Место конституционного права России в системе права

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 14:02, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования выступает конституционное право как одна из отраслей системы права Российской Федерации. Предметом исследования выступают общественные отношения в области определения места конституционного права в системе права Российской Федерации и его взаимосвязь с другими отраслевыми науками. Цель данной работы – определить место конституционного права России в системе права.

Содержание

Введение 3
1. Конституционное право России как отрасль российского права. 4
1.1. Понятие и предмет Конституционного права РФ, и его место в системе российского права. 4
1.2 Место конституционного права в системе права Российской Федерации. 10
2. Структура российского конституционного права 12
2.1 Структурно-функциональные подразделения конституционного права 12
2.2 Классификация конституционно-правовых норм и институтов. 15
2.3 Система конституционного права 19
3.4 Источники конституционного права России 24
3. Коллизии в конституционном праве 27
3.1 Ответственность в конституционном праве. 28
Заключение. 30
Список литературы 31

Работа содержит 1 файл

Курс. р. конст. пр. Место конст.пр. России в с-ме пр. файл.doc

— 281.50 Кб (Скачать)

       2. Конституции республик, находящихся в составе России. Они принимаются высшими органами законодательной власти республики или референдумом. Конституция республики не может противоречить Конституции России. Республиканские конституции учитывают особенности субъектов федерации, так как вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий федерации по предметам совместного ведения федерации и ее субъектов, республики обладают всей полнотой государственной власти.

       3. Статус других субъектов Российской  Федерации - краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов регламентируется также Уставами. Эти акты относятся к числу источников конституционного права и принимаются законодательными органами соответствующих субъектов.

       Конституция России предусматривает возможность принятия федерального закона об автономной области или округе по представлению законодательных и исполнительных органов этих субъектов Федерации (ст. 66 п. 2).

       4. Законы Российской Федерации.  Конституция 1993 года устанавливает  существование двух видов законов:

       федеральные конституционные законы и федеральные  законы. Они различаются по юридической  силе, предметам ведения, порядку  принятия и особенностям применения в их отношении отлагательного вето Президента.

       Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным самой Конституцией, в особом более усложненном порядке, установленном ст. 108 Конституции. Регулированию конституционным федеральным законом подлежат вопросы порядка введения и режима чрезвычайного положения (ст. 56); принятия в федерацию и образования в ее составе нового субъекта, изменение статуса субъектов (ст. 65, 66); утверждение описания и порядка использования государственных символов России (ст. 70); назначение и проведение референдумов (ст. 84);

       определение режима военного положения (ст. 87); введение чрезвычайного положения на территории страны или в отдельных ее местностях (ст. 88) и т.д.

       Федеральные законы в соответствии со ст. 105 Конституции  России принимаются Государственной  Думой и одобряются Советом Федерации, подписываются и обнародуются Президентом.

       Конституция закрепляет порядок принятия федеральных  конституционных законов (ст. 108) и  принятия федеральных законов (ст. 105-107). В Конституции установлено также  верховенство этих законов над всеми иными актами государственных органов, а также над законами субъектов федерации.

       Принципиальный  характер имеют также положения, сформулированные в ст. 15 Конституции, об обязанности соблюдать Конституцию  и законы органов государственной  власти, местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений.

       Для характеристики законов как источников конституционного права важное значение имеют положения Конституции  о том, что законы подлежат официальному опубликованию. Любые нормативные  правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

       Законы  подлежат опубликованию в течение  семи дней после их подписания Президентом. Их официальным опубликованием считается первая публикация полного текста в "Российской газете" и Собрании законодательства Российской Федерации. Закон вступает в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после официального опубликования, если самим законом не установлен иной порядок вступления в силу.

       5. Важным источником конституционного  права являются Указы и распоряжения  Президента Российской Федерации,  главы государства. Обладая широкими  полномочиями, Президент реализует  свою компетенцию путем издания указов и распоряжений, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. В ст. 90 Конституции подчеркивается, что указы и распоряжения не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам. В Конституции России предусмотрено также, что Указы Президента о введении военного положения и введении чрезвычайного положения подлежат утверждению Советом Федерации (ст. 102).

       6. Источниками конституционного права   являются также акты палат  Федерального Собрания - парламента Российской Федерации, представительного и законодательного органа. В соответствии со ст. 102 Конституции России Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению. Постановления принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации. Постановления принимает и Государственная Дума по вопросам, отнесенным к ее ведению; постановления принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок не предусмотрен Конституцией России.

       7. Источником конституционного права  являются также Декларации. Именно  в этой форме были приняты  "Декларация о государственном  суверенитете РСФСР" от 12 июня 1990 года, "Декларация о языках народов России" от 25 октября 1991 года и др.

