Место конституционного права России в системе права

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 14:02, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования выступает конституционное право как одна из отраслей системы права Российской Федерации. Предметом исследования выступают общественные отношения в области определения места конституционного права в системе права Российской Федерации и его взаимосвязь с другими отраслевыми науками. Цель данной работы – определить место конституционного права России в системе права.

Содержание

Введение 3
1. Конституционное право России как отрасль российского права. 4
1.1. Понятие и предмет Конституционного права РФ, и его место в системе российского права. 4
1.2 Место конституционного права в системе права Российской Федерации. 10
2. Структура российского конституционного права 12
2.1 Структурно-функциональные подразделения конституционного права 12
2.2 Классификация конституционно-правовых норм и институтов. 15
2.3 Система конституционного права 19
3.4 Источники конституционного права России 24
3. Коллизии в конституционном праве 27
3.1 Ответственность в конституционном праве. 28
Заключение. 30
Список литературы 31

Работа содержит 1 файл

Курс. р. конст. пр. Место конст.пр. России в с-ме пр. файл.doc

— 281.50 Кб (Скачать)

       2) как правило, не порождают конкретных  правоотношений;

       3) определяют сущностное содержание  правового воздействия на все  сферы общественных отношений,  все стороны социальной реальности; нормам рассматриваемого института  не могут противоречить никакие другие положения Конституции РФ;

       4) адресованы всем субъектам права,  всем правоприменяющим субъектам;

       5) имеют способом своей защиты  общий режим охраны Конституции,  конституционного строя, могут  быть изменены только путем  принятия новой Конституции;

       6) устанавливаются преимущественно  в конституционной форме;

       7) являются в преобладающей части  нормами-принципами, нормами-дефинициями,  нормами-целями;

       8) предполагают для практической  и правовой реализации содержащихся  в них целей "включение" всех отраслей права;

       9) призваны обеспечить системное  закрепление концептуальных идей, основополагающих для данного  общества и государства.

       Нормы данного института по своим функциям являются определяющими для всех других институтов конституционного права, направляют все конституционно-правовое регулирование.

       Нормы института конституционного права, закрепляющие основы правового статуса  человека и гражданина:

       1) воздействуют на общественные  отношения в основном путем  провозглашения, признания государством естественными, неотчуждаемыми прав человека;

       2) реализуются по преимуществу  вне конкретных правоотношений;

       3) входят в сферу взаимоотношений  государства и личности;

       4) включают в качестве субъекта  права человека (гражданина), как  такового, вне связи его с каким-либо особым правовым статусом;

       5) предусматривают особую систему  охраны, не могут быть пересмотрены  без принятия новой Конституции;

       6) предполагают подключение многих  других отраслей права, в которых  реализация конституционных прав  граждан осуществляется путем возникновения конкретных правоотношений (трудовых, гражданских, семейных и др.).

       Институт, объединяющий нормы, регулирующие государственное  устройство России, т.е. ее федеративное устройство, отличается специфическим  кругом субъектов возникающих на их основе конституционно-правовых отношений, их особой правоспособностью. Имеются характерные черты и в составе норм данного института. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 11 Конституции РФ разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, Федеральным и иными договорами.

       Некоторые особенности присущи соотношению  федеральных законов и нормативных  правовых актов субъектов РФ по юридической  силе. В предусмотренных Конституцией РФ случаях последние имеют приоритет перед федеральными законами (ч. 6 ст. 76 Конституции РФ). Для норм данного института предусмотрен и особый характер их охраны, разрешения коллизий, возникающих в процессе правоприменения, - путем согласования или конституционного судопроизводства, через Конституционный Суд Российской Федерации.

       Нормы института, который определяет систему  органов государственной власти и органов местного самоуправления, имеют следующие особенности:

       1) это нормы преимущественно прямого  регулирующего действия; они реализуются в конкретных правоотношениях;

       2) в качестве субъектов возникающих  на их основе правоотношений  выступают органы государства  и органы местного самоуправления  в их статусе органов народовластия;

       3) преобладающая часть данных норм устанавливается на основе Конституции России в актах текущего законодательства, детально определяющих порядок образования органов, их компетенцию, формы деятельности;

       4) для норм этого института характерно  специфическое, отличное от других  институтов, соотношение норм общефедеральных и норм, действующих на территории каждого из 89 субъектов Российской Федерации, а также на территориях, в которых осуществляется местное самоуправление.

