Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 14:02, курсовая работа
Объектом исследования выступает конституционное право как одна из отраслей системы права Российской Федерации. Предметом исследования выступают общественные отношения в области определения места конституционного права в системе права Российской Федерации и его взаимосвязь с другими отраслевыми науками. Цель данной работы – определить место конституционного права России в системе права.
Введение 3
1. Конституционное право России как отрасль российского права. 4
1.1. Понятие и предмет Конституционного права РФ, и его место в системе российского права. 4
1.2 Место конституционного права в системе права Российской Федерации. 10
2. Структура российского конституционного права 12
2.1 Структурно-функциональные подразделения конституционного права 12
2.2 Классификация конституционно-правовых норм и институтов. 15
2.3 Система конституционного права 19
3.4 Источники конституционного права России 24
3. Коллизии в конституционном праве 27
3.1 Ответственность в конституционном праве. 28
Заключение. 30
Список литературы 31
2. Конституции республик, находящихся в составе России. Они принимаются высшими органами законодательной власти республики или референдумом. Конституция республики не может противоречить Конституции России. Республиканские конституции учитывают особенности субъектов федерации, так как вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий федерации по предметам совместного ведения федерации и ее субъектов, республики обладают всей полнотой государственной власти.
3.
Статус других субъектов
Конституция России предусматривает возможность принятия федерального закона об автономной области или округе по представлению законодательных и исполнительных органов этих субъектов Федерации (ст. 66 п. 2).
4. Законы Российской Федерации. Конституция 1993 года устанавливает существование двух видов законов:
федеральные конституционные законы и федеральные законы. Они различаются по юридической силе, предметам ведения, порядку принятия и особенностям применения в их отношении отлагательного вето Президента.
Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным самой Конституцией, в особом более усложненном порядке, установленном ст. 108 Конституции. Регулированию конституционным федеральным законом подлежат вопросы порядка введения и режима чрезвычайного положения (ст. 56); принятия в федерацию и образования в ее составе нового субъекта, изменение статуса субъектов (ст. 65, 66); утверждение описания и порядка использования государственных символов России (ст. 70); назначение и проведение референдумов (ст. 84);
определение режима военного положения (ст. 87); введение чрезвычайного положения на территории страны или в отдельных ее местностях (ст. 88) и т.д.
Федеральные законы в соответствии со ст. 105 Конституции России принимаются Государственной Думой и одобряются Советом Федерации, подписываются и обнародуются Президентом.
Конституция
закрепляет порядок принятия федеральных
конституционных законов (ст. 108) и
принятия федеральных законов (ст. 105-107).
В Конституции установлено
Принципиальный
характер имеют также положения,
сформулированные в ст. 15 Конституции,
об обязанности соблюдать
Для характеристики законов как источников конституционного права важное значение имеют положения Конституции о том, что законы подлежат официальному опубликованию. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Законы подлежат опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом. Их официальным опубликованием считается первая публикация полного текста в "Российской газете" и Собрании законодательства Российской Федерации. Закон вступает в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после официального опубликования, если самим законом не установлен иной порядок вступления в силу.
5.
Важным источником
6.
Источниками конституционного
7.
Источником конституционного
8.
К числу источников
Кроме этих видов актов Правительство принимает также заключения.
9.
Регламенты палат Федерального
Собрания содержат
10.
Федеративный характер
11.
К числу источников
12.
После принятия Конституции
Статья 15 Конституции устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
13. К числу специфических источников конституционного права относятся решения Конституционного Суда. Специфика этого вида определяется тем, что Конституционный Суд не может принимать нормативных актов, хотя его постановления окончательны, не подлежат обжалованию, вступают в силу немедленно после его провозглашения Они действуют непосредственно, не требуют подтверждения другими органами или должностными лицами.
Любые акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают юридическую силу
14. Правовые акты СССР и РСФСР. Отдельные из них сохраняют свою юридическую силу. Законы и другие правовые акты, действовавшие на территории России до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции.
15.
Источником конституционного
16.
В отдельных случаях
В
заключение надо подчеркнуть, что источниками
конституционного права являются не
все перечисленные выше акты, а
только те из них, которые содержат нормы
государственного права.
Сколь совершенной ни была бы система конституционного права, в какой бы мере ни обеспечивались единство и взаимосвязь ее элементов, она не может предотвратить противоречий между нормами, называемых коллизиями в праве. Эти коллизии могут порождать конфликты и конституционные кризисы, что, конечно, крайне нежелательно для любой власти. Отсюда стремление законодателя установить правовой порядок для разрешения коллизий. Коллизии порождаются разными причинами: юридико-техническим несовершенством законотворческой работы, столкновением новых и старых законов, отсутствием координации правотворчества субъектов федераций, судебными ошибками, произвольным толкованием конституции и других актов, выходом отдельных органов за пределы своих полномочий и т. д. Не следует забывать, что позитивное право творят представители политических сил с различным правосознанием, вследствие чего, например, нормы права неизбежно приобретают компромиссный характер, входя в противоречие с отдельными действующими правовыми нормами. Неизбежны и пробелы в конституционном праве, что может порождать столкновение толкований правомерности тех или иных действий как отдельных лиц, так и государственных органов. Для конституционного права особенно опасны коллизии между естественным и позитивным правом. Однако они сравнительно просты для разрешения: во всех случаях должен соблюдаться примат естественного права, хотя само это право в содержании своих отдельных норм тоже может порождать столкновение трактовок. Опасность коллизий подобного рода тем значительней, чем больше они угрожают реализации основной функции конституционного права: охраны прав и свобод человека и гражданина. Другой разряд коллизий связан со спорами о компетенции. В условиях острой политической борьбы, неясности конституционных формулировок и неразвитости практики общественного согласия подобного рода споры быстро перерастают в конституционный кризис. Именно это произошло в России в трагические октябрьские дни 1993 г. Споры о компетенции —постоянный спутник государственной жизни большинства развитых стран, их разрешение требует создания сильных органов конституционного контроля, способности конфликтующих сил к политическому урегулированию. Эти споры подтверждают несовершенство принятой в том или ином государстве формы правления, ее конституционного закрепления; отсюда постоянная потребность в улучшении законодательной техники и поднятии общего уровня конституционно-правовой теории. Наиболее частой коллизией является противоречие между законом и подзаконным актом. К сожалению, заложенный в самой Конституции инструмент преодоления этих коллизий —принцип приоритета закона —часто не срабатывает, и победителем в споре выходит все та же извечно противостоящая закону целесообразность. Столь же часты коллизии федерального закона и законов субъектов Федерации, хотя и здесь приоритет четко зафиксирован в Конституции РФ. Однако стремление власти к наиболее целесообразному решению тех или иных проблем нередко создает обстановку, при которой даже прямые нарушения Конституции не сопровождаются какими-либо санкциями против нарушителей. Правовой нигилизм —тяжелое наследие ушедшей тоталитарной системы. Коллизии и порядок их разрешения (коллизионное право) привлекают внимание науки российского конституционного права. Их актуальность во многом объясняется тем, что в России складывается новое конституционное право и его система пока не обеспечивает в необходимой степени все внутрисистемные связи и единство правовых норм. Пытаться предотвратить все коллизии —это все равно, что остановить жизнь, но определить пути их мирного преодоления на перспективу —важная задача науки и практики конституционного права19.
Ответственность
в конституционном праве
Информация о работе Место конституционного права России в системе права