Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 15:07, курсовая работа
Объектом моей работы являются муниципально – правовые отношения, возникающие в ходе взаимодействия субъектов муниципального права. Что касается предмета исследования – то это непосредственно сами принципы муниципального права. В моей работе используются несколько методов исследования: сравнительный метод, изучение нормативно-правовой базы, аналитический метод.
Введение
Общая характеристика источников муниципального права
Источники муниципального права на федеральном уровне
Источники муниципального права на региональном уровне
Источники муниципального права на уровне муниципальных образований
Научная дисциплина муниципального права
Источники научной дисциплины муниципального права
Эволюция научной дисциплины муниципального права в Российской Федерации
Иные источники муниципального права
Судебные акты (решения), содержащие правовые позиции и нормативные предписания по вопросам организации местного самоуправления
Договоры и соглашения в области местного самоуправления
Международно – правовые акты, как источники муниципального права в России
Заключение
Список используемой литературы
Иные должностные лица местного самоуправления издают распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования.
2.
Научная дисциплина
муниципального права
2.1
Источники научной дисциплины
муниципального права
Источниками
научной дисциплины муниципального
права являются теоретические труды
российских и зарубежных ученых в
сфере муниципального права, историко-правовые
исследования и другие работы, в
которых разрабатываются
Источниками
научной дисциплины муниципального
права являются также правовые акты
как источники отрасли
Кроме
того, к источникам научной дисциплины
муниципального права относится
и практический опыт деятельности местного
самоуправления. На основе изучения и
обобщения такого опыта вырабатываются
научные рекомендации по повышению
эффективности организации и деятельности
местного самоуправления в Российской
Федерации.17
2.2
Эволюция научной дисциплины
муниципального права
в России
Муниципальное
право как научная дисциплина
в настоящее время еще
В
советский период правовые аспекты
деятельности местных органов власти
и управления изучались специалистами
государственного и административного
права. Необходимо отметить, что в
юридической литературе советского
периода предпринимались
Большой вклад в разработку вопросов организации и деятельности местных органов советской власти внесли такие ученые, как И.А. Азовкин, С.А. Авакьян, Г.В. Барабашев, А.А. Безуглов, В.И. Васильев, Р.Ф. Васильев, Л.А. Григорян, А.И. Ким, О.Е. Кутафин, А.И. Лукьянов, А.И. Лепепшин, В.А. Пертцик, А.Я. Слива, Н.Г. Старовойтов, Ю.А. Тихомиров, Я.Н. Уманский, В.И. Фадеев, К.Ф. Шеремет и др.
В настоящее время муниципальное право как научная дисциплина развивается весьма активно. Уже опубликован ряд исследований по данной тематике, появились диссертационные исследования. Возникла и новая научная дисциплина "Муниципальное право России". Ее изучение предусмотрено в соответствии с государственным образовательным стандартом в качестве одной из обязательных дисциплин по специальности "Юриспруденция".
3.
Иные источники муниципального
права
3.1
Судебные акты (решения),
содержащие правовые
позиции и нормативные
предписания по вопросам
организации местного
самоуправления
К числу судебных актов, содержащих нормативные предписания, в том числе и по вопросам организации местного самоуправления, могут быть отнесены:
Конституционный
Суд Российской Федерации (далее
Конституционный Суд РФ) занимает
в системе разделения власти особое
положение. Он не только «возглавляет»
процесс применения права сквозь
призму применения Конституции России.
Своими решениями, в том числе
в сфере местного самоуправления,
он выполнял и выполняет ориентирующую
роль для конституционных (уставных)
судов субъектов РФ. В недавнем
прошлом решения
В Решениях конституционного Суда РФ обосновывались такие важнейшие проблемы муниципального права как:
Правовую основу местного самоуправления могут составлять также акты правосудия, содержащие правовые позиции и нормативное толкование по вопросам организации местного самоуправления. В этой связи следует отметить, что все суды общей юрисдикции, за исключением мировых судей, обладают полномочиями на осуществление надзора за законностью нормативных правовых актов. Это значит, что суд дает оспоренному нормативному акту юридическую оценку его соответствия нормативному акту.
Особое внимание следует уделить тем актам органов правосудия, которые оказали влияние на развитие системы правовых основ местного самоуправления, хотя ниже приведенные судебные решения конкретно касаются организации местного самоуправления в г. Москве.
Так, например, наиболее значимыми в этом плане представляются решение Московского городского суда от 26 декабря 2000 г. по заявлению Жарко В.П., Павленко А.В., Шмелева В.А. о признании противоречащим федеральному законодательству и не подлежащим применению ч. 1 ст. 1, ч. 11 ст. 4, ч. 1 ст. 5, ч. 1 ст. 12, ч. 5 ст. 13, ст. 19 Закона города Москвы «О районной управе в городе Москве» (гражданское дело № 3-713/2000) и определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 30 марта 2001 г. № 5-Г01-12, которым незначительно уточнена резолютивная часть данного решения, в остальной части оно оставлено без изменения, а кассационные жалобы мэра г. Москвы и Московской городской Думы — без удовлетворения.
Важность
этих двух актов органов правосудия
заключается не только в том, что
ими было признано и подтверждено
несоответствие федеральному законодательству
положений закона Москвы «О районной
управе в городе Москве», но самое
главное в том, что в данных
судебных актах содержатся правовые
позиции и нормативное
3.2
Договоры и соглашения
в области местного
самоуправления
В ч. 4 ст. 8 Федерального Закона о местном самоуправлении 2003 г. предусматривается наличие такого источника муниципального права, как договоры и соглашения в области местного самоуправления. К их числу можно отнести договоры и соглашения, которые могут заключаться органами местного самоуправления в целях объединения финансовых средств, материальных ресурсов для решения вопросов местного значения, образования межмуниципальных объединений, учреждения хозяйственных обществ и других межмуниципальных организаций.
Кроме этого, органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района.22
Аналогичная возможность предоставлена и органам местного самоуправления муниципальных районов. Они вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав района, о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов муниципального района.
Договоры
и соглашения, действующие в сфере
местного самоуправления, выступают
перспективной формой сотрудничества
между органами власти различного уровня.
Следовательно, с расширением практики
их применения роль такого рода договоров
и соглашений как элемент правовой
основы местного самоуправления будет
повышаться.
3.3
Международно-правовые
акты, как источники
муниципального права
в России
Право
граждан на осуществление местного
самоуправления закрепляется не только
во внутригосударственном