       Таким образом, совокупность юридических  особенностей, указанных выше, и придает определенной группе конституционно-правовых норм качество элемента отрасли, занимающего относительно самостоятельное положение в ее системе. Причем исходным началом, определяющим все юридические свойства элементов отрасли, является характер той сферы общественных отношений, которые регулируются составляющими эти элементы нормами, т.е. предмет правового регулирования.

       Анализ  системы отрасли конституционного права предполагает не только выявление  ее составных частей, ее главных  элементов, но и обоснование их соотношения и места каждого из них в этой системе.

       В основе такого подхода к системе  отрасли лежит реальное соотношение  тех сфер общественных отношений, которые  являются предметом регулирования  нормами конституционно-правовых институтов. Однако это соотношение может рассматриваться лишь как первичная, исходная основа, определяющая структуру отрасли. Очевидно, что она имеет и правовую основу. Правовая основа заключается в том, что между конституционно-правовыми институтами существует такая правовая форма взаимодействия, в силу которой нормы одного института создают предпосылки для действия норм другого, определяют их направленность и содержание.

       Нормы института, который закрепляет основы конституционного строя, занимают первое место в системе данной отрасли, поскольку в них содержатся исходные начала правового регулирования, осуществляемого нормами других конституционно-правовых институтов.

       На  следующем месте стоит институт, устанавливающий основы правового  статуса человека и гражданина, его  права, свободы и обязанности. Место этого института обусловлено тем, что человек, его права и свободы признаются высшей ценностью в государстве и обществе, главной целью функционирования всех государственных и общественных структур.

       Конституционно-правовой институт, нормы которого закрепляют федеративное устройство государства, создает предпосылки для организационного построения системы органов государственной власти. Нормы этого института устанавливают существующие в Российской Федерации национально-государственные и политико-территориальные образования, в соответствии с которыми строится система органов государства. Вот почему этот институт предшествует институту, закрепляющему систему органов государственной власти и систему органов местного самоуправления.

       При характеристике системы конституционного права важное значение имеет вопрос о ее соотношении с системой конституции, являющейся основным источником отрасли. Это часть более общей проблемы - о соотношении системы права и системы законодательства. Они связаны между собой, но полностью не совпадают.

       Система отрасли конституционного права  предопределяется объективными факторами. Однако она выявляется и формулируется  путем теоретических исследований, а потому субъективный фактор играет главенствующую роль при характеристике ее составных элементов. Система конституции - категория субъективная, поскольку систематизация конституционных норм осуществляется законодателем. Однако последний осуществляет ее не произвольно, а с учетом и на основе воспринятых им объективных связей, существующих в сфере регулируемых конституционно-правовыми нормами общественных отношений, их системности. Исходя из этого, сама группировка норм в институты, содержащаяся в конституции, имеет нормативное значение, и ее нельзя произвольно отбрасывать при определении системы отрасли конституционного права, хотя и не каждый элемент системы конституции выступает как самостоятельный элемент системы отрасли. Принятая в конституции группировка норм не может полностью совпадать со структурой отрасли. Хотя основы систем общие, но закономерности их формирования имеют особенности.

       Система отрасли охватывает всю совокупность конституционно-правовых норм, а система  конституции - лишь часть этих норм, составляющую основу всего конституционно-правового  регулирования.

       Как для системы отрасли конституционного права, так и для системы конституции  отправным, исходным началом является группировка норм на основе единства их содержания, специфики регулируемых ими общественных отношений, а следовательно, и своеобразного круга субъектов. Однако соотношение этих начал систематизации в конституции и в отрасли полностью не совпадает.

