Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 14:02, курсовая работа
Объектом исследования выступает конституционное право как одна из отраслей системы права Российской Федерации. Предметом исследования выступают общественные отношения в области определения места конституционного права в системе права Российской Федерации и его взаимосвязь с другими отраслевыми науками. Цель данной работы – определить место конституционного права России в системе права.
Введение 3
1. Конституционное право России как отрасль российского права. 4
1.1. Понятие и предмет Конституционного права РФ, и его место в системе российского права. 4
1.2 Место конституционного права в системе права Российской Федерации. 10
2. Структура российского конституционного права 12
2.1 Структурно-функциональные подразделения конституционного права 12
2.2 Классификация конституционно-правовых норм и институтов. 15
2.3 Система конституционного права 19
3.4 Источники конституционного права России 24
3. Коллизии в конституционном праве 27
3.1 Ответственность в конституционном праве. 28
Заключение. 30
Список литературы 31
В целом, конституционное право является первичной отраслью национального права, так как устанавливает процесс воспроизводства всех отраслей права, в том числе и себя самого.
По
сути дела, во всех отраслях российского
права получают воплощение и конкретизацию
закрепленные нормами конституционного
права незыблемые, прирожденные права
и свободы человека и гражданина, конституционно-правовой
принцип: "Человек, его права и свободы
являются высшей ценностью".
Для всех отраслей права исходными являются установленные нормами конституционного права принципы федеративного устройства государства, разграничения полномочий между органами Федерации и ее субъектов.
Все отрасли основываются на закрепленных конституционным правом принципах организации системы власти, компетенции и принципах деятельности всех органов государственной власти, выступающих субъектами соответствующих отраслевых правоотношений.
Ведущее место конституционного права определяется тем, что конституционные нормы и принципы лежат в основе всей текущей нормотворческой деятельности Особенно эта роль возрастает с принятием новой Конституции, когда вслед за ней коренным образом совершенствуется, изменяется и дополняется вся законодательная система государства. Именно нормами конституционного права как ведущей отрасли права регулируется сам процесс создания права. Они определяют виды правовых актов, органов, их издающих, соотношение их юридической силы9.
Нормы
Конституции - основного источника
конституционного права - являются исходными
для всех отраслей права. Связь между
конституционным правом и другими отраслями
нельзя сводить только к его ведущему
положению в правовой системе России.
В свою очередь, нормы других отраслей
конкретизируют правила поведения, установленные
нормами конституционного права.
Все эти общие положения можно конкретизировать на примере соотношения конституционного права и ряда других отраслей права.
Так,
определяя систему органов
Первичные и наиболее осязаемые крупные
структурно-функциональные образования
конституционного права предопределены
конституцией. Разделы юридической конституции
- это и есть несущий каркас всей системы
конституционного права, ее фундамент,
юридическая первооснова. При таком подходе
в качестве важнейших структурно-функциональных
подразделений конституционного права
могут быть представлены следующие группы
конституционно-правовых норм: а) нормы,
закрепляющие устои государства и общества;
б) нормы, легализующие естественные права
и свободы человека, определяющие правовое
положение гражданина; в) нормы, решающие
вопросы государственно-
Как обозначать эти структурно-функциональные подразделения? Обычно они именуются институтами конституционного права. При таком подходе, институт конституционного права -это система однородных и взаимосвязанных норм, регулирующих достаточно устойчивый круг общественных отношений в пределах предмета данной отрасли права.
Вроде бы все ясно. Однако при углублении в предмет оказывается, что здесь далеко не все просто и ясно.
Е.И.Козлова вопрос о системе конституционного (государственного) права решает следующим образом. По ее мнению, конституционное (государственное) право состоит из следующих важнейших институтов: 1) основы конституционного строя; 2) основы правового статуса человека и гражданина; 3) федеративное устройство государства; 4) система государственной власти и система местного самоуправления10.
По мнению В.Г.Стрекозова и Ю.Д.Казанчева, "система конституционного права как отрасли права включает следующие группы норм:
1) закрепляющие и регулирующие основы конституционного строя Российской Федерации;
2)
устанавливающие основы
3)
закрепляющие национально-
4)
устанавливающие порядок
5)
закрепляющие порядок внесения
конституционных поправок и
М.В.Баглай считает, что система российского конституционного права включает следующие основные правовые институты с их внутренними подразделениями (подсистемами): основы конституционного строя; основные права и свободы человека и гражданина; федеративное устройство; избирательная система (избирательное право); президентская власть; законодательная власть; исполнительная власть; государственная власть субъектов; судебная власть и прокуратура; местное самоуправление; порядок внесения поправок и пересмотр конституции11.
Существуют определенные сложности и в научной квалификации отдельных групп конституционно-правовых норм.
К.В.Арановский обозначает избирательное право в качестве института: "...под избирательным правом подразумевается институт, т.е. совокупность норм, регулирующих порядок и условия формирования выборных органов, замещения выборных должностей"12. С ним солидарен и М.В.Баглай: "В Конституции РФ, например, нет раздела об избирательном праве, но это, безусловно, один из основных институтов конституционного права". Однако А.Е.Постников находит, что "обширность правового регулирования выборов в Российской Федерации, обилие актов избирательного законодательства и достаточно четкая структурированность правовых институтов, входящих в избирательное право, позволяет утверждать, что оно является не институтом, а подотраслью конституционного права".