       8. К числу источников конституционного  права относятся постановления  и распоряжения Правительства.  Они издаются на основании  и во исполнение Конституции  России, федеральных законов, нормативных  указов Президента. Эти постановления  и распоряжения обязательны к исполнению в России. В случае их противоречия Конституции, законам и указам, постановления и распоряжения правительства могут быть отменены Президентом Российской Федерации (ст. 115).

       Кроме этих видов актов Правительство  принимает также заключения.

       9. Регламенты палат Федерального  Собрания содержат конституционно-правовые  нормы, регулирующие вопросы организации  и деятельности Совета Федерации  и Государственной Думы. Они применяются  самой палатой и не требуют  утверждения никаким другим органом.

       10. Федеративный характер устройства  России обусловливает существование  таких видов источников государственного (конституционного) права как законы, принимаемые высшими представительными  органами республик, указы, принимаемые  главами этих государств в составе Российской Федерации, постановления законодательных и исполнительных органов в субъектах федерации.

       11. К числу источников конституционного  права относятся Договоры и  соглашения, заключаемые Российской  Федерацией с ее субъектами, а  также между самими субъектами федерации. Примером такого вида источника являются Федеративный Договор от 31 марта 1992 года, Договор между Российской Федерацией и Республикой Татарстан 1994 года и др.

       12. После принятия Конституции 1993 года в числе источников конституционного права появился еще один вид актов.

          Статья 15 Конституции устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

       13. К числу специфических источников конституционного права относятся решения Конституционного Суда. Специфика этого вида определяется тем, что Конституционный Суд не может принимать нормативных актов, хотя его постановления окончательны, не подлежат обжалованию, вступают в силу немедленно после его провозглашения Они действуют непосредственно, не требуют подтверждения другими органами или должностными лицами.

       Любые акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают юридическую силу

       14. Правовые акты СССР и РСФСР. Отдельные из них сохраняют свою юридическую силу. Законы и другие правовые акты, действовавшие на территории России до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции.

       15. Источником конституционного права являются также акты органов местного самоуправления. Эти органы, реализуя свои полномочия, установленные восьмой главой Конституции Российской Федерации, издают по вопросам своей компетенции правовые акты.

       16. В отдельных случаях источником  конституционного права могут быть акты, издаваемые чрезвычайными государственными органами в условиях введения военного или чрезвычайного положения. В этой связи ст. 55 Конституции России предусматривает, например, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в целях защиты конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства18.

       В заключение надо подчеркнуть, что источниками  конституционного права являются не все перечисленные выше акты, а  только те из них, которые содержат нормы государственного права. 
     
     
     
     
     

       3. Коллизии в конституционном праве

 

       Сколь совершенной ни была бы система конституционного права, в какой бы мере ни обеспечивались единство и взаимосвязь ее элементов, она не может предотвратить противоречий между нормами, называемых коллизиями в праве. Эти коллизии могут порождать конфликты и конституционные кризисы, что, конечно, крайне нежелательно для любой власти. Отсюда стремление законодателя установить правовой порядок для разрешения коллизий. Коллизии порождаются разными причинами: юридико-техническим несовершенством законотворческой работы, столкновением новых и старых законов, отсутствием координации правотворчества субъектов федераций, судебными ошибками, произвольным толкованием конституции и других актов, выходом отдельных органов за пределы своих полномочий и т. д. Не следует забывать, что позитивное право творят представители политических сил с различным правосознанием, вследствие чего, например, нормы права неизбежно приобретают компромиссный характер, входя в противоречие с отдельными действующими правовыми нормами. Неизбежны и пробелы в конституционном праве, что может порождать столкновение толкований правомерности тех или иных действий как отдельных лиц, так и государственных органов. Для конституционного права особенно опасны коллизии между естественным и позитивным правом. Однако они сравнительно просты для разрешения: во всех случаях должен соблюдаться примат естественного права, хотя само это право в содержании своих отдельных норм тоже может порождать столкновение трактовок. Опасность коллизий подобного рода тем значительней, чем больше они угрожают реализации основной функции конституционного права: охраны прав и свобод человека и гражданина. Другой разряд коллизий связан со спорами о компетенции. В условиях острой политической борьбы, неясности конституционных формулировок и неразвитости практики общественного согласия подобного рода споры быстро перерастают в конституционный кризис. Именно это произошло в России в трагические октябрьские дни 1993 г. Споры о компетенции —постоянный спутник государственной жизни большинства развитых стран, их разрешение требует создания сильных органов конституционного контроля, способности конфликтующих сил к политическому урегулированию. Эти споры подтверждают несовершенство принятой в том или ином государстве формы правления, ее конституционного закрепления; отсюда постоянная потребность в улучшении законодательной техники и поднятии общего уровня конституционно-правовой теории. Наиболее частой коллизией является противоречие между законом и подзаконным актом. К сожалению, заложенный в самой Конституции инструмент преодоления этих коллизий —принцип приоритета закона —часто не срабатывает, и победителем в споре выходит все та же извечно противостоящая закону целесообразность. Столь же часты коллизии федерального закона и законов субъектов Федерации, хотя и здесь приоритет четко зафиксирован в Конституции РФ. Однако стремление власти к наиболее целесообразному решению тех или иных проблем нередко создает обстановку, при которой даже прямые нарушения Конституции не сопровождаются какими-либо санкциями против нарушителей. Правовой нигилизм —тяжелое наследие ушедшей тоталитарной системы.   Коллизии и порядок их разрешения (коллизионное право) привлекают внимание науки российского конституционного права. Их актуальность во многом объясняется тем, что в России складывается новое конституционное право и его система пока не обеспечивает в необходимой степени все внутрисистемные связи и единство правовых норм. Пытаться предотвратить все коллизии —это все равно, что остановить жизнь, но определить пути их мирного преодоления на перспективу —важная задача науки и практики конституционного права19.