       Для системы отрасли характерен более  высокий, чем для системы конституции, уровень обобщения норм по их предметному  содержанию. Так, элемент системы отрасли составляет вся совокупность конституционно-правовых норм, определяющих систему органов государственной власти, принципы их организации, основы их взаимоотношения и компетенции. В системе конституции эти нормы рассредоточены по конституциям как Российской Федерации, так и республик в ее составе, по уставам других субъектов Федерации.

       И система отрасли конституционного права, и система конституции  не есть нечто застывшее, раз навсегда данное. Они развиваются, отражая  уровень правового воздействия на общественные отношения, объективно обусловленный потребностями социальной реальности.

       На  каком-то этапе конституция и  отрасль конституционного права  могут отставать от объективно меняющихся потребностей. При создании необходимых  условий происходит существенная перестройка систем отрасли и конституции. Это находит свое выражение в принятии новой конституции, изменении ее системы. Претерпевает изменения и система отрасли. Такой процесс произошел на данном этапе развития конституционного права России с принятием Конституции 1993 года. Она определила новые концепции общественного развития, заложила новые принципы конституционно-правового регулирования, ввела иные правовые институты. Это, естественно, отразилось и на системе конституционного права как отрасли в целом, и особенно на внутреннем строении каждого из ее правовых институтов17. 
     
     
     
     

 

       

       3.4 Источники конституционного права России

 

       Под источником конституционного права (в  юридическом смысле) понимаются юридические  формы, способы выражения правовых норм, регулирующих общественные отношения, составляющие по своему содержанию предмет государственного конституционного права. Эти источники носят как писаный, так и неписаный характер, они состоят из нормативных правовых актов, общих принципов права, естественного права, обычаев, судебных прецедентов и определенных международно-правовых актов. Образуемая при этом иерархическая система обеспечивает необходимое для правоприменения соотношение различных источников между собой по степени юридической силы, их приоритетности. Источники конституционного права (конституция, закон, указ и другие правовые акты) характерны практически для всех институтов конституционного права, и не следует думать, что каждому институту соответствует какая-то одна форма. Так, институт исполнительной власти регламентируется в форме конституционных норм, законов, указов Президента, решений Конституционного Суда. То же можно сказать о каждом институте.

       Формы конституционного права составляют систему, в которой одни акты выполняют  роль актов более высокой юридической силы по отношению к другим (например, Конституция по отношению к закону или указу Президента, а закон по отношению к указу Президента и постановлению Правительства). Далеко не безразлично, в какой форме реализуется правовая норма, регулирующая те или иные отношения, тут должен быть жесткий порядок, чтобы предупредить войну источников. Например, постановлением Правительства или даже законом нельзя расширять основные полномочия исполнительной власти (для этого требуется принять поправку к Конституции в соответствии с предусмотренной процедурой). Другой пример: государственный флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются только федеральным конституционным законом (ч. 1 ст. 70), а статус столицы Российской Федерации — обычным федеральным законом (ч. 2 ст. 70). Соблюдение порядка оформления правовых предписаний является важным условием конституционной законности. Признание того или иного акта источником права влечет за собой определенные правовые последствия. Это значит, что такой акт может порождать для граждан какие-то права и обязанности, а следовательно, гражданин вправе требовать защиты своих прав в судебном порядке. Специфика форм, которые присущи нормам конституционного права, не только в их содержании (поскольку конкретному содержанию, как правило, соответствует своя форма), но и в процедуре принятия соответствующих норм.  Закрепление основных прав и свобод граждан, например, может осуществляться только Конституцией и только в соответствии с установленным порядком ее принятия и изменения. 

       Итак  источниками конституционного права России являются законодательные и иные правовые акты, которые содержат нормы конституционного права. К ним относятся:

       1. Конституция Российской Федерации - главный источник государственного права. Ее нормы регулируют наиболее важные, общественные отношения. Нормы Конституции обладают высшей юридической силой. Это означает, что никакой другой законодательный акт не может противоречить положениям Конституции, а в случае коллизии действуют нормы конституционные.

       Конституция составляет правовую основу, фундамент  всего действующего законодательства. Она является актом прямого действия и применения на всей территории Российской Федерации.

Информация о работе Место конституционного права России в системе права