.

 

 Исполнительная  власть в системе разделения  властей

Происходящее усложнение процессов социального управления, не менее стремительное изменение  реалий политико-правового мироустройства и обновление конкретных форм государственности, постоянная трансформация взаимоотношений  между властными структурами  внутри отдельно взятого социума  и многие другие моменты, характеризующие  современную общественную жизнь, требуют  инновационного подхода к их научному осмыслению. Представляется, что некоторые, в том числе и основополагающие, постулаты классической, восходящей еще к Дж. Локку и Ш.-Л. Монтескье  теории разделения властей практически  устарели, не вполне соответствуют  сегодняшней действительности и  поэтому нуждаются в корректировке  и обновлении3.

В XVII - начале XX в. была популярна  идея господства законодательной власти над исполнительной и судебной. Так, один из основоположников теории разделения властей - Дж. Локк считал, что в "конституционном государстве, опирающемся на свой собственный базис и действующем в соответствии со своей собственной природой, т.е. действующем ради сохранения сообщества, может быть всего одна верховная власть, а именно законодательная, которой все остальные подчиняются"2.

Идея господства законодательной  власти над другими властями и  сегодня находит поддержку среди  некоторых отечественных правоведов, несмотря на то, что во второй половине XX - начале XXI в. она устарела, противоречит действительному положению вещей. В.А. Туманов, В.Е. Чиркин, Ю.А. Юдин полагают, что ведущая роль законодательной власти в государственном механизме «обусловлена, во-первых, тем, что осуществляющий ее орган - парламент - получает легитимацию путем прямого волеизъявления населения страны (всеобщие выборы) и выступает, таким образом, как орган народного представительства; во-вторых, тем, что эта ветвь власти наделена исключительным правом законодательствовать и именно она создает ту правовую основу, в рамках которой только и могут действовать другие ветви государственной власти»2. В другой работе В.Е. Чиркин пишет: «В соответствии с концепцией разделения властей первое место среди ветвей государственной власти принадлежит законодательной»2. Приоритетное положение законодательной власти можно объяснить тем, что она формулирует основные направления внутренней и внешней политики, конструирует и закрепляет правовые масштабы3.

Принципиально иное мнение высказывает Г.Н. Чеботарев4. Задаваясь вопросом, «совместимо ли сложившееся представление о разделении властей как властей не только самостоятельных, но и не подчиненных никаким другим властям с верховенством власти законодательной», он подчеркивает, что «само понятие «верховенство» предполагает подчиненность, а потому совершенно очевидно, что указанной совместимости быть не может»4. Развивая это положение, он отмечает, что «на вопрос о равенстве представительных, исполнительных и судебных органов или верховенстве одних над другими трудно дать однозначный ответ», ибо все они «занимают в системе свои ниши, а возможности воздействия друг на друга никак не могут использовать для того, чтобы поставить себя выше других»4.

Приведенные суждения Г.Н. Чеботарева весьма показательны. Пожалуй, ныне в  российской юридической науке наиболее распространено мнение, согласно которому в развитых в экономическом отношении, демократических странах законодательная, исполнительная и судебная власти равнозначны  и равноправны, что позволяет  им с достаточной степенью эффективности  взаимно сдерживать, уравновешивать и контролировать друг друга. При  этом если и наблюдаются отдельные  отклонения с точки зрения равенства  властей, то они рассматриваются  скорее как исключения из правила, досадные и по сути своей случайные огрехи, подлежащие скорейшему устранению3.

Информация о работе Муниципальная служба и ее взаимосвязь с государственной службой