Сложности возникают и в установлении характера и места референдума в системе конституционного права. Референдум: что это? Часть (институт, подотрасль) избирательного права или самостоятельный институт конституционного права?
С развитием местного самоуправления в России (первоначально разрабатывались теоретические основы местного самоуправления, причем не в самых благоприятных условиях, затем, особенно после принятия Конституции РФ 12 декабря 1993 г., определенное развитие получило законодательство о местном самоуправлении, сейчас, похоже, начался процесс становления институтов местного самоуправления) актуализировалась тема муниципального права,
М.А.Краснов убежден в том, что муниципальное право - новая отрасль отечественного права, но он думает, что "должно смениться хотя бы одно научное поколение, чтобы появилась авторитетная современная школа российского муниципального права". Достаточно распространен взгляд, согласно которому муниципальное право - не основная, а комплексная отрасль, т.е. вторичное, производное образование, возникшее в результате развития местного самоуправления и законодательства о нем. В.В.Таболин, отождествляя понятия "муниципальное право" и "право муниципального управления", считает полемику о муниципальном праве как отрасли пустой. По его мнению, "многоотраслевая правовая деятельность муниципального управления ставит не проблему отраслевой "вторичности" муниципального права, а превращение его в эффективный правовой регулятор тех отношений, в которых муниципальные органы юридически компетентны". В итоге он склоняется к тому, что ныне желательно развивать муниципальное законодательство -совокупность юридических актов большей частью кодификационного характера. Однако существуют и несколько иные решения. М.В.Баглай, понимая муниципальное право как совокупность правовых норм, регулирующих организацию и деятельность органов местного самоуправления, находит, что в своей основной части -это все же институт конституционного права, поскольку его основным источником являются Конституция РФ, конституции (уставы) субъектов Федерации, законы Российской Федерации и ее субъектов.
По мнению академика Б.Н.Топорнина, "парламентское право" - самостоятельная отрасль права. С точки зрения И.М.Степанова, ' "парламентское право - подотрасль конституционного права наподобие избирательного или муниципального права". Вместе с тем отдельные авторы находят, что парламентское право все же институт конституционного права, хотя сложный и весьма своеобразный. С этой точки зрения показательны рассуждения А.А.Мишина: "... конституционные нормы, правила регламентов палат, регулирующие порядок организации и внутреннюю структуру, компетенцию, законодательную процедуру, а также права и обязанности депутата, составляют государственно-правовой институт парламента".
Расширение объема правового регулирования отношений, связанных с порядком образования, организацией и деятельностью по мнению отдельно политических партий, привело к формированию, по мнению иных авторов, партийного права ("права партий"). Ю.А.Юдин рассматривает "партийное право" в качестве подотрасли конституционного права, подобное, с его точки зрения, избирательному праву, парламентскому праву. Специфику "партийного права" он видит в том, что оно по своему характеру является комплексным, ибо "отношения, составляющие предмет регулирования, регулируются не только конституционно-правовыми, но и иными нормами (например, относящимися к порядку приобретения и утраты партиями легального статуса, их финансовой деятельности) ".
Н.В.Витрук пришел к выводу, что формирование и функционирование судебного конституционного контроля в постсоциалистических государствах обуславливает возникновение в них новой отрасли права - конституционного правосудия. По его мнению, конституционное правосудие как отрасль права представляет собой систему норм права, регулирующих качественно однородный комплекс общественных отношений, складывающихся в процессе организации и функционирования конституционного контроля, осуществляемого конституционными судами в форме самостоятельного вида судопроизводства. Он считает, что по своему содержанию "конституционное правосудие" то же, что "судебное конституционное право и процесс", но структурно оно представляет собой сложное образование: состоит из двух подотраслей - судебного конституционного права (материальное право) и судебного конституционного процесса (процессуальное право). С точки зрения же В.А.Кряжкова и Л.В.Лазарева, "конституционное правосудие - принципиально новый для России конституционно-правовой институт. Его предназначение - это обеспечение верховенства и прямого действия конституции, ограничение власти, защита прав и свобод личности. Осуществляемый в форме правосудия конституционный контроль выступает как самостоятельный, специальный вид контрольной деятельности государства, главный элемент правовой защиты конституции".
Любопытна позиция Ю.А.Тихомирова. Структурируя конституционное право в системе отечественного права в самостоятельную отрасль, Ю.А.Тихомиров вместе с тем подчеркивает, что конституционное право - ядро публичного права, базовая отрасль нормативно-ценностной ориентации, состоящей из идей, принципов и норм. По его мнению, подотрасли конституционного права: а) конституционный статус Российского государства (природа, цели, территория, гражданство, публичная власть, федеративное устройство, атрибуты); б) конституционный статус личности и гражданина; в) конституционная организация государственной власти; г) парламентское право; д) прямая демократия и избирательное право; е) право местного самоуправления; ж) конституционный статус общественных институтов; з) федеральное коллизионное право. Ю.А.Тихомиров находит, что в ряде случаев развиваются и "сквозные" институты.
Рассматривая же тему
Информация о работе Место конституционного права России в системе права