         3.1 Ответственность в конституционном праве.

 

       Ответственность в конституционном праве устанавливается совокупностью правовых принципов и норм, предусматривающих воздействие на органы государственной власти и должностных лиц в случае нарушения конституции и других норм конституционного права (конституционные деликты). Целью такого воздействия является недопущение нарушений или восстановление нарушенных правовых положений. Основы ответственности за нарушение конституции, обеспечения прямого действия конституции, законов, устранения несоответствия одних актов другим обычно устанавливаются самой конституцией. Этому служит принцип верховенства конституции, исключающий легитимность любых правовых актов, противоречащих конституции20. Властными полномочиями для обеспечения верховенства наделяются глава государства, выступающий как гарант конституции, правительства, судебные органы. Важную роль играет конституционный контроль, обеспечивающий соответствие правовых актов конституции страны. В ряде государств для обеспечения единства правового поля учреждены прокуратура, уполномоченный по правам человека, ведомства по охране конституции. Полномочия этих органов, составляющие механизм защиты конституции и законов, предусматривают возможность применения определенных мер воздействия к органам власти и должностным лицам. В своей совокупности эти полномочия служат гарантией защиты прав граждан, сохранения конституционного строя и законности, а также защиты от злоупотребления властью, нарушения пределов компетенции органов власти, возможности узурпации власти и т. д. От этой ответственности следует отличать ответственность за  нарушение конституционно-правовых норм, которую несут граждане и должностные лица по другим отраслям права (уголовному, административному, гражданскому). Так, например, защита Отечества является конституционным долгом и обязанностью гражданина РФ, но за уклонение от этой обязанности лицо несет административную или уголовную ответственность; каждый по Конституции обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, но за нарушение этой нормы лицо отвечает по гражданскому, уголовному и административному законодательству. Во всех приведенных случаях ответственность носит не конституционно-правовой характер, хотя она наступает также за нарушение норм конституционного права. Что же касается собственно конституционно-правовой ответственности, то она не имеет ни материального, ни репрессивного характера. На гражданина, если он не является должностным лицом, эта ответственность не распространяется. В тоталитарном государстве ответственность носит формальный характер и распространяется на несущественные государственно-правовые отношения. Но в демократическом, правовом государстве ответственности гораздо больше, и она выступает как реальная гарантия против концентрации власти и злоупотребления ею. Ответственность должна распространяться на должностных лиц и органы не только низшего и среднего звена, но и самого высшего. Президент РФ, например, несмотря на то что он пользуется высшей легитимностью, ибо напрямую избирается народом, несет ответственность перед Конституционным Судом, который вправе отменить его нормативные акты, если они противоречат Конституции, а также перед Федеральным Собранием, которое вправе отрешить его от должности согласно процедуре, предусмотренной ст. 93 Конституции РФ. Федеральными законами установлена ответственность представительных органов и глав администраций субъектов РФ и местного самоуправления за принятие нормативных правовых актов, которые признаны судами противоречащими Конституции РФ. Законами также предусмотрена возможность применения в определенной процедуре мер воздействия вплоть до роспуска представительных органов и отрешения от должности высших должностных лиц субъектов РФ и глав администраций местного самоуправления. Конституционно-правовая ответственность иногда представляет собой реализацию санкции, указанной в конституционно-правовой норме. Такой санкцией выступает и отмена незаконных актов, и освобождение от должности (отставка), и лишение депутата его полномочий. В российском конституционном праве закреплена ответственность Правительства перед Президентом, который, например, вправе без объяснения причин отправить в отставку любого министра. Правительство также несет определенную ответственность перед Федеральным Собранием, которое вправе выразить ему недоверие. Все государственные органы несут ответственность за соответствие своих актов Конституции РФ, эту ответственность реализует Конституционный Суд.

Информация о работе Место конституционного права России в системе права